Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие отношения не являются общественными. Сферы общественных отношений

Общественные отношения и социальные взаимодействия

Социальный контакт в обществе – это основополагающее условие и неотъемлемый компонент современного социума. В процессе коммуникации и взаимодействия между индивидуумами обязательно возникают общественные отношения, которые регламентируются определенными нормами.

Общественные отношение: понятие

общественные отношенияОбщественные отношения – это множество социальных взаимодействий, между двумя или более людьми, которые регулируются социальными нормами. Каждый участник отношений имеет социальное положение и выполняет социальную роль.общение в обществе

В социологической иерархии социальные отношения более развиты, чем:

  • поведение;
  • социальное действие;
  • социальный контакт;
  • социальное взаимодействие.

Социальные отношения составляют основу таких понятий, как социальная организация, социальная структура и социальная система.

социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие осуществляется во всех сферах общественной жизни, а также регулируются социальными нормами. Сферу общественных отношений составляет материальное производство, а также духовная деятельность. Материальные отношения складываются в ходе практической деятельности человека, а духовные – в процессе формирования ценностей.

К предметному содержанию относятся все сферы жизнедеятельность общества:

  • экономическая;
  • политическая;
  • моральная;
  • идеологическая;
  • моральная.

Элементы отношений составляют основу социальных институтов.

Виды общественных отношений

виды общественных отношений

В социальной науке общественные или социальные отношения – это любые отношения между двумя или более индивидами. Эти отношения формируют основу социальной структуры и поэтому являются ключевым объектом базового социального исследования и анализа.

Социальные взаимодействия можно разделить на:

  • случайные;
  • повторяющиеся;
  • регулярные;
  • регулируемые.

Социологи выделяют следующие виды общественных отношений:

  1. Классовые.
  2. Национальные.
  3. Групповые.
  4. Этнические.
  5. Локальные.
  6. Институциональные.
  7. Семейные.
  8. Правоотношения.

Взаимодействия индивидуумов в группе формируют межличностные отношения.

Также социальная интеракция может классифицироваться следующим образом:

  1. Случайное взаимодействие (также известный как социальный контакт) – это незапланированная коммуникация. Например, спросить незнакомца о направлении.
  2. Повторяющееся взаимодействие – это контакт, который не планируется, однако обязательно происходит время от времени. Например, случайная встреча с соседом время от времени во время прогулки по улице.
  3. Регулярное взаимодействие – это интеракция, которая не планируется, однако скорее всего произойдет. Например, каждый день на рабочем месте или учеба в университете, ужин каждый день в том же ресторане и так далее.
  4. Регламентированная коммуникация – плановый процесс, который регулируются обычаями или правом.

прочные отношения в обществе

Виды общественных отношений отличаются продолжительностью, систематичностью, а также характером взаимодействия.

Однако все они выступают устойчивыми элементами, на основе которых возникают различные социальные общности людей.

Формы общественных отношений

многообразные связи

В человеческих обществах встречаются различные формы общественных отношений:

формы общественных отношений

  1. Индивид и индивид: это взаимодействие, в котором участвует как минимум двое людей. Например, врач и пациент, мать и ребенок, покупатель и владелец магазина.
  2. Индивид и группа: данная форма взаимодействия осуществляется между одним человеком и целой группой. Учитель, обучающий свой класс, оратор, обращающийся к аудитории – общие примеры данной формы.
  3. Группа и группа: в этом случае происходит контакт между двумя группами людей. Например, две команды играют в футбол, две силы борются друг против друга, два делегата обсуждают вопрос.
  4. Между людьми и культурой: эта форма встречается, когда люди слушают радио, смотрят телевидение, читают газеты, наслаждаются фотографиями и наблюдают за выставками. Радио, телевидение, кино, газеты, книги, выставки, театр, драма, цирк, ярмарки и другие социально-культурные мероприятия включены в культуру общества. Люди осуществляют социальное взаимодействие и социальные отношения с этими средствами массовой коммуникации. Таким образом, между индивидуумами и культурой происходит взаимный процесс.

Форма общественных отношений складывается под воздействием индивидуумов за объекты собственности, совместного проживания на общей территории, а также сотрудничества людей при определенных условиях.

Система общественных отношений

система общественных отношений

Система общественных отношений представляет регламентацию, которая осуществляется при помощи социальных, а также технических норм общественной интеракции.

Читайте так же:
Несколько секретов, как разнообразить интимные отношения с мужем

Для реализации социального взаимодействия необходимо присутствие трех компонентов:

  • субъекты (два и более взаимодействующих человека);
  • цель (причина взаимодействия);
  • механизм регулирования взаимодействий (процесс осуществления взаимодействия).

В каждом современном обществе существует ряд определенных норм, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Социальные нормы являются образцами, стандартами деятельности, а также правилами поведения, выполнение которых ожидается от индивидуума или всей социальной группы. Регулирование поддерживается применением специальных санкций. Исследователи выделяют множество разновидностей социальных норм, которые в свою очередь делятся на правовые и не правовые.

К неправовым нормам в обществе относятся следующие:

  • обычаи;
  • моральные нормы;
  • корпоративные нормы (осуществляемые в общественных организациях);
  • религиозные нормы и другие.

Выполнение данных социальных норм предполагается конкретным индивидуумом, однако они не являются общеобязательными и не предусматривают правовую ответственность. Общеобязательными выступают правовые нормы, которые установлены законом и государством. Социальным нормам присуще следующие признаки: складываются хаотично, носят общий характер и выступают правилами поведения в обществе.

Цепи общественных отношений — видео

Сферы общественной жизни

Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.

Для анализа сложноорганизованных систем есть специальное понятие «подсистема».

Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.

По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.

Сферы жизни общества

Экономическая сфера общественной жизни

Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.

Основные элементы экономической сферы:

  • производство — создание материальных благ;
  • распределение — разделение созданных благ между производителями, рынками, потребителями;
  • обмен — торговля, бартер;
  • потребление — использование произведенных продуктов.

Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.

В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.

Политическая сфера общественной жизни

Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.

Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.

Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.

У социальной сферы есть две формы:

  • общество в целом, которое включает в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет.
  • совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения.

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Читайте так же:
Больные отношения между мужчиной и женщиной. Зависимость. Болезненные отношения. Что делать? й признак: «Мне все равно»

Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.

Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Таблица с примерами сфер общественной жизни

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы

Отношения в процессе производства, обмена и потребления.

Отношения по поводу права собственности.

Отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь государства и экономики.

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Отношения по поводу власти и управления обществом.

Отношения человека и государства.

Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

формы государственной власти;

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.

социальная мобильность и социальные лифты;

национальные отношения; семья.

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).

Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Общественные отношения

В процессе своей жизнедеятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные общественные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а так­же связи, возникающие между различными социальными груп­пами (или внутри них), принято называть общественными от­ношениями. Не все связи, возникающие между людьми в про­цессе общения и совместной деятельности относят к обществен­ным отношениям (не является таковым, например, контакт в общественном транспорте).

Таким образом, общественные отношения — это устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные) отноше­ния, затрагивающие важные стороны жизни людей.

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни (например, отношения собственности и распределения в экономике).

Все общественные отношения мо­гут быть условно разделены на две группы:

Материальные отношения возникают и складываются непо­средственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него.

Духовные отношения формируются, предварительно «про­ходя через сознание» людей, детерминируются их духовными потребностями.

Особым видом общественных отношений являются меж­личностные отношения— отношения между отдельными инди­видами, объединёнными общими потребностями и интересами (досуг, быт).

Социолог П. Сорокин выделил следующие виды взаимодей­ствий:

— между двумя индивидами (например, муж и жена; учитель и ученик; два товарища);

— между тремя индивидами (например, семья);

— между четырьмя индивидами и более (певец и его слуша­тели);

— между многими людьми (неорганизованная толпа). Межличностные отношения возникают и в ходе индивидуального общения (персонифицированная форма общественных отношений).

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО

С давних пор люди пытались объяснить причины возникно­вения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы — это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, геро­ях и т. д. Совокупность мифов называется мифологией. Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных об­щественных проблемах, об отношении мироздания с его закона­ми и людей также пытались найти религия и философия. Имен­но философское учение об обществе на сегодняшний день явля­ется наиболее разработанным.

Читайте так же:
Как выйти из тупиковых отношений. Ругань на людях. Как прервать возникшее отчуждение

Совместить мифологию и философию впервые попытались индийские мудрецы. Первым философским произведением можно назвать тексты Веды, которые были созданы в период с 1500 по 600-е гг. до н.э. в Древней Индии. Ведическая литерату­ра не только пыталась объяснить происхождение Вселенной и всех живых существ, но и освещала социальное неравенстве ин­дийского общества — деление на касты (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и т.д.). Против этой несправедливости выступил буддизм/Буддизм — это одновременно религия и философское учение, предлагающее путь избавления человека от жизненных страданий.

Древний Китай дал миру даосизм (Дао — путь, который дол­жен для себя найти человек). Даосы считали, что, в мире два на­чала: Инь (тёмное начало, пассивное ожидание) и Янь (нечто активное, освещающее путь познания). Человек, объединяющий тёмное и светлое, женское и мужское, активное и пассивное, за­нимает некоторое срединное положение в мире и призван со­единить два начала.

В отличие от последователей даосизма, которые стремились к индивидуальному совершенствованию, Конфуций (551-479 гг. до н.э.) разработал учение о «благородном муже» — человеке, который интересы общества и государства (Конфуций отожде­ствляет эти понятия) ставит на первое место, пренебрегая лич­ными.

Античный философ Платон предложил модель идеального государства, которое основано на принципе справедливости. В государстве Платон выделял три группы: мудрецы, которые Должны править; воины, которые должны защищать; крестьяне и ремесленники, которые должны трудиться. Государство по Платону — это особая форма поселения людей для взаимопомо­щи, поддержания порядка.

Аристотель выделял три формы объединения людей: семью, селение, государство. Он считал, что опорой государства долж­ны быть не бедняки и не богачи, а средние слои общества.

В Средние века все объяснения общественной жизни опира­лись на религиозные догматы. Наиболее выдающиеся философы этого периода — Аврелий Августин и Фома Аквинский — пони­мали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом и которая развивается в соответствии с волей Бога.

В период Нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинул тезис о том, что общество воз­никло и развивается естественным путем. Они разработали кон­цепцию договорной организации общественной жизни. Ее родо­начальником можно считать древнегреческого философа Эпи­кура, который считал, что государство покоится на обществен­ном договоре, заключенном людьми для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители теории общест­венного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) развили взгляды Эпикура, выдвинув идею так называемых «естествен­ных прав», т. е. таких прав, которые человек получает от рожде­ния.

В XIX в. философами было выработано понятие «граждан­ское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости», в которой «пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены» (Г. Гегель).

В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно на­капливались в недрах философии, выделилась и стала состав­лять отдельную науку об обществе — социологию. Само поня­тие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом.

Читайте так же:
Муж развелся и не уходит к любовнице. Муж ушел к любовнице – что делать, когда рухнула семья? Как помочь себе и не наделать ошибок, если из семьи муж ушел к любовнице. Начальная стадия отношений с любовницей

Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма. К. Маркс и Ф. Эн­гельс разработали учение об общественно-экономических фор­мациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общест­венном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется экономически­ми факторами, а политическое, социальное, духовное развитие общества является лишь отражением материальной жизни лю­дей.

Человеческое общество, по мнению Маркса, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капи­талистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически опреде­ленный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, определяемую уровнем развития производитель­ных сил и производственных отношений.

Близки к материалистической теории общественной жизни взгляды Р. Арона, Д. Белла, У. Ростоу и др. Они выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустри­ального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Тео­рия индустриального общества (Р. Арон) рассматривает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.

В 60-70-е гг. в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффле-ра были выделены три стадии развития общества:

— первая — доиндустриальная (аграрная);

— третья — постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (3. Бжезинский).

На первой стадии основной сферой экономической деятель­ности является сельское хозяйство, на второй — промышлен­ность, на третьей — сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.

Эти теории, хотя и находились в рамках материалистическо­го понимания процессов общественного развития, тем не менее имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общест­венно-экономической формации к другой осуществлялся путём социальной революции, под которой понимался коренной каче­ственный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого со­циальным эволюционизмом: согласно им технологические пе­ревороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопро­вождаются социальными конфликтами и социальными ре­волюциями.

Новым этапом в изучении общественных явлений стала тео­рия культурно-исторических типов русского исследователя XIX в. Н.Л. Данилевского, согласно которой отдельные общества (ци­вилизации) развиваются подобно биологическим организмам. Цивилизационную теорию развили О. Шпенглер и А. Тойнби.

Общественные отношения

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные формы социальных взаимозависимостей, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.
Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно — социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и достаточно жесткие регламентации. Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик — устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов  — направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются «вчерашними» социальными взаимодействиями,»застывшей» социальной формой живой человеческой жизнедеятельности.
Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны, подобно отношениям между объектами в природе, и не субъект-субъектны, подобно межличностным отношениям — когда человек взаимодействует с другим целостным человеком, а субъект-объектны,когда взаимодействие происходит лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам он в них представлен частичным и нецелостным социально действующим субъектом (социальным агентом). Общественные отношения воплощаются в социальных практиках и всегда опосредованы объектами — социальными формами (вещами, идеями, социальными явлениями,процессами).
Общественные отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций, но не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения.
Социальные отношения — это совокупность многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.

Читайте так же:
Люди, которым не нужны половые отношения. Феминистки, или как называются женщины, которые не любят мужчин

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

  • как отношения человека с обществом, общества с человеком;
  • между индивидами как представителями общества;
  • между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;
  • между различными обществами;
  • между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

Проблемы определения

Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребимым, ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:

  • Общественные отношения (социальные отношения) — отношениялюдей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
  • Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их социального равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Для характеристики социальной жизни нередко используется термин «социетальный», который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Классификация

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:

  • Классовые отношения
  • Национальные отношения
  • Этнические отношения
  • Групповые отношения

Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию