Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мнемо таблицы. Мнемотехника — метод развития речи детей младшего дошкольного возраста

Мнемо таблицы. Мнемотехника — метод развития речи детей младшего дошкольного возраста

Мастер-класс раскрывает значимость использования мнемотехники в развитии связной речи дошкольников. Содержит этапы обучения мнемотехники, ее виды и особенности применения в ДОУ

Добрый день, уважаемые коллеги! Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Все чаще мы сталкиваемся с такими проблемами как:

  • бедная диалогическая речь;
  • речь из простых предложений;
  • отсутствие навыков культуры речи;
  • плохая дикция;
  • трудности в построении монолога;
  • недостаточный словарный запас.

По мнению психологов, развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность к замещению и наглядному моделированию. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мнемотехника, в переводе с греческого, «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника позволяет развивать:

  • память, ассоциативное мышление;
  • сохранять и запоминать информацию;
  • повышает способность концентрировать внимание;
  • она способствует становлению речи, в частности улучшению дикции, произношению звуков;
  • помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;
  • формирует возможность составлять рассказы, облегчает процесс заучивания стихов;
  • активизирует словарный запас.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты.

Мнемоквадрат — это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например, для того, чтобы ребенок запомнил, где его шкаф, на него наклеивают картинку, например, картинка «Зайчик». И теперь он знает, что вещи, на которых есть «Зайчик» — его вещи.
Когда ребенок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки.

Они представляют собой таблицу, состоящую из четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову, словосочетанию или предложению. Например, «Травка зеленеет, солнышко светит, ласточка с весною, в сени к нам летит».

Мнемоквадрат

В младшей группе ее можно использовать для легкого запоминания последовательности разных процессов: последовательность умывания, одевания, чистки зубов и т. д.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблицы. Суть ее заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

В качестве символов-заместителей используются:

  • Предметные картинки.
  • Силуэтные изображения.
  • Геометрические фигуры.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая. Начиная со среднего возраста можно использовать не только картинки, но и геометрические фигуры, условные, силуэтные изображения.
На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.

Пример мнемотаблицы

Мнемотаблицы можно использовать:

  • при обучении составлению описательных, творческих рассказов;
  • при заучивании стихов.
  • при отгадывании и загадывании загадок.
  • при пересказах художественной литературы.
  • обогащения словарного запаса.

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики:

  1. Последовательность. Сначала работают с мнемоквадратами, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  2. Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук.
  3. Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  4. Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным ребята быстро потеряют интерес.
  5. Никаких принудительных мер: просто игра. Все должно происходить в игровой форме.

Работа по мнемотаблицам строится в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: Пересказ по данной теме.

А сейчас, давайте от слов перейдем к практике. Посмотрите на экран и попробуйте отгадать загадку. Кто сможет ее прочесть? (Сидит дед, во сто шуб одет — Лук)
Теперь попробуйте отгадать, какая сказка здесь закодирована? («Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»)

Давайте составим, опираясь на схему, описательный рассказ, например, про огурец. Сначала разберем, какая информация здесь закодирована. (Цвет, форма, размер, где растет, какой на вкус и на ощупь, как употребляют в пищу) (Рассказывают)

Сейчас я предлагаю подойти ко мне двум человекам. Вам необходимо самим закодировать стихотворение. (Мольберт, фломастеры, стол)
Сшили Тане сарафанчик,
Нет такого у подруг –
Ярко-желтый одуванчик,
Колокольчики вокруг.

Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить традиционное заучивание текстов наизусть. Однако, с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым и интересны, мнемотехника справляется просто великолепно.

Читайте так же:
Новейшие методы омоложения лица без операции. Когда стоит задуматься об омоложении? Салонные способы омоложения

А чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Применение мнемотаблиц для развития связной речи

Одним из главных и основополагающих условий всестороннего и полноценного развития детей на протяжении дошкольного возраста является грамотная, логически выстроенная красивая речь. Как правило, именно на протяжении дошкольного возраста складываются оптимальные и наиболее благоприятные условия для формирования красноречия и полноценного лексикона.

По мнению многих логопедов, для того, чтобы помочь малышам в ускоренном темпе усваивать новую информацию и развиваться, научиться логически излагать свои мысли, красочно и интересно рассказывать о себе и окружающем мире применяются специально созданные приемы и коммуникативные методики. И одним из таких приемов является использование мнемотаблиц в развитии речи детей.

Распространенные проблемы в речи детей дошкольного возраста

shutterstock_2589924

В большинстве случаев девочки и мальчики дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут похвастаться такими умениями. Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:

  • Неумение составлять длинные, сложноподчиненные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений.
  • Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.
  • Систематическое применение нелитературной лексики.
  • Минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка.
  • Дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.
  • Плохой уровень дикции.
  • Дошкольник не может строить правильные логические выводы и утверждения.

Для исправления таких речевых дефектов часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди многих специалистов.

Что представляет собой мнемотехника?

Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.

Название данной методики абсолютно не случайно – оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина. Мнемотехника – это популярная методика, суть которой заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.

Основной смысл применения мнемотаблицы для детей заключается в следующем – для определения конкретного слова или словосочетания используется конкретное изображение (картинка), при помощи которого происходит схематическая зарисовка слова. Тщательно изучая представленные изображения, ребенок ускоренными темпами может запоминать и воспроизводить текстовый материал, что помогает развитию речи для дошкольников.

Основные преимущества мнемотаблиц

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей получило достаточно широкое распространение среди специалистов и педагогов. Применение данной технологии позволяет значительно облегчить процесс обучения малышей дошкольного возраста и максимально ускорить темпы развития детской связной речи.

Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные зрительные схемы, малыши учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и точные тексты, насыщенные разнообразными уточняющими деталями.

Ниже приведен пример мнемотаблицы на тему «осень», где ребенок учит основные особенности этого времени года.

Мнемотаблица Осень

Подводя итог можно сказать, что мнемотаблица для развития связной речи представляет собой определенную схему, которая передает конкретную информацию и выступает в качестве очень важного наглядного материала для нормализации полноценного формирования связной речи у детей дошкольного возраста.

Какие основные преимущества имеет мнемометодика перед другими техниками речевого развития?

  • Способствует ускоренному развитию зрительной и слуховой памяти.
  • Применяется для решения распространенных школьных задач – например, для заучивания стихотворений или решения сложных загадок и головоломок.
  • Мнемотаблицы для детей также широко используются для развития у дошкольника навыка пересказывания любого художественного произведения.
  • С целью улучшения разговорных навыков дошкольника, в результате чего ребенок может полноценно поддержать разговор практически на любую тему.
  • Максимальное развитие разговорных навыков.

Кроме того, своевременное использование мнемотаблиц в развитии связной речи позволяет добиться успехов в развитии ассоциативного мышления, зрительного восприятия, слуховой памяти, а также воображения.

Изготовление мнемотаблиц

Изготовление обучающих мнемотаблиц по развитию речи не потребует особых умений или художественного таланта. Подбирается слово или короткое словосочетание, а также изображение, которое будет наглядно иллюстрировать выбранное слово.

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего использовать таблицы с яркими, красочными картинками – благодаря изображениям белочки, зайчика или цветка ребенок намного быстрее и легче запоминает материал.

Через некоторое время, после того, как дети тщательно изучат словосочетание и изображение, которое его характеризует, можно заменить картинку на графические символы. Например, изобразить елочку при помощи зеленого треугольника, а зайца – кружком серого или голубого цвета. Ниже показано, как на примере сказки «Курочка Ряба» можно изготовить мнемотаблицы с постепенным усложнением в виде замены картинок на графические символы:

Мнемотаблица только с картинками.

ryaba

Добавляем часть графических символов.

Мнемотаблица

Заменяем все картинки на графические символы.

Мнемотаблица

Чаще всего для развития связной речи у детей дошкольного возраста применяются готовые схемы-таблицы, разработанные В.К. Воробьевой или Т.А. Ткаченко. Но стоит помнить, что такие модельные схемы нельзя назвать универсальными – они могут лишь стать основой в процессе обучения каждого конкретного ребенка. Педагог может самостоятельно дорабатывать, усовершенствовать и корректировать готовые модельные схемы.

Читайте так же:
Домашние средства для укрепления ногтей. Укрепления ногтей вином. Масла и витамины для ногтей

В большинстве случаев учебные мнемотаблицы применяются для обучения детей основным признакам конкретного предмета. Поэтому основными темами в таких таблицах может стать изучение цвета, формы, величины, текстуры (мягкий или твердый) конкретного предмета. Кроме того, обучающая мнемотаблоица может отвечать на следующий вопрос:

  • Из каких элементов состоит этот предмет?
  • Для чего эта вещь используется?
  • Что можно делать с данным предметом и что с ним делать нельзя?

Это примерный перечень вопросов, ответ на которые должен дать ребенок, после изучения карточек с изображениями и мнемотаблиц.

Особенности использования мнемотаблиц для обучения детей

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи, ускоренного запоминания материала, которые реализуются посредством схематических мнемотаблиц и графических изображений.

При этом, данная техника помогает сформулировать речь малыша, пополнить его словарный запас красивыми, сложными и правильно построенными словосочетаниями и предложениями. Суть всех мнемотехнических приемов заключается в перерождении текстовой, словесной информации в зрительные образы. Не смотря на то, что многие дети дошкольного возраста первые занятия воспринимают очень болезненно, полагая, что у них ничего не получится, в дальнейшем учебный процесс малышам очень нравится. Он не только чрезвычайно информативный, но еще и очень интересный, увлекательный и забавный, похожий на игру.

Чаще всего, в случае использования мнемотаблиц для развития связной речи дошкольников в детских дошкольных учреждениях применяется следующая схема:

  1. Педагог показывает детям карточки с яркими и красочными картинками, обозначающими определенное словосочетание, либо же предложение.
  2. Следующий этап – изучение так называемых мнемодорожек. Это серия картинок, состоящих примерно из четырех изображений, при помощи которых ребенок сможет рассказать несложную историю.
  3. Наиболее сложный этап – применение непосредственно мнемотаблицы по обучению связной речи дошкольников. Благодаря этому методу дети дошкольного возраста учатся воспроизводить уже более длинные и сложные истории и рассказы.

Разновидности мнемоприемов для развития связной речи дошкольников:

  • Карточки с алгоритмом определенных действий – например, последовательность утренних мероприятий (умывание, чистка зубов, завтрак, одевание).
  • Мнемодорожки с серией различных изображений, рассказывающих определенную историю или рассказ. Для детей младшего дошкольного возраста чаще всего применяются сказки.
  • Приемы для более быстрого и простого усвоения информации, изучения стихов.

Пример в использовании сказки «Три поросенка».

Мнемотаблица три поросенка

Пример в использовании стихотворения.

Мнемотаблица стихи

Основные правила развития при помощи мнемотаблиц

При применении мнемотехники для развития речевого аппарата у детей дошкольного возраста следует помнить, что большинство детей без предварительной подготовки чрезвычайно сложно воспринимают данную методику обучения. На самых начальных этапах учебного процесса по развитию речи для дошкольников лучше всего использовать более понятные и простые для восприятия мнемоквадраты.

Картинки в черно-белых тонах вряд ли вызовут заинтересованность у маленьких детей, а поэтому необходимо использовать красочные изображения в ярких тонах.

Количество картинок в мнемодорожке не должно быть чрезмерным, так как это усложняет для ребенка восприятие любой информации. Максимально допустимое количество изображений в дорожке не должно превышать 8-9 картинок. И, конечно же, все таблицы не должны дублировать одну и ту же тематику – все они должны быть разными и относится к совершенно разнообразным сферам.

Результаты обучения посредством мнемотаблиц

В преимущественном большинстве случаев обучение и развитие речи посредством мнемотаблиц у малышей дошкольного возраста проходит успешно. Дети значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире, у них заметно развивается фантазия, они начинают активно придумывать свои собственные сюжеты и занимательные рассказы.

У ребят появляется усиленный интерес к различным стишкам и получению новой информации об окружающем мире, расширяется лексикон, появляется готовность выступать перед слушателями.

Мнемотехника связной речи дошкольников – это популярная и распространенная методика, действие которое направлено на улучшение процедуры запоминания материала, развитие ассоциативного мышления и красивой, грамотной связной речи.

Мнемотаблицы

Хочу рассказать про одну из моих любимых методик для развития памяти и речи – мнемотехнику. Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении мнемотаблиц для детей. И познакомить с использованием этого интересного метода.

Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.

Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:

Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:

мнемотехника

К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан

По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.

Читайте так же:
Красивый макияж для шатенок. Инструкция нанесения макияжа в домашних условиях своими руками. Основные черты брюнеток

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

Мнемотаблицы

Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате , обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

Какая польза от мнемотаблиц для детей.

Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.

Применяя эту технику в жизни, ребенок:

  • Развивает память
  • Воображение
  • Интеллект
  • Развивает образное мышление
  • Внимательность
  • Фантазию
  • Учится выстраивать логические цепочки
  • Развивает речь и увеличивает словарный запас
  • Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга . Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом.

В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.

Что нужно для занятий.

Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.

То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.

мнемотаблица нарисованная от руки

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут).

Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.

Д етям старше можно давать черно – белые таблицы.

черно-белая мнемотаблица

Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.

1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

стих по мнемотаблице

Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха

На подносе
У Фроси
Ананас
И абрикосы

Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), один ананас, и много абрикос.

Как заниматься по таблицам

Алгоритм для того, чтобы выучить стих:

  1. Выразительно прочитать стих
  2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
  3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
  4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
  5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.

Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.

Готовые Мнемотаблицы

Стих про дятла Мнемотаблица

Скачать и Распечатать

Стих про весну мнемотаблица

Скачать или распечатать

стих про папу легко запомнить

УВЕЛИЧИТЬ, СКАЧАТЬ, РАСПЕЧАТАТЬ

простой стих мнемотаблица

Скачать, распечатать

стих про машу мнемотаблица легкий

Скачать или распечатать

стих про осень мнемотаблица

Скачать или распечатать

  • Лист 1
  • Лист 2 продолжение

стих про повара мнемотаблица профессия

Скачать или распечатать

Таблицы описания смотрите здесь

Смотрите так же:

  • МНЕМОДОРОЖКИ
    ПОСЛОВИЦЫ, ЦИФРЫ, РЕЧЬ
    ПЕРЕЙТИ
  • НАБОР ТАБЛИЦ
    СУПЕР ЗАПОМИНАЛКИ
    ПЕРЕЙТИ
  • МНЕМОТАБЛИЦЫ СТИХИ
    УЧИМ СТИХ ЗА 5 МИНУТ
    ПЕРЕЙТИ

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я попытаюсь раскрыть для вас понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются. Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Читайте так же:
Как сделать волосы каштановыми в домашних условиях. Как затемнить волосы в домашних условиях без краски? Кофе и черный чай

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

— состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

— содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемоника, или мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

— зрительную и слуховую память;

— зрительное и слуховое внимание;

— развивает все стороны речи.

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель должен поставить перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

  • зрительного;
  • слухового;
  • кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата);
  • обонятельного;
  • вкусового;
  • осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

  • метод «крокирования» — использование чертежей, схем, набросков, зарисовок;
  • метод, использующий образное мышление;
  • метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
  • метод трансформации (превращения).

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием (устойчивость, распределения, переключение).

Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для этого на занятиях можно использовать: «Найди отличия»; «Что изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

2этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат — Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки — коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

Читайте так же:
Модные способы окрашивания волос. Учимся правильно красить волосы в домашних условиях

Мнемотаблицы — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотаблицы

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Мнемотаблицы

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.

Мнемотаблицы

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Этапы работы по запоминанию стихотворений:

— Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).

— Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

— Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).

— Разобрать непонятные слова и определения.

— Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.

— Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.

В своей работе я применяю скороговорки Кодолбенко Евгении Алексеевны, они информативны и структурированы. Каждое слово имеет один свой символ, и в каждой скороговорки где, встречается это слово, выглядит именно так. Изучив несколько таких скороговорок, обычно дети улавливают этот момент. И в будущем могут читать сами по опорным символам.

Мнемотаблицы

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Это еще один вид работы с мнемотаблицами. Использование готовых схем чистоговорок.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы- заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)?; за что нравится (не нравится)?

Мнемотаблицы

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

— у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

— появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

— появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

— словарный запас выходит на более высокий уровень;

— дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. — с.102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию