Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мнемотаблицы 2 младшая группа. Мнемотехника — творческие занятия для развития дошкольников

Конспект занятия во второй младшей группе «Мнемотехника»

Мнемотехника- это система быстрого и эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации при помощи символов (образов). Например,мы быстро запомнили цвета спектра по начальным буквам фразы: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

Цель обучения с использованием мнемотехники- развитие памяти, мышления, внимания, воображения.В работе используется дидактический материал: мнемодорожки, мнемотаблицы, коллажи и тактильные дощечки.

Мнемотаблица- это схема, в которой заложена определенная информация в виде схематических изображений, которые должны быть хорошо известны и понятны детям. С помощью мнемотехники можно заучивать стихотворения, рассказывать сказки, составлять небольшие рассказы. На занятиях по мнемотехнике я провожу дидактические и подвижные игры, артикуляционную гимнастику.

Предлагаю фрагмент занятия. На протяжении всех занятий мы с детьми путешествуем в деревню «Сказкино» на волшебном поезде. — Ребята, остановка. Вот полянка, на которой мы с вами поиграем. А сначала давайте вспомним, что случилось с Аленушкой….

Задаю детям вопросы:

— Как называется сказка? Кого вы видите на коллаже?

-Про кого эта сказка?

-Что случилось с Аленушкой? (ответы детей.)Затем вспоминаем стихотворение «Мой мишка»З. Александровой.

— Хорошо, ребята, рассказали стихотворение, а теперь поиграем в игру «Что изменилось?» Цель игры- развитие памяти, внимания. Вынимаю из «чудесного мешочка»8-10игрушек и выставляю их в ряд. Вместе с детьми их рассматриваем,называем. Затем по моему сигналу дети закрывают глаза, а я в это время меняю местами 2-3 игрушки. После этого дети должны сказать, какие игрушки поменялись местами. Игру можно усложнить- спрятать 1-2 игрушки.

— Какой игрушки не стало?

В заключении провожу подвижную игру «Лохматый пес».Цель: соотносить действия детей со словом, закреплять способы приставочного образования глаголов.

Выбираем ребенка на роль пса. Он ложится на коврик и притворяется спящим.Дети на цыпочках подходят к нему и говорят:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пса будят, он просыпается, рычит, лает и бегает за детьми.

После этого дети садятся в поезд и мы с песенкой возвращаемся в группу.

Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,

Везут обратно в группу компанию ребят.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группеКонспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе КОНСПЕКТ по ФЭМП во второй младшей группе МБДОУ № 201 г. Кемерово, воспитатель Долгова Татьяна Парфирьевна Программное содержание: 1. Продолжать.

Конспект занятия во второй младшей группе по ФЭМП «Мой дом»Конспект занятия во второй младшей группе по ФЭМП «Мой дом» Тема: Мой дом. Цель: Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор; формировать стремление к познанию окружающего.

Конспект занятия по лепке во второй младшей группе «Стрекоза»Конспект занятия по лепке во второй младшей группе «Стрекоза» ЦЕЛЬ: Познакомить детей с насекомым стрекозой ЗАДАЧИ: расширить знания детей о насекомых, формировать представление о строении стрекозы.

Конспект занятия во второй младшей группе «Приходите к нам на чай»Конспект занятия во второй младшей группе «Приходите к нам на чай» Конспект занятия во 2 младшей группе «Приходите к нам на чай». Елена Владимирова. Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры её.

Конспект занятия во второй младшей группе «Я-художник» (рисование по замыслу) Цель: выявление уровня владения техникой изображения при выполнении работы по замыслу. Задачи: развивать самостоятельность.

Конспект занятия во второй младшей группе «Котенок»Конспект занятия во второй младшей группе «Котенок» Цели: изображение котенка в технике аппликации; составление образа из готовых элементов. Задачи: учить составлять из готовых элементов образы,.

Конспект занятия во второй младшей группе «Коврики» (декоративная аппликация) Цель: выполнение аппликационной работы. Задачи: воспитывать интерес к аппликации; закреплять умение закреплять.

Мнемотаблицы 2 младшая группа. Мнемотехника — творческие занятия для развития дошкольников

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Представляю вашему вниманию конспект занятия во второй младшей группе с использованием мнемотаблиц.

Статья:

Задачи:

формировать у детей умение пересказывать знакомую сказку с опорой на мнемотаблицу совместно с воспитателем;

развивать умение соотносить знаковые символы с образами;

активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;

продолжать развивать внимание, зрительную, слуховую память;

прививать любовь к народным сказкам;

пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость.

Методические приемы: игровой, сюрпризный момент – волшебный сундучок, показ, сравнение, вопросы.

Словарная работа: терем-теремок, не низок – не высок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, косолапый медведь.

Предварительная работа:

1. Отгадывание загадок о животных.

2. Чтение русской народной сказки «Теремок» и беседа по ее содержанию.

3. Просмотр мультфильма «Теремок».

4. Показ настольного театра «Теремок».

5. Работа по мнемотаблицам.

Материалы и оборудование: Мнемотаблицы к сказке «Теремок», волшебный сундучок, игрушки героев сказки «Теремок», магнитофон, фонограммы музыки «Звуки леса», русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени».

Ход занятия

Читайте так же:
Мумие для волос как способ защитить свои волосы. Добавление мумие в бальзам для волос. Применение мумиё в таблетках

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас на прогулку в сказочный лес. А поедем мы с вами в лес на паровозике. Но прежде чем отправиться, мы должны с вами вспомнить правила поведения в лесу.

Развивающая игра «Можно – нельзя»

Пробовать незнакомые грибы и ягоды (нельзя).

Ломать деревья и ветки (нельзя).

Сажать деревья (можно).

Топтать цветы (нельзя).

Рвать большие букеты цветов (нельзя).

Любоваться ими (можно).

В лесу шуметь (нельзя).

Слушать, как поют птички (можно).

Оставлять мусор в лесу (нельзя).

Собрать мусор в яму и закопать его (можно).

Разжигать костры в лесу (нельзя).

Беречь лес от пожара (можно).

Трогать диких животных (нельзя).

Воспитатель: Теперь, когда мы вспомнили правила поведения в лесу, мы можем отправляться в путешествие по сказочному лесу. Вы готовы? Становитесь друг за другом и за мной.

Воспитатель: Вот мы с вами и на лесной полянке. Дети! По дорожке мы с вами шли и красивый сундучок нашли. А сундучок-то непростой, он волшебный. Интересно, что в нем? Как вы думаете, может сказка? (пытаются открыть, но он не открывается). А для того, чтобы его открыть, нужно отгадать загадки. (Воспитатель начинает загадывать загадки).

1. Зерна в норку собирает, от котов злых убегает.

Всех пугается малышка, эта серенькая… (мышка)

(коробочка открывается, воспитатель достает игрушку-мышку, ставит ее на стол).

2. Летом в болоте вы ее найдете.

Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).

3. Всех боится он в лесу: волка, филина, лису.

Бегает от них спасаясь, с длинными ушами … (заяц).

4. Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щелк, да щелк,

Очень страшный, серый … (волк).

5. Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса! Как зовут ее? (Лиса).

6. Зверь мохнатый, любит мед.

Если что-то не поймет,

Может дико зареветь,

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали, вот сколько игрушек подарил нам волшебный сундучок!

Ребята, а где живут эти животные? (в лесу). Значит они какие? (дикие). А кто догадался, из какой сказки эти животные? Правильно, «Теремок»! Давайте вспомним название зверей, которые поселись в теремочке. Я буду начинать, а вы заканчивать.

(проводится словесная игра)

Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Я зайчик …(Побегайчик). Я лисичка … (Сестричка)

Я волк …(Зубами щелк). Я медведь … (Косолапый)

Воспитатель: А сейчас мы все вместе поиграем.

Динамическая пауза «Теремок»

Стоит в поле теремок. (поднять руки над головой домиком)

Он не низок, не высок., (опустить руки через стороны вниз)

На двери висит замок. (сцепить пальцы в «замок»)

Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)

Постучали, постучали, (постукивать ладонью о ладонь)

Покрутили, покрутили, (вращение ладонями)

Потянули и открыли (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли).

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».

Рассказывание детьми сказки по мнемотаблице

«Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит, увидала теремок и стала она в нём жить. Затем прискакала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик. Дальше пришла лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь. Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец».

Воспитатель: Спасибо ребятам за сказку. Молодцы! Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться в детский сад.

Рефлексия: Понравилось вам путешествие? А что больше всего понравилось? Какую сказку мы с вами рассказывали? (Теремок). Какие звери жили в теремке? Ответы детей. А что можно сделать, чтобы звери не расстраивались, что Теремок сломался?

«Мнемотехника — метод развития речи детей второй младшей группы»
проект (младшая группа)

Баранова Надежда Сергеевна

Гипотеза: Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребёнка.

Анализируя некоторые результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию:

  • Ограниченность детского словаря
  • Дети не владеют речевыми жанрами
  • У многих детей отсутствует рефлексивное отношение к своей речи и речи окружающих.

Это не может не беспокоить воспитателей, родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.

Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа, пересказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно.

Читайте так же:
Увлажняющая маска для ног. Правила применения отшелушивающих масок. Правила нанесения маски для ног

Это реальность, в которой оказываются наши дети. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники.

Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Цель данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

  1. Способствовать развитию связной речи.
  2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
  3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).
  4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
  5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции , который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей. Преимущество мнемотехники(!) — использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации)

Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н.э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. В мнемотехнике существует шесть направлений:

  1. Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.
  2. Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.
  3. Педагогическое — возникло в то же время. У Квинтилиана были проблемы с визуальным мышлением, поэтому были разработаны свои системы запоминания и появились первые ростки педагогической мнемотехники. Для людей не способных к эффективному визуальному мышлению. Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно проста – учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.
  4. Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.
  5. Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.
  6. Современное (система Джордано и др)

Мой акцент в работе с мнемотаблицами – развитие речи детей младших дошкольников. Их эффективно использовать для обогащения словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные, то теперь использует и притяжательные. И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Дети второй младшей группы еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Иногда мои воспитанники знали, как называется предмет, но не могли назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяли часть из целого.
Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний. Все эти несовершенства — возрастные и в процессе общего и речевого развития, постепенно исчезают. И роль взрослых (педагогов, родителей) в этом процессе необычайно велика! Развитию речи детей помогает использование мнемотехники. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В.К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т.В. Большева – коллажём, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Изучив опыт работ Т.А.Ткаченко, В.К. Воробьёвой, И.А. Поташко мною были сделаны выводы:

  • как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности. Могут быть простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.). Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно- обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов).
  • Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры ( круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
  • В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т.к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.
  • В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
  • Использование мнемотехники – это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.
Читайте так же:
Неземная стрижка боб каре на средние волосы киры найтли

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Перекодировка информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3.После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

4.Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)

5.Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Опираясь на опыт педагогов, мною были разработаны лексические темы непосредственно образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» для детей 3-4 лет с использованием мнемотаблиц.

Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (Приложение 1, рис. 1), я последовательно переходила к мнемодорожкам (Приложение 1, рис.2), а затем к мнемотаблицам (Приложение 2). При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. Использование таблицы, при заучивании стихотворений, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я тоже использую мнемотаблицы. Сначала беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала. (Приложение 3)

В работе с мнемотаблицами, необходимо не злоупотреблять(!) во время НОД их количеством в ущерб качеству усвоения информации. В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.

В данной работе я затронула только определённую деятельность детей по развитию речи. Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т.к. она многофункциональна. На основе мнемотехники мною созданы дидактические игры: «Кто спрятался?», «Угадай предмет», «Расскажи кукле сказку» и др.

Придумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:

  1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета
  2. Раскрыть сущность в объекте.
  3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» — дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» — форма объекта. «Рука» — какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» — для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» — из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы. (Приложение 4). Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений. (Приложение5)

Читайте так же:
Окрашивание в один тон: что это, технология выполнения. Классические и современные технологии окрашивания волос

Развитие речи с использованием мнемотехники у детей младшего дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания.

Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Все ответы на эти вопросы я нашла в методике мнемотехника. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинали работу с простейших мнемоквадратов <рисунок1>, последовательно переходим к мнемодорожкам <рисунок2>, и позже к мнемотаблицам <рисунок3>, <рисунок4>. Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой. <рисунок5>

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж.

Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. <рисунок6>, <рисунок7>, <рисунок8>, <рисунок9> Цель – коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать. К чему я и стремлюсь, используя эту методику.

Предлагаю разработку двух занятий в I младшей группе.

ТЕМА: В гости к весеннему солнышку.

  1. Приучать протяжно, на одном выдохе произносить звук “У”
  2. Продолжать знакомить на основе мнемотаблиц с характерными особенностями времени года “весна”
  3. Развивать, речевую активность
  4. Закреплять знания четырех цветов (красный, зеленый, синий, желтый)

Дидактический материал: Мнемотаблица “весна” <рисунок10>. Мнемоквадратики на каждого ребенка. Стол – ванна для пускания корабликов. Кораблики бумажные по методу оригами, четырех цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята сегодня с вами отправляемся в гости к весеннему солнышку. Побыстрее торопитесь и в вагончики садитесь,

Время приближается, поезд отправляется!

Прошу детей встать друг за другом, держась за плечи.

(Сопровождаем движения поезда словами “Чох, чох, у-у-у, ш-ш-ш”)

Вагончики, вагончики
По рельсам стучат,
Везут они к гостям
Компанию ребят.

Воспитатель: Вот и приехали. Садитесь на стульчики. Ребята, наше солнышко закрыла тучка, давайте посмотрим с вами на волшебную табличку.

— Какое время года? (Весна)

— А как вы узнали, что Весна?

— Солнце светит ярко!

— Появляются лужи, в них можно пускать кораблики.

— Появились первые весенние цветы.

Воспитатель: Правильно, ребята! Это Весна!

— А сейчас мы с вами будем выбирать только те волшебные квадратики, которые подходят к времени года Весна.

Дети выбирают карточки только на весеннюю тематику.

Спрашиваю детей. Какие они выбрали волшебные квадратики. Почему?

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте встанем.

Солнце встало из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки,
И погреем их немножко
И похлопаем в ладошки.

Воспитатель: Давайте еще раз протянем свои ручки.

Молодцы! Садитесь на стульчики

Ой, ребята, кто-то к нам стучится

Забегает Мышка-моряк. Приносит кораблики. Уходит.

Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне. Сейчас мы с вами будем пускать кораблики.

Читайте так же:
Как вернуть свежесть лицу. Как быстро освежить кожу лица в домашних условиях. Видео: Рецепт освежающей маски от эксперта по домашней косметике

Дети пускают кораблики в таз с водой.

Воспитатель: А какого цвета кораблики?

Спрашиваю каждого ребенка.

Читаю стихотворение Д.Хармса.

По реке плывет кораблик;
Он плывет издалека
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!

Воспитатель: Понравилось вам пускать кораблики. Молодцы!

Побыстрее торопитесь и в вагончики садитесь.

Время приближается, поезд отправляется.

Вагончики, вагончики
По рельсам стучат,
Везут обратно в группу
Компанию ребят.

ТЕМА: Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок

  • Учить детей четко произносить согласной звук “Т”, развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительного и на одном выдохе;
  • Закрепить произношение согласного звука “Т” в отдельных словах.
  • Продолжать знакомить на основе мнемотаблиц со сказками
  • Обучать детей рассказыванию с опорой на наглядность.
  • Закрепить в речи детей названия зверей.
  • Расширять активный словарь за счет выделения новых слов (длинные, острые)
  • Упражнять детей выкладывать из палочек домики, учить работать последовательно.
  • Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.

Предварительная работа: “Чтение сказки “Теремок”.

Дидактический материал: Мнемотаблица <рисунок11> и мнемоквадраты по сказке “Теремок”, палочки цветные.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сейчас ребята, я вам расскажу сказку о веселом Язычке.

Жил был на свете веселый Язычок. Он жил в своем домике. А домик – это рот. Домик открывается и закрывается, ведь у домика есть дверцы – это губы. Язычок то выбегает из домика, то прячется (показываю, дети повторяют). Язычок всему хотел научиться. И вот однажды Язычок сидел в своем домике, и стало ему скучно. Он поднял хвостик и стал тихо, стучать хвостиком в верхнюю дверку: “Т-Т-Т-Т”

— Покажите, как стучал Язычок.

Это новая песенка, которую пел Язычок, поется тихо без голоса. Потом Язычок широко открыл свой домик – ротик и начал стучать тихо: “Та-Та-Та!”

Ему это так понравилось, что он стал петь дальше:

Та-та-та – горячая плита,
Ту-ту-ту – улицу мету,
Ти-ти-ти – на луну лети:

А затем Язычок стал повторять слова:

Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок,
Кто-то в тереме живет?
Кто-то в невысоком живет?

В это время воспитатель стучит в теремок в виде мнемотаблицы.

— Ой, ребята, никто не открывает.

— А давайте, ребята, мы с вами сами вспомним, кто же в теремочке живет.

— Давайте посмотрим на волшебную табличку.

Рассматриваем таблицу и делаем разбор того, что на ней изображено.

— Так, кто же живет в теремочке?

Воспитатель: Какого цвета мышка?

Воспитатель: Лягушка, какого цвета?

Воспитатель: А какие уши у зайца?

Воспитатель: А как узнали, что Лиса живет?

Дети показывают на мнемотаблице графическое изображение лисы.

Воспитатель: Из каких фигур состоит наша лиса?

Дети: Из треугольников и овала.

Прошу детей показать самый большой треугольник, самый маленький треугольник, хвост – овал.

Воспитатель: А как вы узнали, что в теремочке волк живет?

Дети: — Острые зубы (показывают)

Воспитатель: — А еще кто живет?

Воспитатель: — А как узнали?

Дети показывают большой коричневый круг – это медведь.

— Ребята, а что сделал медведь с теремком?

Воспитатель: А из каких фигур состоит теремок?

Дети: Из треугольников и квадратов.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Обращаю внимание детей на мнемоквадраты, которые находятся на столах у каждого. Прошу найти тех зверей, которых я покажу на мнемотаблице.

Нам лениться не годиться,
Помните ребята,
Даже звери с теремочка
Делают зарядку.
Выходите на зарядку

(звучит музыка)

Зайцы скачут – скок, скок
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.

Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.

А еще забыли мышку
Мышку серую малышку.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики.

Предлагаю детям вспомнить еще раз сказку “Теремок” и выстроить мнемотаблицу из мнемоквадратов с рассказом, с помощью взрослого.

Одного ребенка прошу это сделать на мольберте, используя прием наложения. Остальные дети делают мнемотаблицу за столами.

Спрашиваю 2 – 3 детей по сказке.

Воспитатель: Что же делать? Ведь теремок сломался. Как нам быть?

— А вы, ребята, хотите построить свои теремочки из палочек.

Строим теремки из палочек.

Воспитатель: Из каких фигур построили теремки.

Дети: Из квадратов и треугольников

Воспитатель: — Ой, какие красивые домики получились.

Воспитатель: А кого заселить в свой теремок. (Молодцы!)

Стоит в поле теремок, теремок.
Очень, очень он высок, ох, высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию