Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушения детско-родительских отношений

Основные нарушения детско-родительских отношений

Проблема детско-родительских отношений остаётся актуальной на протяжении всего развития психолого-педагогической практики. Исследования проблемы детско-родительских отношений носят в основном узко прикладной характер и в основном не выходят за рамки психотерапевтического подхода.

Для диагностики родительского отношения используют либо клинические методики Э.Г.Эйдемиллера, либо западные аналоги, адаптированные для отечественной выборки. Однако наиболее полно и продуктивно данная проблема разработана в западной психологии, нежели в отечественной.

Известный исследователь Э.Фромм, рассматривая детско-родительские отношения как основу развития ребёнка, выявил различие между материнским и отцовским отношением к ребёнку. Это различие можно проследить по двум линиям: «условность – безусловность», «контролируемость – неконтролируемость» [6, с.39].

Материнская любовь характеризуется безусловностью. Мать любит своего ребёнка за то, что он есть, без каких-либо условий. Её любовь не подвластна контролю со стороны ребёнка. Материнскую любовь нельзя заслужить. Любовь же отца обусловлена: отец любит ребёнка за то, что он оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема. Любовь отца можно заслужить, но можно и лишиться. На основании этого Э.Фромм выделяет следующие характеристики родительских отношений: двойственность и противоречивость [6, с.39].

В работах учёных и исследователей можно встретить теорию привязанности. Суть этой теории состоит в том, что привязанность ребёнка к матери характеризуется двумя прямо противоположными тенденциями. Первая тенденция выражается в стремлении к риску, к активному познанию мира, уводящему ребёнка от матери, вторая – в стремлении к защите и безопасности, возвращающему ребёнка к матери. И чем надёжнее привязанности ребёнка к матери, тем выше инициативность ребёнка. Специфика взаимоотношений между ребёнком его родителями складывается так, что с одной стороны ребёнок посредством отношения к нему взрослого осознаёт себя. Это становится его собственным внутренним самоощущением, сквозь которое он воспринимает мир. С другой же стороны, отношение ребёнка к себе определяет его отношение к близким взрослым, особенно к матери [6, с.40].

Проанализировав выше указанные подходы, можно увидеть, что детско-родительские отношения двойственны, полярны. С одной стороны, особенностью родительских отношений является любовь, определяющая доверие к ребёнку, удовольствие от общения с ним, стремление защитить и обезопасить его. С другой стороны, родительские отношения характеризуются контролем и требовательностью. Именно родителю отводиться роль привести ребёнка к реальности. Родитель является носителем общественных норм и правил. Он оценивает действия и поступки ребёнка. Специфика родительских отношений заключается в противоречивости позиций по отношению к ребёнку. Двойственность эта выражается с одной стороны, в безусловной любви, с другой – в объективном оценочном отношении к ребёнку, имеющему цель сформировать ценные качества и способы поведения последнего. Следует заметить, что эти два противоположных начала присутствуют не только в родительских отношениях, но и в межличностных отношениях вообще.

Внутренняя конфликтность и своеобразие родительского отношения определяется максимальной выраженностью и напряжённостью обеих моментов. В силу изначального единства матери и ребёнка, их глубинной связи материнская любовь выступает как высшее проявление бескорыстного личностного отношения к ребёнку. Она порождает устойчивую, безусловную любовь, стойкую эмоционально-аффективную связь с ним, чувствительность к переживаниям и интересам ребёнка. Но в то же время глобальная ответственность за жизнь и будущее ребёнка формирует оценочную позицию по отношению к ребёнку, контроль над действиями и поступками, тем самым превращая его в объект воспитания.

Всё выше перечисленное предполагает реализацию воспитательной стратегии, которая включает в себя определённое направление родительского воздействия на будущее ребёнка, а также формирование ценных с точки зрения родителей качеств и т.д.

Кроме того, родительские отношения характеризуются постоянным изменением с возрастом ребёнка и неизбежным отдалением ребёнка от родителей. Ученые Л.С.выготский, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин, рассматривая периодизацию психического развития ребёнка, пришли к выводу, что с возрастом меняется мировоззрение ребёнка, ведущая деятельность, отношения со сверстниками и взрослыми и т.д. По мере развития ребёнка должно меняться и отношение к нему родителей. Отношения, сложившиеся в детстве, становятся неприемлемы в школьном возрасте и наоборот.

Но, известные опытные исследователи рассматривают родительские отношения как стабильные, не изменчивые в силу возраста ребёнка и социальной ситуации развития данного возрастного периода. Следует полагать, что стиль родительского отношения определяется и зависит не только от индивидуальных особенностей родителей, но и от возраста ребёнка.

Исследования детско-родительских отношений показывают, что в младшем дошкольном возрасте максимально выражено личностное начало родительских отношений. Предметное начало отношений, выражающееся в требовательности, оценке качеств, контроле, ожиданиях, на первых годах жизни выражено минимально. Исходя из этого можно предположить, что по мере роста и развития ребёнка родительские отношения преобразуются: преобладание личностного начала меняется на доминирование предметного. Выраженность личностного начала будет снижаться, но никуда не исчезнет и всё равно будет являться важной составляющей.

В связи с этим можно предположить, что родительские отношения, характеризующиеся преобладанием личностного или предметного начала у родителя, определяют и стиль его поведения с ребёнком.

Стиль воспитания является не определённой стратегией воспитания, он сочетает в себе различные варианты поведения родителей, которые в различных ситуациях и в различное время будут проявлены в большей или меньшей степени. Такой подход к родительским отношениям позволяет выстроить своего рода профиль родительского поведения, отражающий наиболее характерные стили воспитания не только для конкретного родителя, но и для группы родителей детей определённого возраста.

Исследователь и учёный В.И.Гарбузов выделяет 9 вариантов родительского поведения:

  1. Объяснительный. В рамках этого варианта родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, использует словесное объяснение, считает ребёнка равным себе и способным понимать разъяснения, обращённые к нему [5, с.20].
  2. Строгий. В этом случае родитель использует в воспитании в основном силовые, директивные методы, навязывает ребёнку свою систему требований. Он жёстко направляет ребёнка на путь социальных достижений. При этом родитель часто блокирует активность и инициативность ребёнка. Этот вариант воспитания соответствует авторитарному стилю [5, с.20].
  3. Компромиссный. Родитель для решения возникшей проблемы идёт на компромисс с ребёнком. Он предлагает ребёнку что-нибудь привлекательное взамен действия, непривлекательного для ребёнка или, например, предлагает распределить обязанности и трудности пополам. При таком варианте родитель хорошо ориентируется в интересах и желаниях ребёнка, осведомлён, что можно предложить ему взамен, знает, как и на что можно переключить внимание ребёнка [5, с.20].
  4. Автономный. Родитель не стремиться навязать своё мнение или решение ребёнку. Он позволяет ему самому искать выход из сложившегося положения. Ребёнку такой родитель предоставляет максимум свободы в выборе и принятии решений [5, с.20].
  5. Сочувствующий. Родитель сочувствует и сопереживает ребёнку при возникновении конфликтной ситуации. Но каких-либо действий по этому поводу не предпринимает. При таком варианте воспитания родитель склонен тонко и чутко реагировать на изменения состояния ребёнка [5, с.20].
  6. Содействующий. Родитель знает, в какие моменты ребёнок нуждается в его помощи. Он обладает знаниями в какой степени можно оказать ребёнку помощь. Родитель при таком варианте реально участвует в жизни ребёнка, он старается помочь ему, разделить с ним трудности [5, с.20].
  7. Ситуативный. У родителя с таким вариантом нет универсальной стратегии воспитания. Он принимает решения в зависимости от ситуации, которая сложилась. Требования к ребёнку и общая стратегия воспитания гибкие и лабильные [5, с.20].
  8. Потакающий. Родитель, чтобы обеспечить физиологический и психологический комфорт ребёнку, готов принять любые действия, даже если они ему в ущерб. Интересы родителя полностью сосредоточены на ребёнке. Он ставит его интересы и потребности выше своих, а нередко и выше интересов семьи в целом [5, с.20].
  9. Зависимый. При таком варианте родитель не уверен в себе, своих силах. Он ищет поддержки и помощи у более компетентного окружения. Это могут быть воспитатели, педагоги, учёные и т.д. Зачастую родитель может и перекладывать на них свои обязанности. Большое влияние на него имеет психологическая и педагогическая литература [5, с.20].
Читайте так же:
Что подарить на годовщину отношений. Идеи подарка девушке на год отношений

По данным исследователей для родителей всех возрастных групп характерны в большей или меньшей степени все стратегии поведения, но для определённого возраста их выраженность остаётся различной. По мере взросления содействующий, компромиссный и ситуативный стили воспитания становятся менее выраженными. Объясняющий, зависимый и автономный типы становятся, напротив, более выраженными. Следует заметить, что для всех возрастов преобладающим является объясняющий тип воспитания. Максимальная его выраженность приходится на младший школьный возраст

Ряд исследователей отмечают также, что от раннего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту наблюдается уменьшение числа родителей, которые относятся к своему ребёнку безоценочно. Но в то же время наблюдается рост родителей, нейтрально или отрицательно оценивающих своего ребёнка. Родителей, склонных считать своего ребёнка лучше остальных, становится меньше. Таким образом, мы видим, что по мере взросления ребёнка, оценка его качеств и способностей родителями всё более ожесточается и дифференцируется. Вместе с тем и падает оценка себя как успешного родителя к младшему школьному возрасту. Родители склонны к отрицательной оценке своих родительских качеств.

Нередко в настоящее время можно встретить такой аспект нарушения дестко-родительских отношений как жестокое обращение с ребёнком. Форм такого нарушения выделяют четыре. Перечислим их и охарактеризуем.

Первая форма – физическое насилие. Характеризуется преднамеренным нанесением родителями или лицами, заменяющими их, физических повреждений ребёнку. Данные повреждения могут повлечь за собой серьёзные нарушения в физическом или психическом здоровье ребёнка, а также отставание в физической норме, иногда и смерть ребёнка.

Сексуальное насилие или развращение – вторая форма. К ней относятся случаи сексуальных действий, совершённых с применением угроз или физической силы. К данной форме относятся и случаи, когда разница в возраста насильника и жертвы не менее 3-4 лет. Основания считать сексуальный контакт ненасильственным не даёт согласие ребёнка. Это связано с тем, что ребёнок ещё не обладает свободой, он находится в зависимости от взрослого и не может предвидеть негативные последствия.

Следующая форма – психологическое (эмоциональное) насилие. К данной форме относят периодическое, постоянное либо длительное психическое воздействие на ребёнка, что приводит к формированию патологических черт характера ребёнка или тормозит норму его личности. К данной форме насилия относятся:

— словесные угрозы, адресованные ребёнку;

— открытое неприятие ребёнка;

— предъявление требований, которые не соответствуют возрасту и возможностям ребёнка;

— унижение и оскорбление достоинства;

— невыполнение взрослым обещаний, данных ребёнку, ложь;

— физическое или социальное изолирование ребёнка;

— психическое воздействие на ребёнка, вызвавшее психическую травму и т.д.

Последняя, четвёртая форма жестокого обращения – пренебрежение нуждами ребёнка, или моральная жесткость. К этой форме относят отсутствие со стороны родителей заботы о ребёнке. Как следствие у ребёнка нарушается эмоциональное состояние, проявляется угроза его здоровья и личности. Различают следующие формы моральной жестокости:

— отсутствие соответствующего внимания и заботы о ребёнке, в результате возможными становятся несчастные случаи;

— недостаток питания, жилья, одежды, медицинской помощи, образования;

— отказ от медицинского лечения;

— вовлечение в асоциальные действия (употребление наркотиков и алкоголя, совершение преступления).

Таким образом, нарушения детско-родительских отношений влекут за собой и нарушения в физиологическом и психо-эмоциональном развитии ребёнка.

Нарушение детско -родительских отношений

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одной из приоритетных задач в работе психолога образовательного учреждения. Работа по профилактике нарушений детско-родительских отношений представляет собой обширную сферу деятельности, в основе которой – отношения между родителями и детьми, особенности их восприятия друг друга.

Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и поэтому имеет особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами и стремлениями своих товарищей. Но в то же время в условиях жизни ребенка в детском коллективе нужно развивать его личность, сохраняя неповторимую индивидуальность. Семью же часто называют «школой чувств», так как в общении с родными у ребенка формируется способность к сопереживанию, с раннего возраста закладывается эмоциональный фундамент. Семья воспитывает не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность, оказывают воздействие и особенности быта, уклад семьи, ее традиции, характер взаимоотношений ее членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Для ребенка имеет большое значение то, как родители одеваются, как они разговаривают с другими людьми и о других людях, как родители радуются или печалятся, как они обращаются с друзьями и врагами, как смеются, читают газету и многое другое.

Читайте так же:
Как распознать кармические отношения между мужчиной и женщиной? Законы кармы в отношениях между людьми

Детско-родительские отношения — система разнообразных чувств, эмоций, действий, поступков, которая проявляется во взаимодействии родителя и ребенка.

Семейное воспитание – в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми.

В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач работы с родителями является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.

Исходя из этих определений, типы семейного воспитания понимаются, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности.

1. Типы отклонений в семейном воспитании.

В основе классификации типов семейного воспитания такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

При определении направлений своей работы педагоги-психологи исходили из типологии и причин отклонений в семейном воспитании выделенных Э.Г. Эйдемиллером.

Причины отклонений в семейном воспитании по Э.Г. Эйдемиллеру:

Отклонения личности родителей – акцентуации личности, психопатии.

Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка – личностная проблема, чаще всего не осознаваемая потребность.

Во многом, этим обусловлен выбор техник и методов работы с родителями и детьми, целью которой является оптимизация детско-родительских отношений в дошкольный период детства.

В обычных семьях, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространенное явление. Нарушения в семейной системе происходят потому что:

1. Со взрослыми аналогично поступали в их детстве – и тогда необходимо помочь переосмыслить опыт.

2. Родители не знают альтернативных методов воздействия – тогда возможно обучение, поиск иных форм взаимодействия.

3. Родители не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

Постоянные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания – все эти формы отражают отношение к ребенку как к объекту воспитания. Они унижают его достоинства. Семьи, склонные к проявлению такого вида отношения составляют группу риска. Это семьи, в которых можно констатировать невнимание мужа к жене, властность матери.

Основная задача при работе с родителями – держать в зоне своего внимания:

— детско-родительские отношения группы риска;

— установки и ценности родителей, их ожидания;

— нарушение супружеских взаимоотношений;

Таким образом подход к работе с родителями и детьми позволяет достичь устойчивых положительных результатов:

повышению психологической и педагогической грамотности родителей;

формированию родительской позиции;

решению проблем воспитания и обучения детей;

активному участию родителей в деятельность дошкольного.

Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, то или иное нравоучения.

Проблемы детско-родительских отношений подростков в контексте психологического консультирования

В статье рассматриваются теоретические подходы к проблемам детско-родительских отношений в подростковом возрасте. Приведен количественный и качественный анализ результатов запросов родителей по проблемам подросткового возраста в психологическом центре.

Детско-родительские отношения относятся к числу традиционных направлений исследований зарубежной и отечественной психологии. Детско-родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. В трудах представителей многих психологических школ и направлений были открыты закономерности и механизмы, которые объясняют специфику отношений в системе «родители-дети», складывающиеся на различных этапах онтогенетического развития. Именно в процессе взаимодействия родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы.

Ф. Райс и К. Долджин [5] приводят выделенные разными авторами особенности семейных отношений, необходимые для нормального развития ребенка в подростковом возрасте: заинтересованность и помощь родителей; способность родителей слушать, понимать и сопереживать; любовь родителей и положительные аффекты в семейных отношениях; признание и одобрение со стороны родителей; доверие к ребенку; отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку; руководство со стороны родителей, наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении; личный пример родителей, способность подать хороший пример для подражания, следовать тем же принципам, которым учат детей.

Одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения в подростковом возрасте, является статусно-ролевая структура взаимоотношений, в частности роль отца и матери. Традиционно считается, что основная роль в процессе формирования базовые черты личности ребенка принадлежит матери. Однако в подростковом возрасте отец является социальной фигурой, способствующей отделению ребенка от матери и формированию его самостоятельности.

И.В. Черепанова и О.А. Черепанов [6] предполагают, что в подростковом возрасте значимым фактором в развитии личности, формировании характера ребенка (в том числе акцентуаций) являются отношения с родителем противоположного пола. Экспериментально было подтверждено, существуют различия в акцентуациях характера у подростков с различными стилями отношений к ним родителя противоположного пола в выборке “мать-сын”. Так мальчики-подростки, матери которых ориентированы на симбиотическое отношение в сравнении с материнским отношением по типу кооперации, более эмоциональны, чувствительны, впечатлительны и более тревожны.

Читайте так же:
Кармические последствия отношений с женатым мужчиной. Как разорвать связь с женатым мужчиной

В исследовании М.А. Фризен и А.А. Яник [7], посвященном личностной автономии старших подростков, было установлено, что ключевыми параметрами субъективной оценки подростками взаимоотношений с родителями при ее общей позитивности выступают равноправие, принятие и взаимоуважение, а при ее относительной негативности – понимание. Открытость взаимодействия выступает главным условием налаживания продуктивных отношений между родителями и детьми, существенным образом определяющим становление личностной автономии. Отмечается, что старших подростков с позитивной субъективной оценкой взаимоотношений с родителями более выражены такие ресурсы становления личностной автономии, как суверенность психологического пространства и опора на себя в процессе жизнедеятельности. У подростков с более негативной субъективной оценкой отношений с родителями наблюдается дефицит принятия с их стороны, менее сформированная личностная автономия и депривированность границ психологического пространства. Таким образом, по результатам исследования сделан вывод о том, что принятие и уважение со стороны родителей выступает важным условием формирования позитивного самоотношения подростка, опоры на себя и личностной автономии.

Нарушения детско-родительских взаимоотношений порождают широкий круг психологических проблем, в значительной степени деформирующих процесс формирования личности, социальную адаптацию подростка и, в целом, его психологическое благополучие в дальнейшей жизни. В далеко неполный список таких проблем, рассматриваемых современными авторами, следует включить личностную беспомощность, депрессию, одиночество, различные формы виктимного (например, податливость буллингу) и аутоагрессивного поведения.

Особая роль в формировании личностной беспомощности подростков принадлежит нарушениям в стиле семейного воспитания. Д.А. Цирингом выявлены стили воспитания, детерминирующие личностную беспомощность. Такими стилями семейного воспитания, в соответствии с классификацией Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, являются доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение и противоречивый стиль воспитания. И.В. Пономарева, обобщив данные ряда исследований личностной беспомощности подростков, пришла к выводу, что при различных стилях семейного воспитания, в большей или меньшей степени актуализируются разные функции личностной беспомощности. Так, при доминирующей гиперпротекции личностная беспомощность у подростка выполняет манипулятивную функцию, при повышенной моральной ответственности и жестокости родителей – адаптивную функцию, а противоречивый стиль воспитания актуализирует защитную функцию личностной беспомощности.

В работе А.И. Подольского [3] с коллегами приводятся результаты исследований межнационального проекта по изучению причин и проявлений подростковых депрессивных состояний. Авторы отмечают, что подростковая депрессивность может проявляться в различных формах девиантного поведения – от снижения успеваемости, хулиганских выходок до побегов из дома, воровства, насилия, употребления наркотиков. Среди причин эмоционального неблагополучия подростков, проявляющегося в форме депрессии, потеря или ухудшение эмоциональных контактов с родителями занимает ключевое место. При этом, вряд ли можно предположить, что инициаторами ухудшения эмоциональных отношений являются родители. Они могут относиться эмоционально отвергающе к своим детям, но тогда это будут отношения особого рода, преимущественно складывающиеся с самого раннего возраста и представляющие отдельную проблему. В подростковых проблемах, выражающих «чувство взрослости», речь идет о достаточно резком изменении отношений именно в подростковый период. Авторы считают, что ухудшение эмоциональных контактов вызвано изменившимся отношением подростков к своим родителям.

Такое достаточно распространенное социальное явление как буллинг также имеет тесную связь с семейными взаимоотношениями. Н.С. Бобровникова [2] рассматривает взаимоотношения подростков и родителей как социально-личностный ресурс и основу профилактики буллинга. В ходе статистического анализа данных было выявлено, что при адекватных детско-родительских отношениях формируется средний уровень агрессивности, а также средний или высокий уровни интеллектуальных способностей. Родители, высоко оценивающие способности подростка, поощряющие его инициативность, формируют отрицание проявлений агрессивности, что в свою очередь может привести к формированию позиции «жертвы», но также присутствует зависимость высокой кооперации с высоким уровнем агрессивности, что может привести к формированию позиции «агрессора». Таким образом, подростки, которых излишне высоко оценивают родители, могут выступать и инициаторами агрессии или же наоборот провоцировать. И высокий, и низкий уровни авторитарной гиперсоциализации положительно на формирование среднего уровня академических способностей подростков, а убежденность родителей в несостоятельности и несмышлености подростка формирует низкие интеллектуальные способности, что в свою очередь может способствовать формированию высокой агрессивности.

Одним из факторов, обусловливающих формирование и развитие суицидального поведения подростков, также являются семейные взаимоотношения. Подростковый возраст характеризуется большой частотой дебютов депрессивных состояний, возникающих на фоне идей физических недостатков и собственной психической неполноценности, со склонностью к суицидальному поведению, своевременно не диагностированных вследствие неблагополучного эмоционального микроклимата в семье. В исследовании В.К. Абдуллаевой [1] было изучено влияние стилей родительского воспитания на формирование суицидальных тенденций у подростков. В ходе исследования подростков — пациентов с наличием диагностических критериев социализированного расстройства поведения по МКБ-10 (F91.2) было установлено, что большинство подростков (72%) были из семей, которые имели дисфункциональные семейные отношения. В то же время, суицидальные тенденции демонстративно-шантажного и манипулятивного характера выявлены у 28% обследованных подростков из так называемых «благополучных» семей, воспитанных в полноценных семьях с хорошим материальным достатком, но растущих в условиях полной эмоциональной отчужденности с нарушением межличностных взаимоотношений с родителями. Исследование амбивалентного типа семейных отношений установило полное отчуждение между членами семьи, которое предопределило появление депрессивных нарушений у подростков и развитие акцентуации характера и патологическому формированию личности. Конфликтные взаимоотношения в деструктивных семьях способствовали развитию аффективной блокады интеллекта с отрицательной концепцией окружающей среды, что только усугубляло положение дисгармонично развивающейся личности и часто обусловливало негативные эмоции и вовлечение подростков в так называемые «группы смерти» в сети Интернет, контролируемые кураторами компьютерных игр.

Разумеется, представленный обзор далеко не в полной мере отражает весь круг проблем, основным источником которых выступают неблагоприятные взаимоотношения родителей с детьми подросткового возраста, однако даже он дает представление об актуальности и практической значимости заявленной темы исследования.

В 2020 году под руководством Чижовой К.И. на базе Центра психологического консультирования г. Рязани было проведено исследование по проблемам взаимоотношений родителей с ребенком подросткового возраста. В исследовании приняли участие родители, обратившиеся с запросом на проведение психологической консультации. Объем выборки родителей составляет 130 человек в возрасте от 33 до 51 года. Выборка детей включает 130 подростков от 12 до 15 лет, учащиеся 6-9 классов.

Читайте так же:
Вернуть девушку: Что делать после разрыва отношений. Вернуть девушку: Что делать после разрыва отношений Когда ушел от девушки

Результаты проведения структурированного интервью с родителями, пришедшими на консультацию, показывают, что по проблемам индивидуально-личностных особенностей подростков обращаются 40% родителей (личностная беспомощность-3.3%, неадекватная самооценка 10%, тревожность 6.6%, склонность к депрессиям-10%).

С проблемами девиантного поведения подростков обращаются 20% родителей (противоправные и асоциальные действия, повышенный уровень агрессии – 10%, зависимости (алкогольная, наркотическая, пищевая, табакокурение, интернет) – 26,7%, саморазрушающее поведение, вплоть до совершения попыток суицида – 6,6%).

С нарушениями межличностных взаимоотношений подростков вне семьи обращаются 30% родителей (буллинг – 10%, неприятие подростковой компании – 6,6 %, отношения с учителями и сверстниками в школе – 13,3%.)

Дефекты психического и соматического развития при обращении к психологу отмечают – 30% родителей (расстройства аутистического спектра-6.6%, соматические заболевания – 13,3%, задержка психического развития-3,3%, функциональные нервно-психические расстройства – 3,3%.)

Проблемы, связанные с профессиональным самоопределением подростков, отмечают 34% родителей.

С внутрисемейными проблемами к психологу на консультацию приходят 25% родителей (плохие взаимоотношения с отцом – 10%, плохие взаимоотношения с матерью – 10%, семейный кризис, включая развод – 6,6%; взаимоотношения с братьями и сестрами, включая сводных – 6.6%, взаимоотношения со старшими членами семьи (родители, бабушки, дедушки, отчим, мачеха) – 6,6%).

Проблемы с учебой при приходе на консультацию к психологу отмечают – 13,3% родителей.

Таким образом, анализ результатов опроса психологов центра психологического консультирования показывает разноплановый спектр вопросов, по которым родителям необходима консультация психолога. Большинство родителей акцентируют внимание по проблемам индивидуально-личностных особенностей подростков – 43% обращений; проблемы, связанные с профессиональным самоопределением подростков отмечают – 36% психологов; с нарушениями межличностных взаимоотношений подростков вне семьи обращаются 28,7% родителей; далее по значимости проблемы зависимостей (в основном интернет-зависимости) – 26,7% обращений. Психологи так же отмечают, что родители на консультацию приходят не с одной проблемой, а сразу по нескольким. Индивидуально-психологические особенности подростков, пришедших на консультацию к психологу, оказываются тесно связанными с оценкой семейного воспитания, родительского отношения к детям и оценкой семейной жизни самими родителями.

Основные нарушения детско-родительских отношений

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Исследования, посвящённые проблеме детско-родительских отношений, носят в основном узко прикладной характер и в большинстве случаев не выходят за рамки психотерапевтического подхода. Среди используемых методов диагностики родительского отношения (РО) преобладают либо клинические методики Э.Г. Эйдемиллера (Л. 48), либо западные аналоги, адаптированные для отечественной выборки. Однако следует отметить, анализ используемой литературы показал, что наиболее полно и продуктивно данная проблема разработана в западной психологии.

Рассматривая РО как фундаментальную основу развития ребёнка, Э. Фромм (Л. 44) выявил качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребёнку. Это различие наиболее ярко прослеживается по двум линиям: «условность — безусловность» и «контролируемость — неконтролируемость».

Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребёнка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребёнка, её нельзя заслужить, а отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребёнок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, её можно заслужить, но её можно и лишиться. Таким образом, Э. Фромм выделяет такие существенные характеристики РО, как его двойственность и противоречивость, а также вводит категорию «начало» в описание этой реальности.

В теории привязанности привязанность ребёнка к матери характеризуется двумя противоположными тенденциями: стремлением к риску, активному познанию мира, который уводит ребёнка от матери, и стремлением к защите и безопасности, которая возвращает его к ней; и чем надёжнее привязанность, тем выше инициативность ребёнка. С одной стороны, ребёнок осознаёт себя через отношение к нему близкого взрослого, и это отношение становится его внутренним самоощущением, сквозь которое он воспринимает окружающий мир. С другой стороны, отношение ребёнка к себе и его представление о себе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего к матери). Это положение представляется чрезвычайно важным для понимания специфики взаимоотношений между ребёнком и его родителями.

Таким образом, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая задаёт двойственность или поляризацию РО. С одной стороны, главной характеристикой РО является любовь, которая определяет доверие к ребёнку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, целостное отношение к нему, с другой, — РО характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребёнка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определёнными родительскими установками. На мой взгляд, специфика РО заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребёнку. С одной стороны, эта безусловная любовь и глубинная связь, с другой — объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для РО, но и для межличностных отношений вообще.

Своеобразие и внутренняя конфликтность РО заключается, на мой взгляд, в максимальной выраженности и напряжённости обеих моментов. С одной стороны, в силу изначального единства, глубинной связи матери и ребёнка материнская любовь является высшим проявлением альтруистического, бескорыстного личностного отношения. В силу этого она порождает устойчивую и безусловную любовь, чувствительность к состояниям и переживаниям ребёнка, сильную эмоционально-аффективную связь с ним, которая вряд ли может быть описана традиционным термином «принятие». С другой — глобальная ответственность за будущее ребёнка порождает оценочную позицию, контроль над его действиями, сравнение его с другими, превращая ребёнка в объект воспитания.

Читайте так же:
Как наладить отношения с людьми: основные секреты. Как наладить отношения с мужем

Всё это предполагает реализацию более или менее жёсткой воспитательной стратегии, включающей определённую направленность родительских воздействий на будущее, на формирование определённых качеств, ценных с точки зрения родителя, объективную (а порой необъективную) оценку действий и состояний ребёнка и т.д.

Специфика РО заключается также в его постоянном изменении с возрастом ребёнка и неизбежном отделении ребёнка от родителей. Такие авторы, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др. (Л. 9, Л. 50, Л. 22), рассматривая периодизацию психического развития ребёнка, отмечают, как с возрастом изменяется мировоззрение ребёнка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, формы общения со взрослыми и пр. Очевидно, что с развитием ребёнка должно изменяться и отношение родителей к нему. Те отношения, которые сложились в детстве, оказываются неприемлемыми для ребёнка в школьной возрасте и наоборот.

Однако, в известных работах опытных исследователей, РО рассматривается как стабильное, не зависящее от возраста ребёнка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода. Также следует полагать, что тип РО и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребёнка.

Существующие исследования показывают, что в младшем дошкольном возрасте максимально выраженным является личностное начало РО. Что касается предметного начала отношений (требовательности, контроля, оценки определённых качеств, ожидания определённых действий и т.д.), то на первом году жизни оно выражено минимально. Исходя из этого можно предполагать, что по мере взросления ребёнка, нарастания его потребности в независимости РО качественно преобразуются: преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. При этом выраженность личностного начала будет снижаться, хотя оно никуда не исчезнет и всегда остается важной составляющей РО.

Предположим, что характер РО, который определяется преобладанием у родителя предметного или личностного начала, определяет стиль его поведения с ребёнком и оценку ребёнка родителем.

По нашему мнению, стиль воспитания это не определённая стратегия воспитания, а сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерные стили воспитания как для конкретного родителя, так и для группы родителей детей определённого возраста.

В работах В.И. Гарбузова выделены 9 вариантов родительского поведения.

  • 1. Строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребёнка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.
  • 2. Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, прибегает к словесному объяснению, полагает ребёнка равным себе и способным к пониманию обращённых к нему разъяснений.
  • 3. Автономный — родитель не навязывает своего решения ребёнку, позволяя ему самому найти выход из сложившийся ситуации, предоставляя максимум свободы в выборе и принятии решения и поощряя за проявление этих качеств.
  • 4. Компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребёнку что-либо привлекательное взамен совершения ребёнком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребёнка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребёнка.
  • 5. Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребёнку нужна его помощь и в какой степени можно и должно её оказать; он реально участвует в жизни ребёнка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.
  • 6. Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребёнку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребёнка.
  • 7. Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребёнка. Родитель полностью ориентирован на ребёнка: он ставит потребности и интересы ребёнка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.
  • 8. Ситуативный — родитель принимает соответствующие решения в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребёнка. Система требований родителя к ребёнку и стратегия воспитания лабильная и гибкая.
  • 9. Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и учёных) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература.

Данные исследований свидетельствуют о том, что у родителей детей всех возрастных групп в большей или меньшей степени присутствуют все стратегии поведения, однако для каждого возраста их выраженность различна. С возрастом у ребёнка снижается выраженность содействующего, ситуативного и компромиссного стилей родительского поведения. Выраженность объясняющего, автономного, зависимого стилей, напротив, существенно возрастает. Интересным является факт преобладания во всех возрастах объясняющего стиля воспитания, который достигает своего максимума в младшем школьном возрасте. Выраженность этого стиля резко возрастает к пяти годам.

Анализ оценки ребёнка родителем показал, что от раннего дошкольного возраста к младшему школьному уменьшается число родителей, относящихся безоценочно к своему ребёнку. В то же время возрастает количество родителей, отрицательно и нейтрально оценивающих ребёнка, и снижается число родителей, считающих своего ребёнка лучше остальных, т.е. с возрастом оценка качеств и способностей ребёнка всё более дифференцируется и ожесточается. Оценка себя как очень успешного родителя к младшему школьному возрасту ребёнка тоже изменяется: возрастает количество родителей, отрицательно оценивающих свои родительские качества и уменьшается число тех, кто считает себя в целом неплохими родителями.

В данном разделе невозможно не осветить не так уж редко встречающийся в наше время аспект нарушения детско-родительских отношений — жестокое обращение с ребёнком. Выделяют четыре формы этого нарушения:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию