Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование супружеской пары. Супружеские отношения: типы, динамика развития, кризисы, пути выхода из них

Формирование супружеской пары

В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).

Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак.

При исследовании супружеской пары (брачного союза), обратившейся в психологическую консультацию, необходимо понять, что свело супругов вместе и до настоящего времени поддерживает их брак, каким образом проходил процесс формирования супружеской пары, как каждый из них выбирал партнера – на основании одного лишь сходства с собой или опираясь на более сложные эмоциональные и средовые факторы.

Теории выбора брачного партнера

Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.

Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые, объекты – на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.

Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций.

Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных потребностей Р.Уинча, теория «стимул – ценность – роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса.

Теория комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Р.Уинча основывается на старом, как мир, принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р.Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

Теория «стимул–ценность–роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза. Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из «игры».

Первую стадию Б. Мурстейн назвал «стимул». Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для другого человека. Если между партнерами возникла аттракция – первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии – сравнению ценностей. Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т.п. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию – I ролевую.

На третьей стадии – ролевой – партнеры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Конечно, есть люди, которые, влюбившись друг в друга, вступают в брак после непродолжительного знакомства, без всяких тревог и опасений, повинуясь лишь чувству. Однако большинство партнеров стараются осознать как достоинства, так и недостатки друг друга и, тщательно взвесив все «за» и «против», принимают окончательное решение.

Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса. Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров) которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор. Первый фильтр – место жительства – отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак. «Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.

  1. Установление взаимосвязи. Имеется в виду легкость общения I двух людей, иными словами – насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.
  2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социально-культурные факторы.
  3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.
  4. Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо ее амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.

Немецкий ученый Р. Зидлер также считает, что намерению вступить в брак у большинства людей в европейских промышленно развитых странах предшествует длительный процесс ориентации и социокультурной настройки человека на брак и семью.

Читайте так же:
Как наладить отношения между матерью и дочкой. Как улучшить отношения матери и дочери

Выбор брачного партнера можно представить, по мнению Р. Зидлера, как процесс фильтрации. Сначала определяется категория социально подходящих партнеров. Это происходит почти «незаметно» для человека в социальной среде, где он вращается. Затем осуществляется специфический выбор из «совокупности» возможных партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами. При этом большое значение придается впечатлениям, вынесенным из родной семьи, образованию и ранней профессиональной карьере молодых людей.

Определенные стадии выбора партнера выделяет и американский социальный психолог Д. Адаме, который изучал прочные студенческие пары на протяжении шести месяцев. По мнению ученого, первичное влечение основано на внешних особенностях, таких, как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Связав себя взаимными обязательствами, они изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак.

В отечественной психологии проблема выбора партнера, как и специфика добрачного и предбрачного периодов, крайне редко являлась предметом теоретического и практического исследований. Отдельные ее аспекты освещались в работах Б.Ю. Шапиро, А.Н. Волковой, В.И. Штильбанс, Л.Я. Гозмана, Л.П. Панковой, В.А. Сысенко, М.А. Абалакиной.

Так, М.А. Абалакина обосновала теоретическую модель соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений. Автор выделяет три стадии позитивного развития отношений в добрачной паре. На первой стадии происходит встреча партнеров и формирование первых впечатлений друг о друге. Вторая стадия начинается, когда отношения переходят и устойчивую фазу, т.е. и сами партнеры, и окружающие воспринимают диаду как достаточно стабильную пару. Отношения становятся более или менее интенсивными и характеризуются высокой эмоциональностью. Третья стадия возникает после решения партнеров о вступлении в брак. Снижается степень идеализации, возрастает удовлетворенность отношениями с партнером. В промежутке между первой и второй стадиями стимульные, чисто внешние параметры, в частности физическая привлекательность, уступают место сравнению мотивационно-потребностной, ценностной или ролевой сфер личности партнера.

Зарубежные и отечественные теории выбора брачного партнера, на наш взгляд, объединяются в основном двумя идеями. Во-первых, почти все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Во-вторых, механизм выбора партнера представлен как система фильтров (стадий). Они последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. Таким образом, на заключительном этапе остаются лишь те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супружеские партнеры.

Конспект урока по психологии семьи. Тема: «Формирование супружеской пары»

1. Сформировать представление о специфике добрачного периода, значимости мотивации вступления в брак; систематизировать знания о личностной и социальной значимости любви как высшего человеческого чувства и важнейшей основы брака.

2. Развивать мыслительные и творческие способности студентов, умение формулировать и высказывать своё мнение.

3. Воспитывать стремление к самопознанию, самовоспитанию, интерес к поэзии.

Оборудование: карточки с терминами, презентация по теме урока, презентация творческой работы студентки «Генеалогическое древо моей семьи», рисунок генеалогического древа; раздаточный материал — распечатки статей 12, 13 Семейного кодекса РФ, слова для составления пословиц.

Вид занятия: урок.

Тип урока: лекция-визуализация.

1. Абашин Э.А. Семейное право: Учеб.пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2005

2. Семейный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 сентября 2007 года). — Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2007

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Е.И.Артамонова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред. Е.Г.Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2004

4. Этика и психология семейной жизни /И.В.Гребенников, И.В.Дубровина, Г.П.Разумихина и др.; Под ред. И.В.Гребенникова. — М.: Просвещение, 1984

Основное содержание деятельности преподавателя

Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы вспомним что такое любовь и почему каждый человек объясняет это чувство по- своему, рассмотрим стадии развития этого чувства по версии семейного психолога Панковой. Также нашему вниманию будет представлена защита творческой работы «Генеалогическое древо моей семьи» и мы с вами начнём изучать новую тему «Формирование супружеской пары».

Работа с терминами.

В начале урока давайте вспомним основные терминологические понятия, которые мы используем на наших занятиях.

Термины: семья, брак, неполная семья, внебрачная семья, структура семьи, авторитарная семья, демократическая семья, функция семьи, нарушение функций семьи, нормально функционирующая семья, дисфункциональная семья, генеалогия.

На прошлом уроке вы получили перспективное домашнее задание подготовить генеалогическое древо своей семьи. Некоторые из вас уже представили свои работы. Одна из лучших работ подготовлена студенткой Ш-31 группы Масленниковой Марией. Сейчас она представит её вашему вниманию (презентация творческой работы «Генеалогическое древо моей семьи»).

Какие вы испытывали чувства при составлении родословной? Как вы думаете для чего человек должен знать свои корни, историю своего рода?

Во все времена о любви будут петь песни, слагать поэмы, писать романы и научные трактаты. Любовь к Родине, к матери, отцовская любовь, любовь к музыке, природе, любовь к своему делу, к юноше, к девушке. И, конечно, невозможно говорить о любви между мужчиной и женщиной, не цитируя поэтические строки поэта-ейчанина Арсена Мацояна:

О, образ вечности, Любовь!

Тебе я благодарен вновь

За светлый след в моей судьбе.

Я вечно помню о тебе.

Устный опрос.

1 студент. Обоснуйте значимость любви как высшего человеческого чувства.

2 студент. Раскройте три стадии любви по Л.М.Панковой.

Действительно, чувство настоящей любви сочетает в себе потребность быть любимым, способность любить, потребность в бескорыстной самоотдаче и заботе о любимом человеке. Из потребности во всестороннем общении с любимым человеком настоящая любовь порождает потребность в заключении брака, в образовании семьи.

Оцениваю ответы студентов.

Таким образом, мы с вами подошли к изучению новой темы «Формирование супружеской пары» (Изложение новой темы сопровождает мультимедийная презентация).

1. Специфика добрачного периода.

2. Принятие решения вступления в брак.

3. Правовые основы брака.

Ваша задача — по ходу объяснения кратко фиксировать материал в рабочих тетрадях

Рассмотрим первый вопрос.

Результаты многих исследований показывают, что совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:

Место и ситуация знакомства молодых людей.

Этот момент абсолютно непредсказуем. Исследования показали, что более 60% благополучных супругов познакомились на работе или студенческой скамье. Характер их знакомства — случайный.

Первое впечатление друг о друге.

Не маловажно и то, получили ли оба будущих супруга взаимное положительное первое впечатление при знакомстве. Из чего может сложится первое впечатление?

Как вы думаете, каким по продолжительности должен быть период ухаживания? Негативное влияние на брак оказывает короткий (до шести месяцев) или долгий (более трёх лет) период ухаживания. За непродолжительное время, как правило, молодые люди не могут глубоко узнать друг друга и проверить правильность своего выбора, а на протяжении длительного периода ухаживания часто возникают монотонность общения, стереотипность в поведении партнёров, что может привести к охлаждению в отношениях — такая пара либо не создаёт семью, либо распадается.

Читайте так же:
Как выстроить идеальные отношения с мужчиной. Как построить отношения с мужчиной. Советы психолога

Оптимальным периодом ухаживания является период от одного года до полутора лет.

Инициатор брачного предложения (юноша, девушка, родители, другие).

Кто, по-вашему мнению, должен выступить инициатором предложения создать семью? Проявление прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины (речь идёт о беременности) повышает вероятность распада семей. Это можно объяснить тем, что, во-первых, добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины выпадает важнейшая стадия развития семьи — освоение новых для себя супружеских ролей. Молодые люди сразу «перескакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребёнка. Во-вторых, появление ребёнка резко обостряет экономические проблемы, вызывая частые конфликты, напряжённость супружеских взаимоотношений, провоцирует принятие решения о разводе.

Время обдумывания брачного предложения.

Каким оно должно быть по продолжительности? Почему? Продолжительное обдумывание брачного предложения (более двух недель) вызывает подозрения в неискренности чувств и нежелании создать семью.

Ситуация оформления брака.

Какой вы себе представляете ситуацию оформления брака? Регистрация брака должна проходить в торжественной обстановке и сопровождаться свадебным торжеством для того, чтобы родственники и друзья стали свидетелями рождения молодой семьи и разделили с молодожёнами радость свершившегося события.

Возраст будущей пары.

(Предлагаю ознакомиться со ст.12, 13 Семейного кодекса РФ). Задаю вопросы:

— Каковы условия заключения брака?

— Какой возраст лиц, вступающих в брак, устанавливает Семейный кодекс РФ?

— Какие исключения предусмотрены Законодательством?

Итак, Семейный кодекс РФ устанавливает брачный возраст в 18 лет. Однако при наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16-летнего возраста. Однако стоит ли спешить с принятием серьёзного решения, когда продолжается физиологическое развитие организма, не закончена учёба, отсутствует финансовая самостоятельность?! В последние годы отмечается тенденция к «взрослению» брачного возраста. Всё больше молодых людей стараются получить образование, профессию, иметь материальный достаток и жилищные условия, а поэтому считают оптимальным для вступления в брак возраст 25-27 лет. Но и поздний возраст вступления в брак является добрачным фактором «риска». Поэтому, по мнению психологов, наиболее приемлемое время для замужества или женитьбы — 22-23 года.

Родители и их отношение к браку своих детей.

Человек постигает свою мужскую и женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей, порой независимо от того, нравится она ему или нет.

Также следует отметить, что большое влияние на стабильность супружеских взаимоотношений оказывают родители, а также их отношение к данному браку. Одобрение родителей выбора молодых людей внушает уверенность в своих силах.

Характерологические и личностные особенности супругов.

Несовместимость характеров, различие в ценностных ориентациях, мировоззрении, жизненных установках, религии будут способствовать возникновению конфликтов и дестабилизации взаимоотношений супругов.

Говоря о добрачном периоде, необходимо отметить такое явление, как идеализация партнёра. Что значит «идеализация партнёра»? Верно, представление его лучшим, чем он есть в действительности, «приписывание» ему идеальных качеств. Идеализация необоснованно завышает ожидания партнёра. Позже приходит осознание того, что реальный человек не соответствует идеализированному образу, что приводит к глубокой неудовлетворённости партнёром, собой, отношениями в целом. Неумение или нежелание наладить отношения с учётом более реального образа супруга приводит к разрыву.

Исходя из выше изложенного, попробуйте сформулировать функции добрачного периода.

Таким образом, анализ добрачного периода позволяет сформулировать его функции:

1. Накопление совместных переживаний.

На этом этапе создаётся своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, запас чувств, которые позволят успешно адаптироваться к семейной жизни.

2. Узнавание друг друга.

Происходит глубокое узнавание друг друга и параллельное уточнение принятого решения о возможной семейной жизни.

3. Проектирование семейной жизни.

Этот момент не осознаётся будущими супругами. Однако психологи отмечают, что между партнёрами происходит обмен информацией по таким вопросам, как жизненные планы, представления о супружестве, ролевые ожидания, репродуктивные установки и др.

Перейдём ко второму вопросу

Наиболее значимой для предбрачного периода является мотивация вступления в брак. Что может побудить молодых людей принять решения о вступлении в законный брак? Предлагаю сравнить свои ответы с мнением психологов. (Объяснение вопроса подготовлено студенткой).

По мнению психологов Зыряновой, Минигалиевой, Сусловой принятие решения нередко полимотивированно и можно выделить такие мотивы:

единство интересов и увлечений;

Любой из них может оказаться ведущим, однако молодые люди чаще всего на первое место ставят любовь. Ещё А.Чехов, рассуждая на эту тему в одном из своих рассказов писал: «Жениться интересно только по любви. Жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это сё равно, что купить на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша». Однако в психологии имеются исследования, по результатам которых был сделан вывод, что браки по любви не лидируют в списке наиболее стабильных. Ковалёв считает, что страстная добрачная любовь не является залогом успешной совместной жизни в будущем. Сильные эмоции способствовуют идеализации партнёра (как говорилось выше) и будут отвлекать от восприятия истинных личностных характеристик.

Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные психотерапевты Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис. Им удалось выявить следующие мотивы:

бегство от родителей;

долженствование (вступление в брак из чуства долга)

поиск материальных благ;

Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей её полноте.

Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнёрша забеременела или половая близость сопровождалась переживаниями вины.

Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали или которых им рекомендовали.

Приходится следовать семейной традиции, например, выходить замуж, за военного или человека с большой разницей в возрасте.

Мотив «престиж» имеет место быть при вступлении в брак с человеком, имеющим высокий социальный статус.

Поиск материальных благ означает расчёт в отношениях.

Мотив «месть» означает, что один из партнёров был отвергнут и из мести отвергнувшему вступил в брак с другим человеком.

Мотив «любовь» также значится в шкале психологических причин формирования дисфункциональных семей. И всё-таки любовь — это прекрасное чувство. И на мой взгляд, именно любовь формирует предбрачную пару и служит прочным фундаментом будущих семейных отношений. В подтверждение своих слов я хочу причитать стихотворение А.Дементьева «Не создавайте семьи не любя».

Не создавайте семьи, не любя.

Любовь с годами не приходит

Она в чужих кварталах бродит,

Читайте так же:
Линия брака разрыв с перекрытием. Характеристика завершения линии сердца. Жестокое отношение и вдовство

Пытаясь выплеснуть себя.

Не создавайте семьи, не любя.

Измена в них уют находит,

Она с собою зло приводит,

Просвета счастья не найдя.

Не создавайте семьи не любя.

В семье растут без ласки дети.

Мы за безумие в ответе,

К другим в объятья уходя.

Итак, вами были совершенно правильно названы возможные мотивы вступления в брак, которые совпали с мнением психологов.

Интеллектуальный калейдоскоп. Закрепление изученного материала.

1. Сейчас мы с вами немного поиграем в игру «Кто быстрее соберёт пословицу». Ног вам необходимо не только собрать её, но и объяснить смысл. Студенты распределяются на 5 подгрупп. Даётся 2 минуты на выполнение задания. Определяю подгруппу, быстрее остальных справившуюся с заданием.

Любовь да совет — так и нуждочки (и горя) нет.

Не откладывай работу на субботу, а женитьбу на старость.

Жениться — не напасть, да как бы женившись не пропасть.

Шей шубу теплее, а жену выбирай добрее.

Выбрала молодца, так уж после не пеняй на отца.

2. Задаю вопросы на закрепление изученной темы.

— Какую тему мы начали изучать на уроке?

— Почему добрачный период является важным в формировании супружеских взаимоотношений?

— Назовите возможные мотивы вступления в брак.

— Какой мотив служит фундаментом для формирования крепкой семьи?

Таким образом, изученный сегодня материал поможет вам избежать ошибок в решении такого важного вопроса как заключение брака и создание семьи.

Кризисные периоды в развитии семьи

Кризисные периоды в развитии семьи

Семья — древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным способом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, кризисы, конфликты.

На конфликтность супружеских отношений действуют кризисные периоды развития семьи.

Выделяют три таких периода:

Первый кризисный период

связан с адаптацией молодоженов к условиям совместной жизни (этот период длится до рождения ребенка). В этот период конфликты в молодой семье могут происходить из-за разных причин:

· Возможного разочарования в партнере. Это приводит к появлению обоюдной раздражительности, которая часто усугубляется злостью не только на партнера, но и на себя: «ну как же я могла всего этого раньше не замечать»;

· Смены эмоционального отношения обоих супругов к происходящему: семейная жизнь требует самоограничения в плане привычных потребностей, исчезает романтичность, свойственная добрачному периоду;

· Несовпадения ценностных иерархий у молодых супругов;

· Трудностей в становлении ролевой структуры семьи — распределения ролей, внутрисемейного статуса, не оправдавшихся ролевых ожиданий и притязаний и т. д.

· Возможных сложностей в построении отношений молодых супругов с родительскими семьями;

· Материальных и жилищных затруднений.

Второй кризисный период

связан с рождением первого ребенка. Семья как целостная система еще не окрепла, не решены многие типичные для молодой семьи проблемы и появляются новые:

· Необходимость изменения ролевой структуры — появляются родительские роли — (уход за младенцем, воспитание детей);

· Изменяется статус мужа — жена концентрирует внимание на ребенке в ущерб отношениям с мужем;

· Ухудшаются возможности профессионального роста супругов, становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-привлекательной деятельности (увлечения, хобби);

· Возможно диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с уходом за ребенком, увеличение нагрузки жены, и как результат усталость и возможное временное снижение сексуальной активности;

· По-прежнему, для большинства семей типичными и злободневными остаются материальные и жилищные затруднения.

Третий кризисный период

связан с ситуацией ухода из родительской семьи последнего ребенка. Конфликтные отношения могут быть детерминированы возможным проявлением «кризиса личности» одного или обоих супругов, выходом на пенсию, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, монотонностью общения, однообразием, отсутствием ярких эмоций в отношениях, переживаниями по поводу семейной жизни детей. Кроме того, в этот период часто происходит усиление эмоциональной зависимости жены, ее переживания по поводу возможного стремления мужа проявить себя на стороне, «пока не поздно».

Кроме перечисленных факторов, при исследовании супружеских конфликтов необходимо также учитывать стадии развития семьи, точнее — целесообразно принимать во внимание, на какой стадии развития находится данная семья. Это связано с тем, что каждая стадия развития семьи характеризуется своими задачами, с которыми супруги должны справиться, и типичными проблемами, требующими своего разрешения. Трудности очень часто возникают при переходе семьи от одной стадии к другой, когда супруги не могут сразу перестроиться, и сохраняют прежние принципы и поведение, характерные для предыдущей стадии.

Проблема стадиальности изучена плохо. Чаще выделяют следующие шесть стадий: 1) добрачный период; 2) семья до рождения ребенка; 3) семья с детьми — дошкольниками; 4) семья с детьми школьного возраста; 5) семья со взрослыми детьми; 6) семья после отделения взрослых детей.

Рассмотрим основные конфликты и проблемы, возникающие у супругов при переходе от одной стадии к другой.

На первой стадии развития семьи на судьбе брака отражаются следующие характеристики добрачного периода: место и ситуация знакомства; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное); социально-демографические характеристики самих вступающих в брак; продолжительность периода ухаживания; инициатор брачного предложения; возраст будущей пары; отношение родителей к браку своих детей.

Установлено, что положительное значение для брака имеют: взаимное первое впечатление, знакомство в ситуации работы или учебы, период ухаживания от 1 до 1,5 лет, проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины, принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания.

Специальных компенсирующих мер требуют такие особенности добрачных отношений, как отрицательное первое впечатление, короткий (до 6 месяцев) или долгий (более 3 лет) период ухаживания, неодобрение выбора родными, продолжительное обдумывание брачного предложения, а также проявление прямой или косвенной инициативы (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь, речь идет о беременности женщины.

Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше.
Это можно объяснить тем, что:

добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия (в представленной классификации она вторая) — освоение новых для себя супружеских ролей, становление ролевой структуры семьи. Молодые люди сразу «перескакивают на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка;

появление ребенка резко обостряет экономические проблемы еще неокрепшей семьи, вызывая напряженность в супружеских отношениях, которые выливаются в ссоры, частые конфликты и приводят к решению о разводе. Европейские социологи К. Аннтила и Я. Трост считают, что негативным (с точки зрения развода) фактором является не просто добрачная беременность сама по себе, а так называемые «вынужденные» и «поспешные» браки, единственной причиной которых часто и является перспектива скорого рождения ребенка.

Вторая стадия супружества, которая совпадает с первым кризисным периодом развития семьи, характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Возникают трудности в выработке единого семейного уклада, происходит разочарование друг в друге как результат неглубокого узнавания в период добрачного ухаживания и т. д.

Читайте так же:
«Не навредить» детям: возможно ли это? Какие отношения можно сохранить, а какие – нет. Принуждение как форма наказания

На третьей стадии возможны конфликты по вопросу ухода за ребенком: недостаточная помощь мужа; «двойная нагрузка» жены; конфликты с родителями молодых по поводу воспитания детей; разногласия супругов по поводу взаимодействия с детьми; трудности, детерминированные возрастными кризисами развития личности ребенка (кризис 3-х лет) и родителей (так называемый кризис «смысла жизни», 30-33-х лет).

Четвертая стадия может характеризоваться конфликтами однообразия, монотонностью общения. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым (Ю. Рюриков). Могут иметь место разногласия по поводу воспитания детей. Споры возникают на почве различных представлений супругов о дисциплине и способах воспитания, когда один из них упрекает другого в чрезмерной строгости, жестокости, грубости или, наоборот, баловстве, а также из-за разногласия в оценке поступков детей.

На этой стадии, как и предыдущей, особую негативную роль может сыграть возрастной кризис детей (подростковый возраст, 10-11 лет). Кроме того, факторами «риска» четвертой стадии являются измена, ревность.

На пятой стадии актуальными остаются монотонность общения, ревность, измена, взаимоотношения с детьми, проблемы, связанные с профессиональным самоопределением детей, выбором ими брачного партнера и т. д., проявление у родителей кризиса личности. В случае, если взрослые дети создали свою семью и живут у родителей, у последних могут быть споры, конфликты по поводу того, как «должны были бы» жить дети (с точки зрения родителей). Конфликты также могут быть детерминированы и возрастными изменениями супругов.

Шестая стадия развития семьи совпадает с третьим кризисом, связанным с уходом из семьи последнего ребенка. Проблемы, которые возникают здесь, мы рассмотрели выше.

Супружеские конфликты могут проявляться в различных видах (типах). Обычно выделяют пять основных типов супружеских конфликтов:

1) актуальный конфликт, который выражается в ярких эмоциональных всплесках, вызванных какой-либо сиюминутной причиной;

2) прогрессирующий конфликт, возникающий тогда, когда супруги долго не могут друг к другу приспособиться, вследствие чего растет напряженность;

3) привычный конфликт, обусловленный сложившимися в семье стереотипами поведения, которые мешают устранить противоречия в устоявшихся между супругами отношениях;

4) скрытый конфликт, который зарождается и протекает на уровне взаимоотношений супругов, но ими может не осознаваться и определенное время не реализоваться в поведении супругов;

5) открытый (явный) конфликт. Он имеет затяжной характер, характеризуется недоверием, безразличием, недовольством собой и партнером, длительным плохим настроением, проявлением резких жестов, словесных оскорблений и т.д.

Разрешение супружеских конфликтов зависит, в первую очередь, от умения супругов понимать, прощать и уступать, т. е. идти на компромисс. Компромиссный вариант завершения конфликта между супругами самый приемлемый. Он характеризуется поиском наиболее удобного и справедливого для обоих супругов решения, равенством прав и обязанностей, откровенностью требований, взаимными уступками. Снять напряженность и найти оптимальное решение помогает соблюдение следующих условий разрешения конфликтов: сужение площади спора до минимума; управление отрицательными эмоциями; стремление и умение понять позицию друг друга; осознание того, что в ссоре почти всегда нет правых; умение и стремление решать конфликты с позиции доброты; недопустимость приклеивания «ярлыка» друг к другу.

Вопрос: «Кто виноват?», целесообразно заменить на: «Как нам быть?».

Однако часто супруги избирают иные стратегии выхода из конфликта, которые в итоге создают психотравмирующую обстановку как для супругов, так и для всей семьи в целом.

К ним можно отнести:

Во-первых, стратегию «конфронтации». Данный вариант выхода из конфликтной ситуации характеризуется нежеланием супругов принимать во внимание позицию каждого из них. Такая ситуация ведет к накоплению раздражения, личным оскорблениям, угрозам, а иногда к рукоприкладству.

Во-вторых, «уход» от решения возникших противоречий. В целом такой прием нельзя признать правильным, так как развязка лишь оттягивается, а конфликт остается, однако появляется время для обдумывания возникшей ситуации, причин разногласий и окончательного принятия решения.

В-третьих, «сглаживание» конфликта. Нередко такой вариант выхода из конфликта позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений. Но это получается далеко не всегда.

В-четвертых, стратегия «приспособления». Данный исход конфликта характеризуется волевым навязыванием такого решения конфликтной ситуации, которое устраивает лишь одного из супругов (очень часто инициатора конфликта) и приспособлением другого. Такой авторитарный прием имеет самые неблагоприятные последствия: ущемляются права одного из партнеров, унижается его достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства. Ждем их на почту Late-maestro@ukr.net

Социальная конфликтология. М: ACADEMIA., 2002.
06.06.2011 278228 Кризисные периоды в развитии семьи , кризис. семья

Ненормативные и нормативные кризисы супружеских отношений в семье

фото 18252_1

С кризисными ситуациями закономерно сталкивается каждая семья.

Некоторые из них являются закономерными – их невозможно избежать в силу развития отношений, другие же появляются по причине воздействия сторонних факторов, которые нельзя предсказать.

Способы их преодоления, как и вызвавшие их причины, различны. Поэтому партнёрам важно понимать, осознавать специфику протекания того или иного кризиса, учиться преодолевать трудности в соответствии со смысловой нагрузки наступивших перемен, их значимости для развития дальнейших отношений.

Семейные кризисы не теряют своей актуальности даже в отношениях, которые длятся не первый десяток лет. Невозможно найти пару, которая отрицала бы опыт сложностей, вне зависимости от возраста партнёров, их мировоззрений, степени взаимопонимания и других личностных особенностей.

Характеристика понятия «семейные кризисные периоды»

фото 18252_2

Семейные кризисы – это такие скачки в развитии отношений, которые связывают именно партнёров в союзе.

Во время их наступления пара испытывает закономерные трудности, которые препятствуют здоровому продолжению совместной жизни.

Некоторые семьи не справляются с давлением, считая, что по неизвестным причинам, никак не зависящим от них самих, чувства пропали безвозвратно.

Другие же, желая остаться вместе во что бы то ни стало, ищут продуктивные способы борьбы со стрессом, с готовностью посещают психолога и прислушиваются к рекомендациям специалиста.

Нормативные

Нормативные семейные кризисы являются естественными, закономерными, необходимыми каждому партнёру для личностного развития в соответствии с возрастом и условиями жизнедеятельности. Они неизбежны, но преодолимы.

Создав тесный контакт с близким человеком, основанный на взаимоуважении, любви и готовности к самопожертвованию, каждый способен справиться с тяжёлыми, на первый взгляд, жизненными обстоятельствами, при этом не только вернуться в привычную среду для развития отношений, но и улучшить её, сделать более комфортной, перспективной.

Ненормативные

фото 18252_3

Кроме нормативных кризисов – трудностей, связанных с прохождением семьёй основных этапов жизненного цикла, — состоявшаяся ячейка сталкивается и с проживанием ненормативных кризисных ситуаций.

Их возникновение потенциально возможно на любом этапе развития взаимоотношений, поэтому предугадать их появление и подготовиться к ним заранее не представляется возможным.

Ненормативный кризис в семье связан с переживанием определённых неблагоприятных жизненных событий, которые так или иначе влияют на систему взаимоотношений.

Читайте так же:
Как заинтересовать мужчину: правильная линия поведения, что может помешать. Как заинтересовать мужчину для серьезных отношений

Особенности протекания нормативных

Основополагающее правило в преодолении нормативного семейного кризиса заключается в обязательном принятии, учёте потребностей и особенностей партнёра, стремлении понять и почувствовать его, прислушаться к мнению, вне зависимости от того, насколько они рознятся с позицией оппонента.

Важно понимать, что каждый нормативный кризис носит временный характер и нужен для того, что перейти на следующую ступень развития отношений. Нельзя забывать о тёплых чувствах друг друга, остальные же проблемы – легко преодолеть, поняв, что условия созданы не возлюбленным человеком, а независящими от него обстоятельствами.

Связанные с детьми

Нормативные семейные кризисы закономерно связаны с появлением детей. Если супруги благополучно пришли к согласию, а в их жизни воцарилась гармония – это ещё не значит, что они действительно готовы к рождению ребёнка.

Вряд ли даже длительного опыта супружеских отношений жизни хватит, чтобы избежать трудностей, связанных с пополнением в доме.

Родившийся малыш закономерно вынуждает перестроить привычный уклад жизни:

  • график работы и отдыха;
  • режим бодрствования, приёма пищи;
  • новые роли;
  • расширенные обязанности;
  • ответственность;
  • финансовые затраты и прочее.

Реакция на скорое появление ребёнка может быть разной:

  • Одни совместно приходят к важному решению, тщательно готовятся и тренируют необходимые навыки, но только с рождением ребёнка понимают собственную несостоятельность. Из-за этого появляются конфликты, раздражительность и другие естественные изменения в сознании или поведении.
  • Другие узнают о беременности случайно, поэтому вынуждены экстренно менять свою жизнь – обзаводиться жильём, откладывать накопления, перестраивать планы на ближайшее будущее. У таких пар ожидание появления ребёнка более хладнокровное, пара попросту не готова к такому важному событию, но в большинстве случаев при знакомстве с новым членом семьи рождается настоящая любовь, которая нейтрализует все негативные эмоции.

Ситуации бывают разными, но так или иначе совместный родительский опыт со временем сказывается на родителях благоприятно – они становятся ближе друг к другу, их начинает связывать нечто большее и значимое, чем просто чувства.

фото 18252_6

Второй нормативный кризис в семьях с детьми связан с наступлением подросткового возраста.

Родители зачастую оказываются неспособными найти общий язык с ребёнком, поэтому винят в закономерных трудностях воспитания друг друга.

Наконец, пара испытывает напряжение на момент ухода детей из семьи. Дом пустеет, пропадают привычные обязанности.

Без детей

Первый нормативный кризис в семье связан со вступлением в брак, началом ведения общего домашнего хозяйства. На данном этапе пара учится:

  • распределять обязанности;
  • устанавливать семейный бюджет;
  • распределять время для проведения досуга и выполнения домашних обязанностей;
  • подстраиваться под рабочий график партнёра;
  • определять границы свободы – встречи с друзьями, регулярность сексуальной жизни и прочее.

Каждый из партнёров имеет собственные представления о браке, опираясь на личный опыт в семье, воспитание, сформированное мировоззрение. Зачастую такие ожидания не совпадают с реальностью, поэтому появляется дискомфорт, сомнения, неудовлетворённость, потребность жертвовать или, наоборот, отстаивать свои интересы.

Второй нормативный семейный кризис без детей сегодня связан с наступлением старости. Далеко не каждая пара становится готовой к рождению ребёнка, делая упор на путешествиях или построении карьеры. С наступлением старости приходит осознание неполноценности. Физических возможностей становится недостаточно для привычной организации времени, и партнёры закономерно сталкиваются с агрессией, обидой.

По годам

В основе нормативного семейного кризиса лежат определённые закономерности развития взаимоотношений. Причину возникновения конфликтных ситуаций не стоит искать только в поведении одного партнёра.

фото 18252_5

В психологии выделяют несколько периодов, для которых характерны нормативные кризисы:

  • в первые дни после свадьбы, совместного проживания;
  • через год совместной жизни;
  • после появления ребёнка;
  • на пятом году совместной жизни;
  • через 10 лет;
  • через 25 лет.

Периоды возникновения даже нормативных кризисов семьи достаточно условны – далеко не каждая пара проходит через стандартные этапы. Многие начинают совместную жизнь далеко до вступления в брак, другие решаются узаконить отношения из-за незапланированной беременности.

Климакс

Климатический период у женщин обусловлен физиологическими изменениями в организме на определённой ступени развития. Закономерно это отражается как на общем самочувствии и настроении, так и готовности к сексуальной близости.

Это нормативный семейный кризис, который во многом влияет на качество взаимоотношений и способен усугубить отношения даже в самых крепких парах.

Снижение сексуальной активности у мужчин

фото 18252_7

Снижение сексуальной активности у мужчин может быть обусловлено различными причинами. Конфликты в семье порождают:

  • измены обоих;
  • недоверие партнёрши;
  • неспособность найти альтернативный способ удовлетворения сексуальной потребности друг друга и прочее.

При возникновении подобной ситуации целесообразно обратиться за помощью к специалисту, который даст действующие рекомендации и поможет наладить взаимоотношения с партнёром.

Рождение внуков

Рождение внуков – это период, когда один или оба родителей переключают всё своё внимание на вновь появившегося в доме малыша. Партнёры перестают замечать друг друга, снова погружаясь в родительство, а, значит, и споры, конфликты, обиды, связанные со стилем воспитания ребёнка.

Смерть одного из супругов

Смерть одного из супругов – всегда тяжёлая утрата для второго. Это чувство опустошённости погружает в состояние глубочайшей депрессии, справиться с которой способен далеко не каждый.

Человек буквально учится жить заново, искать в повседневности хоть что-то хорошее. Чаще всего контролировать стресс возможно только с помощью компетентного специалиста.

Особенности ненормативных

Ненормативные семейные кризисы — это возникающие в силу стечения обстоятельств. С ними необязательно сталкивается каждая семья, но именно поэтому они и приобретают куда важное значение – справиться с ними сложнее в виду непредвиденности, неготовности, отрицания.

фото 18252_8

К ненормативным семейным кризисам относятся:

  • измена;
  • тяжёлая болезнь одного из партнёров;
  • развод;
  • инцест;
  • несчастный случай с одним из партнёров;
  • стрессы – потеря работы, опыт жертвы катастрофы и прочее.

Внезапная злость, агрессия, обида, самобичевание и другие закономерные негативные симптомы значительно усугубляют протекание стрессовой ситуации.

Для чего нужно понимать разницу?

Нормативные кризисы преодолеть куда проще. Как минимум, их можно предугадать и обсудить заблаговременно, ещё до наступления трудной ситуации. Это поможет сгладить последствия, морально подготовиться к возможным трудностям и совместно наметить пути разрешения спорных вопросов.

Несмотря на то, что ненормативные кризисы в семье встречаются далеко не всегда, забывать не стоит и о них. Важно адекватно оценивать любую ситуацию и своевременно обращаться за помощью к психологу, если постоянно ощущается нарастающее напряжение, чувство бессилия и неспособности наладить собственную жизнь без сторонней поддержки.

Заключение

Кризис, как и любая переходная ситуация, требует от человека проявления терпения, выдержки и силы воли, а также готовности к изменениям, к отказу от привычных форм поведения, к принятию ответственности за собственное будущее и настоящее.

На этапе развития кризисной ситуации в супружеских парах важно исключить из практики физическое или психическое насилие, моральное давление, провокационные манипуляции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию