Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детско-родительские отношения в семье. Причины нарушений в детско-родительских отношениях в семье дошкольника

Проблема детско-родительских отношений

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; он характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Родители – отец и мать но отношению к своим детям. Родительская семья – семья, в которой родился человек. Детско-родительские отношения – определенные типы взаимоотношений между родителями и детьми.

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения, типы отношений "мать – ребенок"; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей, черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса, семейные роли ребенка, стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие "родительское отношение" имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителей и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Взаимоотношения в семье – форма и условия сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовать ее функции – воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей ее членов. Взаимоотношения в семье определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимопонимания, накладывают отпечаток на психическое и физическое здоровье родственников, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки воспитания детей.

Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: традиций семейного общения; социально-экономического состояния общества и его нравственно-психологической атмосферы; степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве; от типа семьи – многодетная, малодетная; ее структуры – главенство и подчинение; психических и личностных свойств родственников; степени их совместимости, конфликтности.

Воспитательная ситуация в семье – это процесс жизнедеятельности семьи с учетом ее структуры и состава. Воспитательная ситуация в семье учитывает влияние взрослых членов семьи (отец, мать, дедушки и бабушки) на формирование личности ребенка, его характерологических особенностей, навыков, умений, привычек.

Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и народом за воспитание своих детей. При невыполнении родителями установленных законом норм по воспитанию своих детей государство через суд имеет право лишить родительских прав и направить детей за счет родителей в воспитательное учреждение. Ответственность родителей за воспитание детей наступает при: подстрекательстве детей к совершению ими преступлений; посылке их нищенствовать; оставлении детей без помощи и воспитания; жестоком обращении с детьми; злостном уклонении от уплаты алиментов.

Проблема отцов и детей вечна, в ней заложено зерно конфликта – отцы и дети принадлежат к разным поколениям. Среди них нет хороших и плохих, они просто разные, причем каждое поколение несет в себе свою правду, поэтому между ними никогда не может быть абсолютного единства и гармонии. Если в раннем детстве этот изначально заложенный конфликт проявляется в форме детских капризов и слез, то по мере взросления он становится все острее и драматичнее. Поначалу ребенок требует внимания, заботы и любви, но чем старше становится, тем больше настаивает на полной свободе во всех отношениях.

Особенно ярко это проявляется в период, когда дети вступают в переходный возраст. Именно тогда конфликты из скрытых форм переходят в открытые и воплощаются в противостоянии детей и "надоевших предков". В дело вступает подростковая среда, стихия улицы, которая по-своему влияет на детей, усиливая их претензии к родителям. Она по большому счету формирует вкусы, стереотип поведения, любимые занятия, язык, взгляды на жизнь, далеко не во всем совпадающие с мнением старших. Родители, без которых маленькие дети не могли ступить ни шагу, раздражают, но в то же время они нужны как обслуга и спонсоры.

Взрослея, молодежь пробует изменить уклад жизни и навязывает свой порядок, в котором родителям отводится второстепенная роль. Сына может не устраивать авторитарность отца, которую он терпел в детстве, скупость матери, ограничивающей его в карманных расходах, придирчивость обоих родителей к внешнему виду или манере разговаривать. Детям кажется, что они слишком долго подчинялись родительскому диктату, а теперь пришел час их свободы.

Конфликт между поколениями, живущими под одной крышей, предопределен и неизбежен. Весь вопрос в том, в какой форме он проходит. В гармоничной семье умные уравновешенные родители сумели выстроить отношения, где у каждого свое место, роль и назначение. В этом случае различные взгляды детей и родителей будут дополнять друг друга и работать на общие цели: давать каждому возможность реализовать свою мечту, запять какое-то место в обществе.

В семье, где у родителей преобладают такие черты, как раздражительность, авторитарность, неспособность понять и принять другого человека, конфликт из скрытой формы легко перерастает в открытую. Он может быть бурным, острым и вялотекущим, хроническим. Если конфликт затягивается на длительное время, без перспективы договориться, родители и дети наносят друг другу психологические травмы, что в дальнейшем делает примирение маловероятным. Происходит разрыв связей между детьми и родителями.

Понятия "родительская позиция" и "родительская установка" используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка менее однозначна.

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

  • 1. Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение ("маленький неудачник") (А. Я. Варга, 1987).
  • 2. Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В. Н. Дружинин, 1996).
  • 3. Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
  • 4. Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А. С. Макаренко).
  • 5. Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские, отношения: заискивающий "миротворец"; "обвинитель"; расчетливый "компьютер"; сбитый с толку, "отвлекающийся".
  • 6. Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются нс автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении видеть, понимать и уважать его индивидуальность, Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Читайте так же:
Женский этикет в отношениях. Этикет. Правила поведения для истинных леди. Другие важные правила этикета

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. "Закостенелая", инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на "зону ближайшего развития" ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на измене общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и, прежде всего, личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

  • 1) его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
  • 2) возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
  • 3) темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
  • 4) религиозность;
  • 5) национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
  • 6) социальное положение;
  • 7) профессиональная принадлежность;
  • 8) уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через тс роли, которые играет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения [1] . Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: "козел отпущения", "любимчик", "примиритель", "беби". "Козел отпущения" – это объект для проявления взаимного недовольства супругов- родителей. "Любимчик" заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, "беби" с очень ограниченными правами. "Примиритель" вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

Выделяются и другие роли: "ребенок-обуза" "ребенок- раб", "ребенок-любовник" (одинокая, как правило, мать настаивает на "отношениях для двоих", закрепощает ребенка в узах своей любви); "ребенок как оружие" в борьбе с супругом; ребенок – "заместитель мужа" (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) [2] .

Нарушения семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших, по мнению З. Матейчека, человеческих потребностей – в активном контакте со средой и в активном контроле внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируются от обособленности до зависимости.

  • 1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.
  • 2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, рассредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.
  • 3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивностъ, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.
  • 4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Подобная модель социальной среды используется для интерпретации нарушений воспитания в детских домах и в семьях.

Выделяют также три типа отношений: симпатия – антипатия, уважение – пренебрежение, близость – дальность (А. С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: "Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом".

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком): "Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним".

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения): "Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю".

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция): "Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит".

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция): "Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело".

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция): "Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям".

Преследование (антипатия, неуважение, близость): "Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!"

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция): "Я не хочу иметь дела с этим негодяем".

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Жамалетдинова, Г. Р. Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста / Г. Р. Жамалетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46030/ (дата обращения: 21.10.2021).

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. В статье анализируются стили воспитания дошкольников в семье с целью определения взаимосвязи стилей воспитания и становления или личностных качеств дошкольника. В статье показано, что стили семейного воспитания способствуют формированию или блокированию социально-значимых качеств личности.

Ключевые слова: стили воспитания, социально значимые качества, детско-родительские отношения, конструктивное общение, самосознание, самооценка, личностное развитие

Особенная роль в формировании личности ребенка обычно отводится фактору взаимодействия родителей с детьми. С первых дней жизни ребенка социальная среда передана ему как система семейного взаимодействия (А. В. Иванов) [3]. На первых порах родители ребенка являются единственными носителями общественных отношений и единственным звеном, опосредующим все другие связи ребенка с миром [5]. Являя собой сложное переплетение социальных взаимоотношений, выражающееся в системе семейного взаимодействия и коммуникации, семья именно в этом качестве предстает наиболее значимым фактором повседневного существования и развития личности ребенка [6].

Читайте так же:
Как изменить отношение к ситуации, как изменить взгляды на жизнь. Как женщине изменить свое отношение к себе и к жизни

Семья — это социокультурный феномен, выполняющий особую функцию в социальном сопровождении и поддержке растущего человека. Семья является той начальной «социальной матрицей», тем необходимым условием формирования личности, где определяется социальный статус ребенка, закладывается почва для становления ее мировоззрения и убеждений, установок, морально-этических идеалов, вкусов, социального поведения [9]. Значимость и важность семьи в становлении ребенка как личности, по мнению Е. П. Арнаутовой, обусловлена тем, что семейная микросреда является главным «транслятором» социальных норм и культурных ценностей, которые имеют тенденцию к непосредственному усвоению ребенком [1].

Исследуя различные аспекты социальной ситуации развития дошкольника, А. В. Мудрик акцентирует внимание на социализирующих функциях семьи:

– семья обеспечивает безопасное физическое и эмоциональное развитие ребенка;

– семья существенно влияет на формирование психического статуса ребенка, набор личных характеристик, особенности эмоциональных реакций, самооценку, ролевые установки;

– семья имеет важное значение в овладении человеком социо-культурными нормами и поведенческими образцами;

– в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека: стиль жизни, уровень притязаний, жизненные устремления и мировоззренческие установки [4].

– Анализ научных текстов по проблеме детско-родительских отношений позволяет заключить, что стили семейного воспитания способствуют формированию или блокированию выявленных нами социально-значимых качеств личности: проницательность; социальная смелость, общение, самодостаточность; индивидуальность, самостоятельность, ответственность; импульсивность, сопереживание, сочувствие, содействие.

– Нами было проведено эмпирическое исследование, включавшее в себя анализ детско-родительских отношений в семьях старших дошкольников, оценка особенностей личности дошкольников и сопоставление полученных результатов.

Цель нашего исследования: провести исследования специфики взаимодействия взаимосвязи детско-родительских отношений с целью формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Исследование осуществлялось с использованием следующих методик:

1) Для диагностики родительского отношения мы воспользовались тестом-опросником родительского отношения (ОРО). (А. Я. Варга)

2) Авторская анкета, составленная Щекиной Е. А. (исходя из компонентов психолого — педагогической компетентности родителей) «Взаимодействие родителей с детьми».

3) Для исследования компетентности родителей -«Анкета для родителей № 3», Автор педагог-психолог Жолобова Л. П.. Для определения социальной направленности мотивов и потребностей родителей в воспитании, т. е. определения мотивационно — потребностного компонента.

4) Для выявления сформированности личности ребенка использовался диагностический комплекс методик, предложенный кандидатом педагогических наук, Шепелевой Н. В. Данный комплекс, состоящий из различных заданий для детей дошкольного возраста, мы адаптировали для нашего исследования.

База исследования — ГБОУ Школа № 1579, Южного округа, г. Москвы, подготовительная группа. В эмпирическом исследовании принимало участие 47 семей (все семьи полные): 25 семей, имеющих одного ребенка дошкольного возраста, 22 многодетных семьи, в которых есть дети дошкольного и младшего школьного возраста (в тестировании участвовали 35 детей из многодетных семей).

Данные проведённого эмпирического исследования, свидетельствующие о высоком проценте родителей с низким уровнем психолого-педагогической и социокультурной компетентности, еще раз подтвердили актуальность изучаемой проблемы, убедили нас в необходимости активного вовлечения семьи в педагогический процесс социального развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Результаты тестирования формирования личностного развития детей старшего дошкольного возраста, показали, что большинство детей демонстрируют высокий уровень сформированности социальных навыков, они осознают нормы и правила поведения в социуме, умеют эффективно сотрудничать как со сверстниками, так и с взрослыми, имеют богатый словарный запас и активно реализуют его в общении с окружающими.

Распределение уровней социализированности детей, показал, что только 56 % детей из благополучных многодетных семей имеют высокий уровень сформированности социальных навыков, что говорит о благоприятном влиянии стиля семейного воспитания на социализацию детей, при условии, что семья благополучная.

Рисунки детей помогли нам выявить отношение ребёнка к членам семьи и семейные отношения, которые вызывают тревогу ребенка, и какое место в семье отводит ребенок сам себе. По результатам методики делались выводы о психоэмоциональном состоянии всех детей, оценивались особенности рисунков, их расположение, то, как были сделаны рисунки (выбранный цвет, яркость и др.), оценивалось наличие/отсутствие деталей на рисунках и т. д. Далее, на основании изучения рисунков были определены основные психические и эмоциональные характерные черты: состояние тревожности, агрессивности, конфликтности.

Результаты анкетирование детей с использованием анкеты Р. В. Овчаровой «Я и моя семья», показали, что большинство детей показали в равных долях высокий и низкий уровни сформированности семейных ценностей. Низкий уровень свидетельствует о том, что дети чувствуют себя некомфортно в семье, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность, направленную на получение удовольствия, испытывают серьезные затруднения в установлении контактов между членами семьи.

Средний уровень сформированности основ семейных ценностей был диагностирован у 25 % детей. У этих детей существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают дошкольников, семья привлекает больше отдыхом, досуговыми сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание с отстаиванием своих интересов.

Очевидно, что воспитание способствует формированию высокого уровня семейных ценностей.

Таким образом, анализ исследования показал взаимосвязь детско-родительских отношений на формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста. В семьях с авторитарным и либеральным стилем воспитания дети характеризуются завышенной самооценкой, средним уровнем сформированности социальных навыков и семейных ценностей. В семьях с партнерским стилем воспитания и авторитарным конфликтность, тревожность и агрессивность находится на среднем либо низком уровне. Также у детей наблюдается средний уровень сформированности нравственных ценностей.

Дети характеризуются высоким уровнем сформированности социальных навыков, а также семейных и нравственных ценностей. Уровень конфликтности, тревожности и агрессивности в таких семьях, как правило, низкий. В многодетных благополучных семьях у детей формируется адекватная самооценка — эти дети активны, любознательны, доброжелательны со сверстниками.

Ощущение внешней нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей — фактор, очень неблагоприятно сказывающийся на формировании деткой психики. Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях и реагируют на ссоры между родителями.

Общие результаты исследования, свидетельствующие о высоком проценте родителей с низким уровнем психолого-педагогической и социокультурной компетентности, еще раз подтвердили актуальность изучаемой проблемы, убедили нас в необходимости активного вовлечения семьи в педагогический процесс социального развития и воспитания детей дошкольного возраста для эффективного формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Данные выводы значимы для педагогического просвещения родителей, для своевременной диагностики и коррекции детско-родительских отношений в процессе социально-педагогического сопровождения дошкольников.

Читайте так же:
О том что не нужно прощать. Как научиться по-настоящему прощать обиды. Как насчет отношений после эмоциональной травмы

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2002–215с.

2. Бурменская Г. В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая диагностика. М., 2005. № 4. С. 37–41.

3. Иванов А. В. Культурная среда семьи как условие продуктивного воспитания личности // Вестник МГОУ. — 2014. — № 4. — С. 103–11

4. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе. 2003. № 5. С. 15–19.

5. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка// Известия Саратовского Университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013–56с.

6. Романова Е. С., Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н., Набатникова Л. П. Психологические грани семьи: учебное пособие для студентов и преподавателей. — М.: ОнтоПринт, 2015. — 398 с.

7. Радостева А. Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование// Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013-С.8–17

8. Халикова В. В. Проблемы детско-родительских отношений в системе «ребенок-взрослый»// Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2010-С.54–58

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ , КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ , КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Улаева Таисия Владимирована, старший воспитатель МБДОУ детского сада №15 «Казачок»

В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка. Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений «мать — ребенок».

Очевидно, что социальная нестабильность, потеря взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях, что и проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми, провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Жестокое воспитание способствует возникновению у ребенка чувства страха; изнеживающее (расслабляющее) воспитание формирует субъективизм и непостоянство характера; пренебрежение воспитанием ведет к трудностям в воспитательном отношении вообще. Многие источники, также, указывают на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов является предрасполагающим фактором для невроза навязчивых состояний; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех желаний ребенка ведет к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмотивностью и отсутствием самоконтроля; предъявление непосильных требований к детям признан этиологическим фактором неврастении.

Таким образом Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Мы видим важность именно семьи среди всего окружающего мира ребенка. Поскольку именно в семье, в детском возрасте происходит закладывание личности. Семья является начальной структурной единицей общества, в которой ребенок живет и воспитывается.

1 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? Москва 2000.

2 Репринцева Г.И.Детско – родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010, № 2.

3 Родители и дети: психология взаимоотношений . Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- Москва: «Когито-Центр», 2003.

4 Савина Е.А., Смирнова Е.О. Род Савина Е.А., Смирнова Е.О. Родители и дети. Психология взаимоотношений. 2003.ители и дети. Психология взаимоотношений. 2003.

Детско-родительские отношения в семье. Причины нарушений в детско-родительских отношениях в семье дошкольника

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Читайте так же:
Семейный кризис: как пережить сложное время в отношениях с умом. Кризис семейных отношений по годам

Современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества, поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии. В целом психологи и социологи отмечают в современных детско-родительских отношениях тенденцию к пренебрежению родительскими обязанностями, к проявлениям жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Н.Ю. Синягина и др.).

Немало семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Исследования специалистов различных областей науки убедительно свидетельствуют как о низкой правой, медицинской, психологической культуре родителей, так и о необходимости специальной планомерной работы в этих направлениях, разъяснению родителям особенностей возрастного развития детей, их индивидуальных особенностей, причин собственного недовольства своим ребенком или агрессии к нему.

В психологических и педагогических работах подчеркивается, что от характера складывающегося взаимодействия ребенка с окружающими зависит его самооценка, социальная компетенция, творческая активность, эмоциональный комфорт (Л.А. Абрамян, Л.И. Божович, А.Д. Кошелева, В.С. Мухина и др.). По мнению авторов, ребенок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. Влияние положительных эмоций обеспечивает нормальную работу разных функциональных систем, при длительных воздействиях травмирующего или стрессогенного характера неизбежно проявление отрицательных эмоций, устойчивых негативных состояний, традиционно называемых эмоциональным неблагополучием, которое осложняет ход психического развития ребенка.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, проявления эмоционального неблагополучия у детей стало наиболее распространенным явлением (А.И. Захаров, О.И. Бадулина, Ю.М. Миланич, А.Д. Кошелева и др.). Одним из условий, влияющих на его проявление, как указывают исследователи, является психологический микроклимат семьи. В связи с этим выделялись различные типы неблагополучных семей (М. И. Буянов, А.Я. Варга, В.В. Ковалев), а также виды неправильного воспитания (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Т.М. Мишина, Э.Г. Эйдемиллер и др.).

В ряде работ подчеркивается, что именно особенности детско-родительских отношений, динамика эмоциональных контактов между членами семьи, эмоциональная атмосфера семьи в целом имеют базовое значение для психического и духовного развития ребенка [3]. Нарушения в эмоциональных контактах ребенка с близкими взрослыми приводят к возникновению у него внутреннего дискомфорта, создают угрозу стабильности и устойчивости его отношений к миру, что в итоге может привести к значительным искажениям в развитии ребенка (Г.М. Бреслав, М.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров и др.).

Анализ исследований С.Н. Гамовой, М.В. Ермолаевой, И.Г. Ерофеевой, М.Ю. Стожаровой [1,2,4] и других авторов позволил нам определить критерии и показатели эмоционального неблагополучия старших дошкольников и разработать авторское определение данного понятия.

Мы рассматриваем эмоциональное неблагополучие ребенка дошкольного возраста как отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, которое выражается в нестабильности и неадекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающими людьми, в доминировании отрицательных по содержанию эмоций, в выраженной тревожности и наличии страхов, превышающих возрастную норму, в преобладании заниженной самооценки.

Детско-родительские отношения могут быть определены следующими параметрами: характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность к родителю; мотивы воспитания и родительства; удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя; стиль общения и взаимодействия с ребенком; поддержка автономии ребенка; требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; степень последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Материалы и методы исследования

С целью изучения влияния особенностей детско-родительских отношений на возникновение и проявление эмоционального неблагополучия у старших дошкольников было проведено экспериментальное исследование на базе дошкольных учреждений г. Ельца Липецкой области. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 100 человек и их родители.

Для решения задач исследования были использованы следующие диагностические методики: наблюдение для изучения эмоциональных состояний старших дошкольников во время их пребывания в детском саду; тест на определение уровня тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен); тест «Страхи в домиках» (А.И.Захаров, модификация М.А. Панфиловой) с целью диагностики наличия страхов у детей; для определения особенностей детско-родительских отношений и положения ребенка в семье был использован опросник «Взаимодействие родителей с ребенком», разработанный И.М. Марковской; проективная рисуночная методика «Моя семья» (Г.Т. Хоментаускас) для диагностики внутрисемейных отношений; для диагностики эмоционального состояния ребенка в условиях детско-родительских отношений была использована методика «Интервью с ребенком», разработанная А.И. Захаровым.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате наблюдений за детьми (при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками в процессе организованной и свободной деятельности, отдельных режимных моментов) мы предположительно сделали вывод, что 31 % детей экспериментальной группы испытывают эмоциональное неблагополучие. Это выражается в повышенной тревожности, а также в том, что в индивидуальном поведении и в поведении в общении они не всегда могут сдерживать свои негативные эмоции и чувства, находить правильный выход из сложившейся ситуации. В ходе режимных процессов, организованной и свободной деятельности у них часто наблюдаются проявления отрицательных эмоций, вспышки гнева, страха. Некоторые ситуации (уход матери, невнимание со стороны взрослого, запрет со стороны взрослого, трудности при выполнении задания, поломка игрушки) вызывают у детей стойкие негативные переживания. Чувствительность к оценке и признанию обусловливает их мнительность, обидчивость, недоверчивость. Эти дети проявляют свои эмоции в яркой форме, но не могут их контролировать и управлять ими. Им свойственна нестабильность эмоциональных реакций, они часто меняются на противоположные, интенсивность этих реакций не всегда соответствует породившей их ситуации.

По результатам теста тревожности 35 % детей группы имеют высокий уровень тревожности, 45 % — средний уровень тревожности и 20 % — низкий уровень тревожности. Возрастные нормы страхов (по А.И. Захарову) для детей старшего дошкольного возраста: для мальчиков — восемь, а для девочек — одиннадцать страхов. Мы выявили, что типичными страхами детей старшего дошкольного возраста являются: страх смерти, смерти родителей, животных, глубины, страшных снов, перед засыпанием, огня, пожара и страх наказания. Норма возрастных страхов обнаружена у 42 % дошкольников; чуть больше нормы у 30 %; количество страхов превышает возрастную норму в 1,5 раза у 28 % детей.

Читайте так же:
Люди, которым не нужны половые отношения. Феминистки, или как называются женщины, которые не любят мужчин

Таким образом, в ходе проведения диагностических методик мы выявили основные проявления и уровни эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень составил 31 %, средний уровень — 34 %, низкий — 35 %. Результаты нашего исследования показали, что для дошкольников с эмоциональным неблагополучием характерно болезненное самолюбие, эгоцентричность, болезненная мнительность и сверхтребовательность к себе. Такие дети проявляют упрямство, или «уходят в себя», капризничают, раздражаются по пустякам. Они, как правило, нетерпеливы, ранимы, имеют склонность много волноваться. Наблюдается нестабильность эмоциональных реакций, они часто меняются на противоположные. Эмоциональная подвижность проявляется в быстрой и частой смене настроений. В целом отрицательный эмоциональный фон, доминируют отрицательные по содержанию эмоции. Имеет место неудовлетворенность своим статусом и достижениями, защитно-агрессивное поведение, повышенная тревожность, наличие страхов, превышающих возрастную норму.

Для определения особенностей детско-родительских отношений и положения ребенка в семье был использован опросник «Взаимодействие родителей с ребенком» (автор И.М. Марковская). По результатам опросника, у тех же детей, которых мы отнесли к эмоционально неблагополучным, нами были обнаружены некоторые нарушения в системе детско-родительских отношений: отвержение родителями ребенка; эмоциональная дистанция между родителями и ребенком; отсутствие сотрудничества; излишняя требовательность родителей по отношению к ребенку; непоследовательность родителя.

В качестве одного из основных методов диагностики эмоционального состояния ребенка в условиях детско-родительских отношений была использована методика «Интервью с ребенком», разработанная А.И. Захаровым. Ребенку предлагалось ответить на 7 вопросов, анализ ответов на которые позволяет выяснить особенности внутрисемейных отношений и роль ребенка в семье. Например: Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?, Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу?), Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца) и т.д.

Методика «Интервью с ребенком» показала, что у 32 % исследуемых семей доброжелательная семейная обстановка, ребенок чувствует себя комфортно. У 9 % семей обстановка нестабильна, ребенок испытывает эмоциональное напряжение, а в 59 % семей характеризуется неблагополучием в отношениях родителей и детей.

Проективная рисуночная методика «Моя семья» подтвердила полученные результаты. Анализируя рисунки детей, мы обращали внимание на ряд деталей: на сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдалённости их друг от друга, на место ребёнка среди них. Обращали внимание на то, с кого ребёнок начинает рисовать семью, кого «забыл», а кого «добавил» в рисунок, кто нарисован контуром, а кто вырисован до деталей, на цветовую гамму рисунка.

По результатам анализа рисунков детей мы выявили некоторые виды отношений, сложившихся в семье. Так, например, эмоциональная привязанность ребёнка к одному из родителей изображается таким образом, что ребёнок находится с ними рядом и величина пространства между ними минимальна, руки их соединены между собой или они заняты одним делом. В таких рисунках использованы тёплые тона, яркие цвета (рисунки большинства детей — 65 %). Было также выявлено эмоциональное непринятие, неблагополучие ребёнка в семье, когда он ощущает себя лишним и ненужным. Он не хочет рисовать свою семью или рисует, «забыв» нарисовать себя. Довольно часто в таких рисунках между ребёнком и членами его семьи находятся какие-то предметы, что свидетельствует о разобщенности семьи. Фигура испытуемого на рисунке маленькая, одежда незаметная, детали отсутствуют. Чаще всего ребёнок рисует себя в последнюю очередь, использует холодные тона в передаче сюжета (подобные признаки наблюдаются в рисунках 35 % испытуемых). Если ребенок «забыл» нарисовать себя, то это говорит о наличии внутрисемейного конфликта, своим рисунком он демонстрирует реакцию протеста против непринятия его в семье, отсутствие чувства общности с семьей. На вопрос, почему они не нарисовали себя, были такие ответы: «Мама гладит, папа футбол смотрит, а я гуляю», «Не хватило места», «Я не умею рисовать себя, а маму с папой умею».

Таким образом, анализ рисунков по методике «Рисунок семьи» показал, что у 35 % детей обнаруживаются некоторые нарушения в детско-родительских отношениях, что соотносится с данными опросника для родителей и бесед с детьми.

Для подтверждения статистической значимости полученных результатов был проведен корреляционный анализ (по Спирмену). Корреляционный анализ применялся с целью выявления связи между показателями эмоционального неблагополучия старших дошкольников и следующими особенностями детско-родительских отношений: эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (0,469 при p≤ 0,001), отвержение ребенка родителем (0,542 при p≤ 0,001), непоследовательность родителя (0,385 при p≤ 0,001). Таким образом, полученные в исследовании результаты показали, что существует статистически значимая положительная взаимосвязь между показателями эмоционального неблагополучия ребенка и деструктивными особенностями детско-родительских отношений.

Выводы

Около трети современных детей старшего дошкольного возраста испытывают высокий уровень эмоционального неблагополучия, который выражается в нестабильности и неадекватности эмоционального реагирования при взаимодействии с окружающими людьми, в доминировании отрицательных эмоций. Для этих детей характерно преобладание тревожности и страхов, неуверенности в себе и заниженной самооценки.

Среди наиболее значимых причин, вызывающих эмоциональное неблагополучие детей, выделяются нарушения в детско-родительских отношениях.

Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что проявление эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного связано со следующими особенностями детско-родительских отношений: излишняя эмоциональная дистанция между родителями и ребенком, отвержение ребенка родителем, непоследовательность родителя.

Рецензенты:

Плетенева И.Ф., д.п.н., профессор кафедры дошкольного и специального образования ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец;

Пронина А.Н., д.п.н., профессор кафедры психофизиологии и педагогической психологии ФБГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию