Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как поддерживать здоровые отношения в семье? Отношения в семье и болезни детей

Частые болезни ребенка – результат семейных проблем?

Частые болезни ребенка – результат семейных проблем? - слайд

Самые частые болезни у детей — результат ли проблем в семье? Рассказывает детский психолог Екатерина Мосина.

Наши друзья с портала krokha.ru выяснили у детского психолога Екатерины Мосиной, может ли частая заболеваемость ребенка зависеть от стрессовой реакции на семейные проблемы.

Сильные эмоциональные потрясения и невозможность психологически переработать их влечет за собой так называемый уход в болезнь. Как показывает практика, ключевую роль в возникновении психосоматических заболеваний у малыша играют неудовлетворенные потребности в любви и внимании родителей, непринятие или подавление его как личности.

Ребенок заболел права родителей

Симптомы болезни как отражение психологического неблагополучия

Фиксация на самой болезни или ее симптомах дает подсказку детскому психотерапевту, с чем может быть связана психологическая проблема маленького пациента и что следует изменить родителям.

Частые простуды, ОРВИ (сниженный иммунитет) – сниженный жизненный потенциал, невыраженный гнев, злость, отсутствие положительных эмоций и увлечений, желание освобождения, усталость от борьбы.

Заболевания кожи (дерматиты, нейродермиты, псориаз) – нарушение границы личности и качества контакта с миром и близкими людьми, в первую очередь – с мамой. Чрезмерное навязывание «заботы» или недостаточный телесный контакт с малышом (формальный, холодный). Множество запретов, отношение к ребенку как к «солдату», авторитарный стиль воспитания в семье.

Бронхиальная астма – «подавленный всхлип», незащищенность, страхи, блокировка эмоций и невозможность их выразить, бесправность, отсутствие самостоятельности и свободы в выражении себя. Возможность свободно дышать (значит быть живым) связана со стихией воздуха – с зоной личностной свободы. В семьях же с такими пациентами часто можно встретить мать, которая очень опекает ребенка; находится в слиянии с ним (говорит «мы» вместо «я и он»); постоянно тревожится за его жизнь; ребенок чувствует очень сильное чувство вины из-за постоянных конфликтов родителей.

Пиелонефрит – напряженная обстановка в семье, унижение со стороны родителей или взрослого противоположного пола (например, если девочку унижает отец, а мальчика – мать или воспитательница в детском саду). Часто так дети реагируют на развод родителей. Болезни мочеточника – обида на родителей, неумение прощать. У девочек – чрезмерная привязанность к отцу, противоречивые чувства к нему, у мальчиков – к матери.

Гастрит – невыраженная агрессия, гнев. Невозможность что-либо «переваривать» – человека, тяжелую ситуацию или негативное чувство. Долгое нахождение в состоянии неопределенности, неверие в светлое будущее.

Тест для родителей

Как понять, что затяжные простуды или хроническая болезнь ребенка – это психологический «якорь»? Ответьте себе честно на несколько вопросов. Лучше записать ответы на бумаге.

1. Проанализируйте, что происходило в семье на момент начала заболевания малыша? С каким событием в семье или жизни ребенка это может быть связано?

2. Почему ребенку выгоднее болеть, чем быть здоровым? Что он может получить от родителей только тогда, когда болеет?

Например, родительское внимание, любовь, заботу, увидеть свою ценность для них и т. д.

Ребенок с помощью болезни может «удерживать» родителей от расставания, ведь он любит обоих и хочет, чтобы они всегда были рядом. Возможно, любовь между несколькими детьми в семье распределяется в пользу младшего, а старшему недостает родительского тепла и участия. Что остается ему делать? Как легально получить жизненно необходимое внимание? Есть простой способ – заболеть.

3. Какую психологическую выгоду от заболевания ребенка вы получали на момент начала болезни и, возможно, продолжаете получать сейчас?

Этот вопрос звучит как провокационный. Трудно признать, что болезнь ребенка может приносить родителю какую-то выгоду. Дело в том, что эта выгода чаще всего неосознаваемая. Но нужно постараться в этом разобраться. Так как именно выгода является основным «якорем», препятствующим выздоровлению.

«Якори» могут быть разными. Например, мама болеющего ребенка может позволить себе по объективной причине быть несчастной, жертвой, как можно дольше не отпускать от себя малыша, а значит контролировать его жизнь и не проживать свою. Такое «слияние» зачастую компенсирует неудовлетворенность от жизни с мужем или от личной нереализованности. В этом случае женщина полностью сосредотачивает свое внимание на ребенке, переносит на него всю свою заботу и любовь, по сути, живет за него, делает его несамостоятельным и неспособным противостоять трудностям. Эту мамину «теорию» ребенку приходится подтверждать – он начинает болеть. Круг замыкается. Как его разорвать?

4. Спросите себя, что вы будете делать, если ребенок станет здоровым? Как изменится ваша жизнь? Какие перспективы появятся у вас и у ребенка?

Искренне ответив на эти вопросы, вы сможете осознать, какой «якорь» удерживает ребенка в состоянии болезни и над чем нужно поработать самостоятельно или с помощью психотерапевта.

Как психологически настроить ребенка на здоровье

Творческое пространство для самовыражения. Полезной в данном случае может быть лепка из глины. Глина – это особый материал, способный быстро залечивать раны. Глина позволяет переделывать вещь то количество раз, которое необходимо, до момента полного удовлетворения результатом.

Закройте поверхность, на которой будет творить кроха, полиэтиленом или клеенкой. Предоставьте в его распоряжение различные материалы для рисования (карандаши, гуашь, пастель, уголь), а также различные форматы бумаги. Основное правило – не давать оценок получившимся рисункам и работам. Основная установка: «Все, что делает мой ребенок, – прекрасно».

Мама-терапия

Метод подробно описан в книге известного профессора психотерапии Бориса Зиновьевича Драпкина «Терапия материнской любовью». Автор сравнивает тело ребенка с сосудом, внутренним резервуаром, который должен быть наполнен материнской любовью. Если маминой любви ребенку не хватает, то резервуар опустошается, а ребенок начинает болеть – тело кричит о своих проблемах. Метод основан на том, что мама воздействует на подсознание ребенка с помощью позитивных внушений во время его сна. Это требует серьезной работы от мамы, но есть достаточное количество научных исследований, подтверждающих эффективность метода.

Читайте так же:
Ревность в отношениях как избавиться. Причины, когда девушка или парень ревнуют партнёра ко всем подряд. Как мозг реагирует на ревность

Образ болезни и образ здоровья

Важно, чтобы ребенок был активно включен в процесс собственного выздоровления. Для этого можно использовать технику трех рисунков. Первый рисунок будет на тему «Моя болезнь». Спросите малыша: «На что похожа твоя болезнь?» Затем пусть он нарисует этот образ. Часто на рисунке «Моя болезнь» можно увидеть темные цвета и заболевшего грустного персонажа, к примеру слоненка. Затем скажите: «Ты знаешь, от тебя самого очень многое зависит, помоги слоненку стать здоровым. Нарисуй, как он побеждает эту болезнь. Что он для этого должен сделать?» Иногда требуется дополнительно ввести сказочного помощника, например фею или волшебника, которые имеют магические возможности. Третий рисунок будет про здорового и жизнерадостного слоненка: «Теперь твой герой здоров. Нарисуй, какой он стал уверенный и сильный!» Часто на третьем рисунке ребенок изображает героя более крупным, присутствует много насыщенных ярких красок, что говорит об активизации внутренних сил и ресурсов ребенка для выздоровления.

Утилизация болезни

Вам понадобятся воздушные шарики (3–5 шт.), на полненные гелием, и маркеры. Выберите открытое пространство на улице – сквер или парк. С помощью маркеров вместе с ребенком нарисуйте на шариках образ, отражающий болезнь, от которой малыш хочет избавиться. Каждый шар может олицетворять симптом болезни. Нарисуйте на шарике глаза, нос, рот, используя весь шар как лицо. Придумайте вместе с ребенком, кто кем будет. Шарик «Кашель», «Плохое самочувствие», «Боль» и т. д. Может быть, сам малыш подскажет вам, с чем еще он готов расстаться, расписав один-два шара на свое усмотрение. Затем ребенок по одному отпускает шарики в небо. В процессе отпускания проговорите волшебные слова (ребенок повторяет за взрослым): «Пусть . навсегда покинет (имя ребенка), улетит высоко-высоко, а (имя ребенка) будет здоров!» Чем больше ребенок вовлечен в процесс рисования и отпускания, тем лучше. Техника подходит для детей от 5 лет.

Библиотерапия, или лечение чтением

Отличным подспорьем для выздоровления может стать чтение и обсуждение стихов, рассказов и сказок, оказывающих профилактический или терапевтический эффект (К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Куприн «Девочка и слон», Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», А. Барто «Я лежу, болею, сам себя жалею», мультфильм «Бегемот, который боялся прививок»).

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что чем более стабилен ребенок эмоционально, тем лучше его организм сопротивляется болезни. Поэтому ведите правильный образ жизни, прививайте малышу здоровые привычки, мыслите позитивно, чаще обсуждайте с ребенком его будущее, верьте в него. И будьте здоровы!

Случай из практики

За психологической помощью обратилась Татьяна – мама Даши, ученицы 1-го класса. Диагноз: хронический пиелонефрит, ночной энурез. В семье есть второй ребенок – девочка-подросток. Три года назад из семьи ушел отец девочек. Ушел со скандалом, к другой женщине. Отношения стали разлаживаться уже на момент беременности, муж был против второго ребенка. Татьяна надеялась, что рождение еще одного ребенка спасет брак. Но развод все-таки состоялся.

К папе ездила только старшая дочка, младшую он приглашал крайне редко. Татьяна была вынуждена много работать, винила себя, что мало видит детей и не смогла удержать их отца. Осталась сильная обида на мужа, и нормального спокойного разговора, когда он приезжал за детьми, не получалось.

На момент начала терапии Даша уже около двух лет спала в подгузниках. На диагностике у девочки были выявлены множественные страхи, застенчивость и повышенная тревожность, сниженное настроение, она фантазировала о том, чтобы папа и мама наконец начали жить вместе. Первоначально Даша пропускала наши встречи из-за частых болезней, тело сопротивлялось переменам.

Долгое время в работах девочки не появлялось мужских фигур, она их всячески избегала. Стало понятно, что это реакция на неопределенность отношений с отцом, на затянувшийся конфликт между родителями, в который бессознательно была вовлечена Даша. Девочка скучала по отцу, нуждалась в его тепле и поддержке. Но любить папу – означало «не любить маму», а «мама так страдает по его вине». Параллельно мама прорабатывала свою обиду на мужа (и в целом на мужчин), постепенно шел процесс прощения, проживания боли и отпускания.

Я работала с этой семьей около полутора лет, включая несколько индивидуальных сессий с отцом девочки. И мама, и дочка за это время сильно изменились – девочка заметно подросла и окрепла, стала самостоятельнее, а мама стала жизнерадостной, сменила имидж. Папа стал больше интересоваться жизнью младшей дочери, приглашал обеих девочек в гости или на отдых. Пиелонефрит перешел в стадию ремиссии, а энурез прошел совсем уже через полгода от начала терапии. Теперь Дашино утро было «сухим» и радостным.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Как поддерживать здоровые отношения в семье? Отношения в семье и болезни детей

ВЕБИНАР: Нарушение привязанности в детском возрасте: методы диагностики и психологической коррекции

ВЕБИНАР: Дошкольники с расстройствами поведения и коммуникации: психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ на основе методов поведенческой терапии

ВЕБИНАР: Коррекция эмоциональных нарушений методами арт-терапии у детей дошкольного возраста

Скоро

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

Круглый стол «О жизни Ученого, Психолога, Учителя и Человека — к 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского»

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

Читайте так же:
Как должен муж относиться к жене? Любимая жена. Отношения мужа и жены. Наставления для мужа и жены об их правах и обязанностях в подлинно христианском браке

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Болезнь ребенка как трудная жизненная ситуация

Авторы

/module/item/name

Душевные страдания возникают не сами по себе, они привязаны к той или иной трудной жизненной ситуации. Так, тяжелая болезнь ребенка с неясным прогнозом для жизни, «. неопределенной причиной и часто примерно обозначаемым и постоянно корректируемым планом и длительностью лечения» [48] выступает для членов семьи в большинстве случаев как тяжелая психологическая травма. Ребенок также является для родителей символом временной перспективы их собственной жизни, и столкновение с его болезнью приводит к изменениям планов и надежд на будущее, к невозможности жить, как прежде, в результате чего рушится ощущение безопасности мира, возникает чувство утраты контроля над ситуацией и жизнью в целом.

С самого начала, когда семья только переступает порог больницы для прояснения диагноза ребенка, роль медицинского персонала становится одним из ключевых факторов, определяющих психоэмоциональное благополучие всей семьи, поскольку в зону действия стрессора попадают дети и их родители, братья и сестры больного, бабушки и дедушки, а порой и другие родственники. Безусловно, степень и глубина стресса будут определяться «. сложностью и реальной тяжестью диагноза, перспективами лечения и выживания ребенка» [49], но эффективные методы сопровождения, адекватные ситуации, позволят максимально смягчить удар, который члены семьи берут на себя при столкновении со смертельной угрозой, нависшей над ребенком. Таким образом, помогая родственникам актуализировать свой собственный потенциал (семейный копинг), медицинский персонал будет способствовать гармонизации и самого лечебного процесса. В результате лечение станет «. более согласованным, эффективным и менее энергозатратным для всех его участников. » [23].

По данным британских исследователей, до 70% матерей детей с хроническими заболеваниями испытывают неудовлетворенность общением с медицинскими работниками. А 50% не удовлетворены тем, как они были впервые проинформированы о диагнозе [48]. И сегодня все больше специалистов приходят к пониманию того, насколько важно беседовать с членами семьи. Осознается высокое значение человеческого участия как в комплаенс1, так и в процессе адаптации к ситуации болезни в целом.

О столкновении с болезнью внучки, о роли врачей в жизни семьи рассказывает бабушка 2 :«. Будучи опорой и на работе, и дома, я всю сознательную жизнь принимала решения сама. Отсюда, когда все произошло с ребенком, возник первый вопрос: «А почему ЭТО произошло именно с нами?». До этого знала, что болеют дети, что это очень плохо, неправильно, но я не представляла масштаба. ЭТО «плохо» было от меня где-то далеко. Стала приставать с вопросами к докторам. С докторами на начальном этапе повезло. Приставала до тех пор, пока зав. отделением не сказала мне с раздражением: «А чем вы лучше других? У всех близких наших деток боль души». Замолчала я, закрылась. Нет, она меня не обидела. Помогла понять, что и доктора тоже люди. От помощи больничного психолога отказалась сразу со словами: «Сама могу оказать кому угодно какую угодно помощь». На все вопросы близких, сотрудников, просто знакомых ответом был летящий в стенку телефон. Бушевала старушка! И теперь всех, кроме немногих близких, я отодвинула за горизонт. Не общаюсь, отучила задавать любые вопросы. Отошла я от ситуации, как это странно бы ни звучало, в хос-пи-се. Доктора делали свое дело, ставили диагноз, подбирали протокол лечения, учили ухаживать. Почему я сказала, что на начальном этапе помогали доктора? Теперь в каждый наш приезд другой доктор. Иные не выдерживают морально, меняют место работы, иные становятся циниками, а вот фанатов своего дела единицы! Это, наверное, правило жизни. Но из всех я бы выбрала первого доктора. Запомнились ее слова: «Мы же тоже привыкаем к деткам. И нам также больно, когда они уходят. »».

Бесценно, когда врачи понимают важность психологической поддержки, владеют знаниями и навыками по основам психологической помощи, особенно в крайне стрессовых ситуациях: при диагностике тяжелого заболевания, утрате трудоспособности, при угрозе для жизни пациента; принимают во внимание возрастные, социальные и гендерные различия, особенности болезни, которые необходимо учитывать при оказании помощи; участвуют в создании психологически благоприятной обстановки для пациентов, их близких и персонала. Помнят, что родители испытывают сильный эмоциональный дискомфорт, когда с ними разговаривают как с маленькими детьми, игнорируют или избегают объяснений, рассматривают ребенка как «случай», а не как человека [17]. Важно не забывать и о тех глубинных изменениях, которые происходят в это время в сознании близких ребенка.

«В тот период у меня было ощущение заточения в другой мир. Все вокруг (природа, дома, прежние знакомые) вдруг стали какими-то чужими и «потусторонними». Я не могла смотреть ни новости, ни другие передачи по ТВ, мне было дико и бессмысленно практически все, что там озвучивалось, так как все это было НИЧТО по сравнению с жизнью ребенка. Не было ни злости, ни печали, это было словно другое измерение всего и вся, другой уровень. Я не понимала, зачем ВСЕ на этом свете, когда страдают и уходят дети. Равнодушие окружающих усиливало вакуум и состояние собственной проклятости в разы, то есть чем больше я понимала, что до наших проблем никому нет дела, тем сильнее чувствовала себя проклятой и наказанной, не имеющей права на счастье и обычную, нормальную для всех жизнь. руки опускались». 3

Когда на семью обрушивается горе, ее жизнеспособность оказывается под угрозой:

  • она начинает хуже работать как единое целое;
  • вероятны нарушения структуры и функции семьи;
  • возможен настоящий кризис брака.
Читайте так же:
Проблемы в отношениях с мужем: причины и способы их решения. Как понять, что ваши отношения идут к концу: рассказывает психолог

В литературе отмечается, что семьи, где есть ребенок с хроническим заболеванием, можно разделить на три категории [17, 18, 19]:

  • Семьи, которые нуждались бы в психологической помощи вне зависимости от болезни ребенка, поскольку болезнь ребенка — это всего лишь один из источников стресса.
  • Семьи, где дети не справляются с каким-то конкретным аспектом заболевания или лечения, либо они эмоционально перегружены и не справляются с ситуацией.
  • Семьи, которые в целом справляются с ситуацией, но нуждаются в профессиональной поддержке.

Сталкиваясь с тяжелой болезнью ребенка, близкие могут формировать следующее деструктивное отношение к ситуации [40]:

«Паническое бессилие». Родители испуганы прогнозами врачей и болезнь воспринимают как что-то неумолимое и страшное, с чем бессмысленно бороться. У ребенка в результате возникает чувство обреченности и бессилия, он не делает усилий, направленных на преодоление болезни, которая превращает его в жертву. Родители как бы помогают ребенку лишиться будущего, перспективы.

«Вытеснение». Родители закрывают глаза на реальное состояние ребенка, не замечают симптомов. У родителей появляется желание скрывать факт болезни от окружающих, как будто его признание может подорвать их собственную репутацию. Ребенок страдает от того, что его жалобы, просьбы, ссылки на усталость и трудности в учебе игнорируются. Нередко при этом и на врачей, и на ребенка выплескиваются агрессия, обвинения, раздражение. За всем этим часто стоит нежелание изменить жизнь семьи, обеспечить больному ребенку дополнительный уход. При таком типе отношения он чувствует себя одиноким, виноватым и формирует нереальные сверхоптимистичные ожидания.

«Уход в болезнь». Болезнь для ребенка может быть защитой от сложностей жизни, особенно когда родители занимаются сверхопекой своего ребенка, защищают от школы, «выбивают» группу инвалидности. Тогда велика вероятность формирования инфантильности. Вся жизнь семьи оказывается посвященной больному ребенку.

По нашим наблюдениям:

  • родители часто ощущают страх и растерянность в связи с отсутствием знаний и понимания, как помочь ребенку наилучшим образом;
  • дети способны проявлять величайшую силу духа, прикладывая огромные усилия, чтобы справиться с болезнью, даже в тех случаях, когда остаются с болезнью один на один.

«Мы очень хотели бороться и готовы были землю носом рыть ради этого. Паника, растерянность и отчаянье были из-за того, что не знали, где взять знания, — куда бежать, кому верить, во что верить. Ребенок очень хотел поправиться, отказывался уезжать домой из больницы, когда я хотела его забрать, сказав, что в таком состоянии ему нужно обязательно лечиться. И это при том, что он очень-очень всегда любил свой дом и тосковал по нему». 4

Сноски

1 Комплаенс (англ. compliance – согласие, соответствие) в медицине – это добровольное
следование пациента предписанному ему режиму лечения.
2 Описывается этап жизни семьи, связанный с лечением ребенка в отделении детской онкологии клинической городской больницы, при сопровождении семьи психологом АНО «Детский хоспис».
3 Автор – Костенькина Ольга, мама 9-летнего мальчика
4 Автор – Костенькина Ольга, мама 9-летнего мальчика

Автор

Александрова Ольга Викторовна

кандидат психологических наук, доцент; психолог, АНО «Детский хоспис» (2011-2019); доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи Института Психологии, ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (с 2018 г.).
Санкт-Петербург

Кушнарева Ирина Владимировна

генеральный директор СПб ГАУЗ «Хоспис (детский)», СПб ГАУЗ «Хоспис (детский)»
Санкт-Петербург

прот. Ткаченко Александр Евгеньевич

Священнослужитель Русской Православной Церкви, протоиерей Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Николая Чудотворца, храма Иоанна Предтечи при Суворовском военном училище и храма Успения Божией Матери, строящегося Свято-Духовского собора в Санкт-Петербурге. Член Общественной палаты Российской Федерации (с 2017 года). Основатель и генеральный директор первого в России Детского хосписа, АНО «Детский хоспис»
Санкт-Петербург

Болезни ребёнка — самый важный симптом "болеющей" семьи

В семейной терапии основным симптомом нездоровья семьи является ребёнок: "Постоянно болеющий ребёнок — нездоровая семья", — это давно известный факт.

Он — катализатор, барометр, активно реагирующий на изменение взаимоотношений между родителями. И чем хуже их отношения, тем прямо пропорционально ухудшается и состояние здоровья, поведение, успеваемость в школе, проявляется его послушание-не послушание.

Кстати, уставшая нервная мать с синдромом мученицы, запрещающая себе заботиться о себе, становится основным вампиром для ребёнка. Психологи и психотерапевты точно знают — часто болеет ребёнок, лечите мать.

А теперь вспомните ситуации, где сохраняются "ради детей" абсолютно деструктивные семьи. Как чувствует себя в них ребёнок, реагируя на постоянные конфликты, выяснения отношений, а потом ещё и получая негативные эмоции и нападки в свой адрес от энергетически истощённой матери?

Несколько раз я слышала от очень успешных людей истории их "счастливого детства", когда мать делала их, маленьких и беззащитных, буфером между собой и пьяным агрессивным отцом. Как именно? Мать брала ребёнка на руки в надежде, что тогда муж не станет её бить.

"Счастливое" детство и "сверх заботливая" мать оставили неизгладимый отпечаток на детской психике: кто-то долго лечился от заикания, кто-то от энуреза; у кого-то начинался приступ удушья, а за ним паническая атака, как только грозный начальник повышал голос.

"Иногда я просыпаюсь ночью от собственного крика, потому что вижу над своей головой занесённый кулак отца, и мать, которая пытается мной защититься". Так о ребёнке ли заботилась "любящая" мать в этот опасный для его жизни момент?

В анамнезе этих людей частые заболевания верхних дыхательных путей, как обратная сторона сдерживаемого страха и ужаса; кожные аллергические заболевания: "Не трогай меня! Не нарушай моих личных границ!"

Моя практика показывает, что по часто повторяющейся психосоматической или соматической симптоматике ребёнка в дисгармоничной семье можно "прочитать" все его переживания, страхи, степень отчаяния, фрустрированности и состояния ПТСР. Рассмотрим некоторые из них. Например.

Читайте так же:
Истинная любовь. Судьба дочери формируется из отношения с отцом

Анорексия (отказ от пищи, впоследствии невозможность приёма пищи и её переработки): отказ от жизни; желание обратить на себя внимание своей худобой и слабостью; нежелание расти и становится взрослым.

Булимия или волчий голод: еда, как замещение любви, ласки, тепла; заедание агрессии и/или тревоги.

Энурез — это непроизвольные мочеиспускания ночью у детей старше 5 лет. Одной из психологических причин являются постоянный страх, включая страх наказания и несоответствия требованиям; привлечение внимания.

Психогенная диарея (понос): причина чувство страха, повышенная тревожность. Под воздействием сильного эмоционального потрясения, стресса организм пытается запустить программу самосохранения, убежать от опасности. Но поскольку физически уйти от проблемы в некоторых случаях проблематично, то организм защищает себя при помощи удаления всего ненужного.

Психогенный запор проявляется при сильных внутренних переживаниях, внутренних конфликтах, скрытых страхах и внешней холодности, неврозе чистоты и пессимистичном отношении к жизни.

Кожные заболевания: не нарушайте моих границ; недостаток эмоционального тепла.

Необоснованные страхи: недоверие к окружающему миру — боюсь, что меня бросят, оставят; желание заботы, любви, недостаток ощущения защищённости; острая нужда в родительском внимании.

Давайте вспомним, что происходит в семье, когда болеет ребёнок? Сплочение: родители забывают о своих проблемах и конфликтах, + ребёнок получает то внимание, заботу, тепло и ласку, которые отсутствуют, когда он здоров.

Данная модель поведения может закрепиться и перенестись во взрослую жизнь, превратиться во вторичную выгоду, когда "как бы" болезнь становится манипуляцией по привлечению внимания к собственной персоне или "привязыванию" к себе уже взрослого ребёнка, не давая ему возможности стать самостоятельным (родительская манипуляция "сердечным приступом" знакома многим).

Второй вариант: ребёнок, желающий, чтобы мама была как можно чаще дома, а не работе, "привязывает" её к себе постоянными "болезнями", которые проходят, как только мама увольняется с работы.

Таким образом, частые болезни ребёнка — это симптом семьи. Это выражение отношений между всеми членами семьи. Он возникает при деструктивных, конфликтных, кризисных ситуациях, явно выраженных или скрытых.

Проявляется в поведенческих, психосоматических, соматических и других нарушениях, как правило, у одного из членов семьи.

Важно понимать, что симптом — это не проблема одного члена семьи, а проявление дисфункции всей семейной системы! Именно поэтому важно решать проблему, работая со всеми членами семьи сообща.

И важна не только роль каждого члена семьи в её решении, важно искреннее желание каждого излечить не только ребёнка, но семью в целом.

Как поддержать семью, в которой болеет ребенок?

Важно понимать, что столкнувшись с болезнью, семья автоматически попадает в ситуацию изоляции, а не в атмосферу понимания и поддержки. Не упустите возможность сделать для семьи что-то хорошее.

Таково культурное наследие: в нашем обществе люди в целом не склонны помогать и поддерживать друг друга. Кроме того, когда в семье серьезно и тяжело заболевает ребенок, у окружающих возникает много страхов и фантазий, и появляется бессознательное желание защитить себя от чего-то не очень понятного и страшного. Именно поэтому семьи с заболевшим ребенком, к сожалению, часто оказываются в одиночестве и изоляции. Окружающие могут неосознанно искать причину, объяснение, почему это произошло, чтобы наполниться уверенностью, что в их семье этого точно нет, а значит есть гарантия, что с ними ничего подобного не случится, что они в безопасности.

Фоторабота Дарины Аксеновой

О своих открытиях окружающие часто сообщают и семье: «С вами это произошло, потому что вы делали неправильно. ». И дальше следует ряд самых разных предположений, среди которых вряд ли найдутся истинные причины онкогематологических болезней. Скорее, эти высказывания просто обидят или ранят семью, послужат причиной отдаления. Именно поэтому перед тем, как поговорить о том, какой может быть помощь и поддержка близких, попавших в трудную ситуацию, стоит сказать о том, чего делать точно не нужно.

Информированность и чуткость

Не торопитесь с суждениями и осуждениями. Оберегайте семью заболевшего ребенка от собственных фантазий, мифов и представлений о том, откуда берется болезнь. Возможно, прежде чем выходить на связь с родственниками, стоит изучить чуть больше научной, медицинской информации. Это поможет выйти из плена мифов и очень губительных для семьи установок и заблуждений.

Воздерживайтесь от советов, оценки качества и количества оказываемой ребенку медицинской помощи. Важно преодолеть собственное ощущение, что вам все (про все) известно. И, конечно, не стоит давать медицинские рекомендации, например, где лечиться и как. Все это может дестабилизировать и без того сложную ситуацию. Иногда мы видим, как после телефонного разговора с кем-то из близких родители импульсивно принимают решения или у них сильно меняется настроение, поскольку они вынуждены дополнительно перерабатывать еще и то, что только что услышали. Кроме того, как правило, у взрослых есть опыт столкновения с болезнью взрослых, что сильно отличается от того, что происходит с ребенком.

Не «причиняйте добро». Очень важно, чтобы помощь семье оказывалась в мягкой и доброжелательной форме, ненавязчиво, не по принципу «помочь во что бы то ни стало». Важно терпеливое, спокойное отношение. Тем более, что в нашей культуре так же сложно принимать помощь, как ее оказывать. Тот, кто оказался в трудной ситуации, не хочет считать себя слабым, и если помощь преподносится не очень естественно, сопровождается желанием подчеркнуть свою силу и состоятельность, есть большой риск, что семья от нее откажется.

Как действительно можно помочь?

Во-первых, не отстраняться и не отдаляться от семьи, которая попала в тяжелую ситуацию. Даже если для этого вам придется преодолеть собственные страхи. К сожалению, оказаться в трудном положении может каждый из нас, и важно, чтобы мы формировали культуру помощи и поддержки друг друга, учились помогать, просить и принимать помощь.

Читайте так же:
На чем строятся взаимоотношения женские. Как построить крепкие отношения с мужчиной: советы психологов. Как улучшить отношения в семье

Когда самочувствие ребенка ухудшается, количество контактов (с близкими, медицинским персоналом) начинает уменьшаться. Это очень печальная и стереотипная реакция, но, к сожалению, в обществе сильно представление о том, что если мы не можем коренным образом изменить ситуацию, то лучше ничего не делать. Это глубокое и опасное заблуждение, на самом деле всегда есть очень много способов помочь. Именно простые, каждодневные вещи очень ценны для семьи.

Итак, что можно сделать?

Слушать и слышать семью. Давать возможность родителям выговориться, стараться вместе проговаривать и прояснять ситуацию. В состоянии стресса сложно во всем разобраться, здорово, если близкие помогают рассуждать, не торопят принимать решений, могут быть дополнительным сердцем и разумом, анализирующим происходящее.

Быть в контакте, понимая, что лечение будет долгим, и семья может нуждаться в помощи на разных этапах лечения (грандиозная помощь, как правило, не нужна, важнее, чтоб она была регулярной). Мир в период болезни ребенка становится крайне нестабильным, и семье очень не хватает прочных отношений и связей, которые вы как раз и можете дать.

Относиться к происходящему серьезно, но без лишнего драматизма. Стоит быть осторожными с высказываниями, понимать, что они могут быть восприняты по-разному. Если вы хотите подбодрить друзей, высказав предположение, что не все так страшно и что диагноз снимут, они в такой ситуации могут услышать, что им не верят.

Избегать чрезмерных обещаний, говорить, что «все будет хорошо». Ситуации бывают разные, эти слова не всегда соответствуют реальности, кроме того, это большая ответственность — давать обещания, которые даже медицина не всегда может на себя взять.

Стать менеджером семьи в сложной ситуации. Если для родителей утомительно общаться с многочисленными обеспокоенными друзьями, коллегами, родственниками (несколько раз в день пересказывая им новости об изменениях в состоянии ребенка или, наоборот, сообщая об отсутствии каких-либо новостей и улучшений), попробуйте найти/назначить одного человека, который мог бы стать координатором семьи по связям с окружающими миром. Именно он будет регулярно звонить, спрашивать, уточнять, передавать новости и нужды семьи знакомым и распределять задачи.

Быть внимательными и чуткими, стараться понять, в чем нуждается семья, даже если просьбы о помощи не звучат. Обычно у всех семей в ситуации болезни ребенка бывают проблемы с материальными средствами, со временем, заботой и эмоциональной поддержкой.

Поиграть с ребенком, отвлечь его от больничной жизни, позаниматься развивающими занятиями, рукоделием, помастерить, почитать книжку — такая помощь актуальна всегда.

Можно и важно позаботиться и о маме, сопровождающей ребенка на лечение, например, сменив ее в палате на полчаса/час. Это особенно важно, если ребенок маленький и из-за круглосуточных забот у мамы нет возможности спокойно поесть, выйти на улицу, сменить обстановку, принять душ и привести себя в порядок. Можно просто побыть курьером: привезли/отвезти что-то из дома/домой. Часто семьи проводят в больнице не один месяц, у них может не быть одежды по сезону, а ребенок за это время может вырасти, похудеть, поправиться. От частого мытья рук или их обработки, сухости помещений в больницах, у мам сильно сохнут руки, не лишним будет хороший увлажняющий крем для рук или для лица. Можно и побаловать маму — привезти из дома что-нибудь вкусненькое, подарить средства по ухода за собой или косметику, купить журнал или книгу, скачать новый фильм или приятную музыку.

Позаботиться о тех членах семьи, которые остались дома. Старшие, младшие дети, родители. Мамы очень переживают из-за того, что не могут позаботиться о тех, кто находится далеко. Отведите детей в сад или погуляйте с ними, купите продукты или приготовьте еду, проконтролируйте или позанимайтесь со старшими, расспросите, как у них дела и как они себя чувствуют, запишите с оставшимися дома детьми видеопослание маме и сестре/брату в больницу.

Делитесь хорошими впечатлениями и новостями. Гости и знакомые для семей, находящихся в больнице — источник свежего воздуха, окно в мир. Одна из наших мам просила своих близких вместо ежедневных звонков с расспросами «как дела» присылать ей какие-нибудь шутки и веселые истории.

Найдите возможность понять, что нужно именно ваших близким

Нет универсальных рецептов, потому что каждому из нас нужно что-то свое. Чтобы поддержать близкого человека, важно понимать, с кем вы имеете дело и что ему в данный момент нужно. Будьте чутки, задавайте вопросы, чувствуйте нюансы. Сложность ситуации не должна нас парализовать. В противном случае закроется последний доступ кислорода для семьи в тяжелых обстоятельствах.

К случившемуся с ребенком и семьей нужно относиться серьезно, но не стоит драматизировать. Трагическая маска на лице не всегда помогает. Недавно мы обсуждали с коллегами ситуацию, когда нужно было поддержать маму, у которой умирал ребенок. Все пытались буквально на себе прочувствовать, как ей плохо, но легче ей от этого не становилось. И вот один из медбратьев клиники, который недавно вернулся из отпуска, поинтересовавшись, как у них дела, очень естественно и непринужденно предложил ей посмотреть. его отпускные фотографии! Это абсолютно изменило лицо мамы: было ощущение, что открыли форточку и в нее влетел свежий ветер. У нее появилось ощущение, что жизнь не заканчивается, есть надежда, много разных ресурсов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию