Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушения в детско-родительских отношениях. Нарушения детско-родительских отношений

Современные проблемы детско-родительских отношений и пути их коррекции.
статья на тему

Маргарита Александровна Суханова

Дошкольный возраст столь значим для формирования психологического развития ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска детско-родительских взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
sovremennye_problemy_detsko.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Современные проблемы детско-родительских отношений и пути их коррекции.

Семья — маленький социум и самое близкое, самое важное в жизни каждого человека. И, как и где бы человек ни родился, семья – источник прошлого, настоящего и будущего. Ведь именно в семье зарождаются чувства безопасности, уверенности, взаимопонимания и любви, которые в дальнейшем сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Важный момент в воспитании, когда ребенок растет и воспитывается в любви и заботе близких людей. Однако не все родители стремятся оказать должного воспитания своим детям.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, можно полагать следующее:

Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребёнка.

Многие социальные проблемы современности, в том числе, такие как катастрофическое падение уровня здоровья людей, рост преступности и различных видов зависимостей, неуправляемая агрессия, «произрастают» из единого корня — из непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неспособности координировать свое взаимодействие друг с другом и средой обитания.

Итак, какие же семьи попадают в «зону риска»

Неблагополучная семья — это семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. У супругов отсутствуют общие интересы, взаимопонимание, нарушается ценностная ориентация, которая отвечает общественным нормам и требованиям. Из-за неблагоприятных внутрисемейных межличностных отношений нарушается психика ребенка. В неблагополучных семьях негативные последствия проявляются быстрее и чаще.

Печальная примета нынешнего времени — рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. И внебрачных семей, в которых мать не состояла в браке с отцом своего. Часто ей всего 15-16 лет, или

зрелые женщины (возраст около 40 лет), сознательно сделавшие выбор «родить для себя».

Как показывают данные, в неполной семье ослаблена материальная поддержка детей, снижена реализация репродуктивной функции, затруднена возможность организации содержательного досуга и отдыха, по причине занятости одинокого родителя.

Во многих семьях преобладает дефицит общения родителей с детьми. Основными причинами, которые мешают родителям общаться с ребенком являются:

— дефицит времени (66 %);

— недостаточная компетентность в воспитании детей (24 %).. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает

дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

Кроме того можно выделить следующие факторы риска в семейной системе:

  • взаимодействие по типу «ребенок — кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.
  • конфликтные отношения между родителями. Известно, что у лиц, воспитывающихся в конфликтных семьях , заметно возрастает массивность невротических, особенно неврастенических, реакций.
  • родительское программирование, которое может влиять на развитие ребенка неоднозначно. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры — предпосылки духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие ошибки воспитания:

1.Безразличие. «Делай что хочешь, мне все равно».

2. Слишком много строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказала. Я мама, я в доме главная».

3. Детей надо баловать.

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам».

4. Навязанная роль. «Мой ребенок – мой лучший друг».

5. Денежная. «Больше денег – лучше воспитание».

6. Наполеоновские планы. «Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, другим). Он не должен упустить свой шанс».

7. Слишком мало ласки. «Поцелуи, объятия и прочие нежности не так уж и важны для ребенка».

8. Ваше настроение. «Можно или нет? Это зависит от настроения».

9. Слишком мало времени для воспитания ребенка.

«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя. Поиграем завтра».

Для благополучного развития ребёнка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребёнка.

Можно выделить факторы гармоничных детско-родительских отношений.

§ Принимать активное участие в жизни семьи;
§ Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
§ Интересоваться проблемами ребенка;
§ Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
§ Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
§ Уважать право ребенка на собственное мнение;
§ Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру;

Важный показатель благополучной семьи — стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. И еще один признак благополучной семьи — открытость, добрые отношения с родственниками, с соседями, с друзьями и знакомыми.

  • Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, даже когда ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики.
  • Больше проявляйте к ребенку эмоционального тепла, уважительного отношения (не менее 4, а лучше 8 обниманий в день).
  • Дорожите любовью своего ребенка. Помните, что от любви и ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов.
  • Учитесь быть своему ребенку другом.
  • Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
  • Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
  • Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
  • Если ваш ребенок поверят вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелестных, злых высказываний о других людях, проявлений желания отомстить кому-нибудь за обиду

Используйте в общении в семье спокойный, доброжелательный тон

Уважаемые родители, помните!

Психологическая безопасность и психологическое здоровье детей – в ваших руках!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное состояние проблемы детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях

Дошкольное детство — это один их самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого времени идет интенсивное созревание всех систем и.

Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в средней группе на тему «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка» по курсу «Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС ДОО» в рамках каскадной модели повышения к

План конспект проведения родительского собрания в средней группе на тему «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка».

Консультация для родителей «Психологические проблемы детско-родительских отношений»

Консультация для родителей:«Психологические проблемы детско-родительских отношений».

Работа с родителями «Качественное время семьи» — профилактика проблемы детско-родительских отношений

Работа с родителями «Качественное время семьи» — профилактика проблемы детско-родительских отношений В стремительном темпе современной жизни, стараясь сделать для ребенка как можно б.

Психологические проблемы детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения являются средой определяющей развитие его личности. Семья может выступать в качестве как положительного так и отрицательного фактора воспитания. П.

Консультация для родителей: «Психологические проблемы детско-родительских отношений»

Консультация для родителей:«Психологические проблемы детско-родительских отношений&raquo.

Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол».Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения&raquo.

Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Статья посвящена рассмотрению детско-родительских отношений как научной проблемы в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Целью статьи выступает обобщение научных теорий, взглядов и мнений относительно детско-родительских отношений , их характера, степени влияния на развитие ребенка. В статье рассмотрено мнение таких зарубежных ученых как Д. Боулби, А. Рое и М. Сигельман, З. Фрейд, Е. Шафер и Р. Бел, Э. Эриксон. Также в статье приведено мнение отечественных специалистов Н.Н. Авдеевой, А.Я. Варга, О.Г. Прохоровой, Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харитонова Т.И.

Текст научной работы на тему «Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии»

ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Статья посвящена рассмотрению детско-родительских отношений как научной проблемы в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Целью статьи выступает обобщение научных теорий, взглядов и мнений относительно детско-родительских отношений, их характера, степени влияния на развитие ребенка. В статье рассмотрено мнение таких зарубежных ученых как Д. Боулби, А. Рое и М. Сигельман, З. Фрейд, Е. Шафер и Р. Бел, Э. Эриксон. Также в статье приведено мнение отечественных специалистов — Н.Н. Авдеевой, А.Я. Варга, О.Г. Прохоровой, Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса.

Ключевые слова детско-родительские отношения, привязанность, структура родительских отношений, типы родительских отношений, причины нарушений семейного воспитания.

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Множество факторов, таких как состав семьи, психологический климат, стиль воспитания, особенности детско-родительских отношений оказывают непосредственное влияние на развитие и становление личности ребенка. В семье человек приобретает первый опыт общения, способность понимать переживания близких и сочувствовать им, поэтому семейным факторам принадлежит значительная роль в развитии каждого индивида.

Под детско-родительскими отношениями в данном исследовании мы, вслед за А.Я. Варга, будем понимать систему разнообразных чувств родителей к ребенку и ребенка к родителям, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении в системе «родитель-ребенок», особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков со стороны родителей [3].

Анализу взаимоотношений детей и родителей посвящено большое количество зарубежных и отечественных психологических исследований в рамках разнообразных методологических подходов.

Сначала рассмотрим подходы к изучению детско-родительских отношений, предложенные зарубежными специалистами.

1 Студент магистратуры «Клиническая психология» кафедры Акмеологии и психологии профессиональной деятельности.

Теория привязанности Д. Боулби [2] полагает, что на детско-родитель-ские отношения наибольшее влияние оказывает качество привязанности, возникающее между матерью и ребенком.

Рое А. и Сигельман М. выделили 6 типов детско-родительских отношений:

— отвержение (при таком типе родительского отношения ребенок чувствует себя отвергаемым);

— безразличие (при таком типе родительского отношения ребенок чувствует себя ненужным родителям);

— гиперопека (при таком типе родительского отношения ребенок ощущает постоянное, болезненное внимание родителей);

— сверхтребовательность (при таком типе родительского отношения ребенок испытывает постоянное давление от требований родителей);

— устойчивость (при таком типе родительского отношения ребенок ощущает стабильную поддержку от родителей);

— активная любовь (при таком типе родительского отношения ребенок ощущает любовь родителей) [цит. по: 4].

Из указанных типов только два последних типа обеспечивают гармоничное развитие личности ребенка, а первый является наиболее травмирующим, т.к. вызывает повышенный уровень тревоги и агрессивности.

Согласно психоаналитической теории З. Фрейда [6], отношения между ребенком и матерью определяют личность ребенка и влияют на весь его жизненный путь. Главенствующим фактором в детско-родительских отношениях, по мнению З. Фрейда [6], выступает степень принятия или отвержения матерью ребенка, уровень ее стремления реализовывать его желания и удовлетворять потребности в должной мере.

Шафер Е. и Бел Р. предложили динамическую двухфакторную модель родительских отношений, основными факторами которой являются эмоциональный фактор (любовь-ненависть) и поведенческий фактор (автономия-контроль) [цит. по: 4].

Эпигенетическая теория Э. Эриксона [8] определяет детско-родитель-ские отношения через сочетание чувственной заботы и ощущения доверия, а основным кризисом детско-родительских отношений считает неизбежный конфликт сепарации и индивидуализации.

Далее рассмотрим подходы к изучению детско-родительских отношений, предложенные отечественными специалистами.

Так, Н.Н. Авдеевой [1] выделяется пять типов социально-психологического климата семьи и соответственно тактик родительского отношения:

— диктат (данная тактика предполагает тотальный контроль родителей по отношению к ребенку);

— опека (данная тактика предполагает, что дети воспринимаются как неспособные к самостоятельным действиям, а потому требующие постоянной навязчивой помощи);

— конфронтация (данная тактика предполагает постоянное противостояние между родителями и ребенком);

— мирное сосуществование на основе невмешательства (данная тактика предполагает попустительское отношение родителей и полное игнорирование проблем ребенка);

— сотрудничество (данная тактика основана на совместной деятельности родителей и ребенка).

Варга А.Я. [3], обобщив эмпирические данные, пришла к выводу о существовании четырех основных видов родительского отношения:

— родительское отношение принимающе-авторитарного характера (заключается в теплом отношении и принятии ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях);

— отвергающее родительское отношение (проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка);

— симбиотическое родительское отношение (заключается в слиянии родителя с ребенком, в стремлении удовлетворить все его потребности, оградить его от всех трудностей жизни);

— родительское отношение симбиотически-авторитарной направленности (выражается в гиперпротекции и тотальном контроле поведения ребенка, блокировании осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации).

Варга А.Я. [3] структурирует родительские отношения на четыре основных составляющих, в которых выделяет такие компоненты как:

— интегральное принятие — межличностная дистанция (близость или отдаленность эмоционального контакта в системе «родитель-ребенок»);

— отвержение (отказ в эмоциональном контакте, игнорирование переживаний ребенка);

— формы и направления контроля (характер контролирующей деятельности, осуществляемой родителем);

— социальная желательность поведения (стремление представить себя в лучшем свете и желание постоянного общественного одобрения).

Основными причинами нарушений семейного воспитания, по мнению О.Г. Прохоровой [5], являются:

— инверсия (подмена) семейных ролей;

— неконструктивный стиль воспитания;

— неправильное поведение родителей, других взрослых, окружающих ребенка;

— ошибки, систематически допускаемые родителями в воспитании детей;

В отечественной психологии изучение особенностей детско-родительского взаимодействия наиболее широко проводилось в рамках клинического подхода. При этом в центре внимания исследователей были проблемные формы отношений родителей к детям. Так, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис [7] в ходе изучения причин формирования у подростков акцентуаций характера рассматривали такие стили родительского отношения:

— потворствующую гиперпротекцию (ребенок в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей);

— доминирующую гиперпротекцию (ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты);

— повышенную моральную ответственность (сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему родителей);

— эмоциональное отвержение (сочетание пониженной протекции и игнорирования потребностей ребенка; в крайнем варианте это воспитание по типу «золушки»);

— жестокое обращение (складывается из большого количества требований, предъявляемых к ребенку, числа запретов на действия и жестких санкций за невыполнение требований);

— гипопротекцию (ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его).

Итак, обобщая выводы перечисленных исследований можно утверждать, что в целом детско -родительские отношения рассматриваются как стабильные, не зависящие от возраста ребенка и общей социальной ситуации возрастного периода. Большинство авторов подчеркивают ключевую роль родительского отношения в формировании личности ребенка.

1. Авдеева Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. — 2008. — № 4. — С. 35-46.

2. Боулби Д. Привязанность / Д. Боулби. — М.: Гардарики, 2003. -477 с.

3. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. — 2-е изд., стереотип. — М.: Когито-Центр, 2012. — 182 с.

4. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. — М.: Академия, 2005. — 362 с.

5. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. — М.: Сфера, 2005. — 223 с.

6. Фрейд З. Большая книга психоанализа: введение в психоанализ / З. Фрейд. — М.: АСТ, 2015. — 528 с.

7. Эйдемиллер Э. Психология и психотерапия семьи: монография / Э. Эй-демиллер, В. Юстицкис. — 4-е изд., перераб. и допол. — СПб.: Питер, 2010. -672 с.

8. Эриксон Э.Г. Детство и общество: пер. с англ. / Э.Г. Эриксон, А.А. Алексеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Речь, 2000. — 416 с.

7.3. Нарушения в детско-родительских отношениях

Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания — изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть, понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душе изменения.

Гибкость родительской позиции рассматривается как способность изменения воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей.

К числу наиболее часто встречающихся дисфункциональных родительских позиций относятся следующие:

Отвергающая позиция. Родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.

Позиция уклонения. Эта позиция свойственна родителям эмоционально равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.

Позиция доминирования по отношению к детям. Для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания.

Отвергающе-принуждаюгцая позиция. Родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями.

Среди моделей, описывающих дисгармоничность детско-роди- тельских отношений, можно встретить не только типологии деформаций родительских позиций, но и описания ролей, которые приписываются детям в проблемных семьях. Было выделено четыре наиболее типичные роли:

«козел отпущения» — возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходят на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают по отношению друг к другу;

«любимчик» — возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему;

«беби» — отдален от родителей, как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит;

«примиритель» — рано включившийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

В описании этих ролей видно, что ребенок выступает скорее как средство, используемое родителями для решения проблем су- отношений.

Рассмотрим еще две классификации неблагоприятных вариантов семейных отношений.

Так, например, А.С. Спиваковская выделяет восемь типов семей с такими отношениями.

Внешне спокойная семья. В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако за благополучным «фасадом» скрываются сильно подавляемые в течение длительного времени чувства друг к другу.

«Вулканическая» семья. В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся, чтобы вскоре нежно любить и опять относиться друг к другу искренне и нежно.

Семья-«санаторий», Это характерныйтип^емейнойдисгармонии. Поведение супругов принимает вид санаторных, усилия затрачиваются на своеобразное коллективное самоограничение. Супруги все время проводят вместе и стараются удержать около себя детей. Поскольку бессознательная цель одного из супругов — удерживание любви и заботы другого, ребенок не может компенсировать недостаток любви со стороны ни одного, ни другого родителя. Ограниченность семьи заботой, внутренними отношениями приводит к постоянной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозможных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации внесемейных ценностей, к обесцениванию общения ребенка, предпочитаемых форм проведения сво-бодного времени. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей — характерные признаки отношения к детям в семьях «санаторного» типа.

Такие родительские позиции приводят к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы.

Семья-«крепость». Для такого типа характерна ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями. Отношение к детям в такой семье жестко регламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фиксации всевозможных ограничений.

В семьях по типу «крепости» любовь ребенка все более приобретает условный характер, он любим когда оправдывает возложенные на него семейным кругом требования. Подобная семей- ная атмосфера и типы воспитания приводят к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают протестные реакции и поведение в виде упрямства и негативизма. Семья по типу «крепости» ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями родителей, окружения и собственным опытом ребенка.

Семья-«театр». В таких семьях стабильность удерживается путем специфического «театрализованного» образа жизни. Отношения в такой семье всегда строятся на игре и эффекте. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает сильную потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, а также остро ощущает дефицит любви. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке не спасает самого ребенка от ощущения, что родителям не до него, что выполнение отцом и матерью своих родительских обязанностей — формальная необходимость, навязываемая социальными нормами.

В «театрализованном» образе жизни семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность

Семъя-«третийлишний». Возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов, стиль их составляют особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. Так возникает стиль отношений с ребенком по типу скрытого непринятия. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности себе, безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчиняемости родителям. В таких семьях у часто возникают опасения за жизнь о здоровье родителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, плохо адаптируются в детских коллективах.

Семья,с «кумиром». Возникает тогда, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с

другом. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению самостоятельности, чему в значительной степени способствует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, поскольку уменьшение опеки угрожает нарушению семейной группы.

Семья-«маскарад». Порождается несогласованностью жизненных целей и планов супругов. Воспитание ребенка приобретает черты непоследовательности, и мир предстает перед ребенком разным, порой с противоречивыми сторонами. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, например повышенная требовательность при гиперопеке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и расщепление его самооценки.

М.И. Буянов предлагает следующую классификацию типов воспитания, деформирующих характер ребенка.

Воспитание по типу «Золушки», когда родители чрезмерно при-дирчиво, враждебно или равнодушно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему завышенные требования, не ему

ласки и теплоты. Дети вырастают нерешительными, пугливыми, неспособными за себя постоять. Вместо того чтобы активно относиться к жизни, некоторые из них уходят в мир фантазий.

Воспитание по типу «кумира» семьи. В таких случаях выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Дети растут капризными, упрямыми.

Гиперопека — особый вид воспитания, при котором ребенка лишают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают развернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают нерешительными, слабовольными.

Воспитание по типу «гипоопека», когда ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию «что такое хорошо и что такое плохо».

Рекомендации родителям как наладить детско-родительские отношения

Доверие – исходное отношение ребенка к миру. Но доверие часто наталкивается на обман, непонимание и насмешку. Постепенно ребенок учится закрываться от окружающих, прятать свои чувства, скептически относиться к тому, что ему говорят. При этом ребенок начинает понимать: одни люди заслуживают доверия, а другие нет.

Нарушение доверительных отношений приводит со временем к «отдаленности» между родителем и ребенком, что может вылиться в различные психоэмоциональные отклонения у детей: фобии, депрессию, агрессию, тревожность, застенчивость, плаксивость, и т.д.

Основные составляющие доверительных отношений между родителями и ребенком

  • Принятие ребенка – это когда ребенка принимают полностью – и его сильные стороны, и его слабости. Ребенок на подсознательном уровне, «всеми фибрами своей души» должен чувствовать: «Меня любят не за то, каким я должен быть, а за то, каков я есть». Психологи отмечают, что при таком подходе ребенок получает необходимую эмоциональную поддержку для изменения себя и своего поведения. В ситуации принятия

очень важен физический контакт. Специалисты говорят о четырех обязательных объятиях в день (это минимум, который нужно нарушать в сторону увеличения)!

  • Уважение детской личности

Уважительное отношение включает в себя следующие компоненты:

1.Возможность быть услышанным взрослым.

Естественно, это не означает, что мы постоянно должны соглашаться с ребенком, отдавать ему пальму первенства в разговоре. Желательно выстроить ваши диалоги таким образом, чтобы ребенок чувствовал, что с его мыслями и мнением считаются, что его позиция принимается наравне с другими. Он может ошибаться, но может и услышать извинения взрослого, когда тот неправ. Кстати, ваши точные и простые извинения (если в них, конечно, есть необходимость) покажут ребенку, что вы уважаете его чувства и сожалеете о своем поведении.

2.Уважение к ребенку проявляется в честном отношении взрослого к личному пространству ребенка

Ребенку необходимо знать, что есть кто-то, кому он может доверять, кто-то, кто сохранит его тайну. Искренность, неподдельность в общении с ребенком

3. Третья составляющая доверительных отношений – это: в отношениях с ребенком не нужно «казаться», нужно «быть». Надо продолжать жить своей жизнью, в которой роль «воспитателя» является одной из нескольких, а не единственной. Если взрослый искренен с самим собой, искренность и откровенность в отношениях с детьми для него будет естественной, он будет отдавать себя, выражать свои истинные чувства. Что бы ни произошло, ребенок должен чувствовать по отношению к себе и к своим проблемам искренний интерес и заботу. Однако все это должно исходить от живых людей, а не от манекенов, надевших заданные маски.

  • Формирование позитивных ожиданий в отношении ребенка

Следующий важный момент в создании доверительных отношений: ребенок учится настолько хуже или лучше, насколько взрослый верит в него. Нужно сказать, что в жизни (а не только в учебе) поведение ребенка во многом определяется тем, чего от него ожидают.

  • Эффективная похвала

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как часто вы хвалите своего ребенка, как вы это делаете, сколько хороших слов у вас есть в запасе? У американцев есть специальные буклеты, где учителям и родителям предлагается 101 способ похвалы! Похвала может быть заслуженная, искренняя, немедленная, конкретная, направленная на внутреннюю мотивацию, индивидуальная, повторяющаяся, спонтанная и прочее. Всегда действуйте по ситуации и руководствуйтесь своими эмоциями, тогда ваша похвала будет искренней и эффективной.

  • Руководство по развитию доверительных отношений
  • Делитесь вашими чувствами с детьми.
  • Не скрывайте от них своих радостей и огорчений.
  • Дайте детям возможность быть услышанными. Ребенку, как и взрослому, необходимо понимание того, что его слушают, когда он говорит. Вы можете выбрать в течение дня определенный период – час или даже несколько минут, когда вы отложите все свои дела и ваше внимание будет полностью принадлежать ему.
  • Принимайте активное участие во всех занятиях ребенка. Этим вы, с одной стороны, как бы «делитесь собой», с другой – выступаете образцом увлеченного выполнения заданий.
  • Сделайте ящик «ЛИЧНЫЕ ПИСЬМА». Поощряйте детей писать вам письма личного характера, где они описывают свои чувства, переживания.
  • Оставляйте ребенку специальные записочки с признанием тех или иных его заслуг.

Три способа открыть ребенку свою любовь:

  1. Слово

Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, различные поучительные истории. И пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать, капризничать и расстраиваться. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимание на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать ребенка, считают психологи, невозможно.

Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.

Все это может помочь оптимизировать (улучшить) отношения с собственным ребенком, снизить уровень конфликтности, агрессии, повысить уровень доверия, что в свою очередь приводит к миру и благополучию в семье.

Что делать родителям для улучшения отношения с вашим ребенком:

  • Интересуйтесь жизнью и увлечениями ребенка . Старайтесь задавать ребенку не только вопросы, которые бы касались его учебы, но и вопросы о повседневной и личной жизни. Если подросток не хочет вам сообщать некую информацию, то значит нужно оставить его с этим вопросом в покое и не пытаться вытянуть силой. Когда придет время – он сам поделится с вами.
  • Похвалы много не бывает. Похвала помогает повышению самооценки и настраивает на позитив.
  • Поддерживайте. Несмотря на то, что подросток кажется взрослым, он по-прежнему нуждается в вашей поддержке. Поддерживайте подростка во всех начинаниях, и тогда он начнет еще больше стараться, чтобы вы это увидели и похвалили его.
  • Разговаривайте по душам и находите время для общения.
  • Делитесь опытом . Хоть вы и росли в совершенно иное время, но ваш опыт может быть полезен и эти знания могут пригодиться ребенку. Делитесь опытом ненавязчиво, и тогда подросток быстрее станет чувствовать свою самостоятельность.
  • Будьте терпеливы . Чтобы наладить отношения с ребенком, необходимо набраться терпения и настойчивости. Если первый опыт оказался неудачным, то не стоит опускать руки. Семейные отношения невозможно нормализовать за пару дней – необходимо немало приложить усилий, чтобы получить положительный результат.
  • Используйте «Я- высказывания» — когда хотите сказать, о том, что недовольны
  • Устанавливайте свои границы и правила
  • Будьте примером для подражания
  • Будьте искренни и честны с подростком.

Чего стоит избегать родителям, чтобы не провоцировать конфликт с подростком:

  • Упреки и претензии: д ети в подростковом возрасте не всегда адекватно реагируют на критику и упреки. И чтобы избежать не очень приятных последствий, лучше заменить упреки добрыми советами и рекомендациями. Таким образом, вы сможете наладить контакт с подростком, и у вас станут более доверительные отношения. Ведь это очень важно, при этом он не будет выслушивать критику в свой адрес.
  • «Ты-высказывания» — такие высказывания способствуют появлению конфликта и поддерживает его.
  • Критика: прибегая к критике вы можете ранить подростка и задеть его, что скорее всего вызовет ответную реакцию и желание делать сделать наоборот, досадить вам.

Если вы родитель, хотите наладить отношения с ребенком и не знаете, как это сделать, то, скорее всего, вам необходимо начать изменения с тактики своего поведения по отношению к своему взрослеющему ребенку. При этом важно помнить следующее:

  1. Прямое воздействие на подростка, как правило, не эффективно, особенно когда есть негативные высказывания;
  2. Любое давление, которое вы оказываете на подростка, обязательно вызовет его сопротивление, а затем ответное противодействие;
  3. Излишний родительский контроль обязательно вызывает желание от него избавиться и выйти из-под родительского контроля, отсюда поведение, которое можно назвать «назло родителям»;
  4. Недоверие к ребенку и его способности справиться самостоятельно – понижает самооценку подростка и заставляет искать способы компенсирующие способы повышения самооценки, которые далеко не всегда являются конструктивными (курение, принадлежность к различным группам и компаниям и т.д.)

Для того, чтобы изменить отношения между родителями и подросткам в лучшую сторону необходимо:

1. Родителям необходимо четко озвучить подростку свои страхи и опасения, так, чтобы он мог услышать и понять родителей.

2. Подростку необходимо честно рассказывать о том, что с ним происходит. Подростку тоже необходимо сказать о своих страхах и переживаниях. Подростку важно знать, что его выслушают без критики.

3. Родителю необходимо показать свою готовность слушать и понимать подростка. Понимание создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие доверительные отношения.

4. Подростку нужно объяснить родителям, что он нуждается в том, чтобы его просто выслушали и не давали советов, пока вы их сами не попросите.

5. Родители, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать советам родителей и подростку необходимо давать право выбора.

Если придерживаться приведенных выше рекомендаций, то возможен диалог между родителем и подростком на равных и, как следствие, развитие взаимопонимания в дальнейшем.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Как вести себя с женой любовника если. Несколько слов об отношениях с любовницей в завершение. Любовь отдельно, работа отдельно
Ссылка на основную публикацию