Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные черты воспитания в разные эпохи таблица. Культура воспитания в различные исторические периоды

Особенности воспитания детей в разные эпохи

спартанские законы

Это естественно и закономерно, что принципы воспитания зависят от эпохи и исторического периода, в который оно осуществляется. Но все же есть одно правило или закон, который сохраняется во все времена – это уважение и помощь старшим. Даже в первобытно общинном строе каждый ребенок активно участвовал в процессе коллективного (на тот момент разумеющегося) труда. Девочки учились женским премудростям, а мальчики получали и укрепляли навыки мужских обязанностей. На начальном этапе развития человечества групповой и общественный труд являлся основополагающим, так как такого понятия, как «частная жизнь», на тот момент не существовало. Это было связано с ярко выраженными инстинктами самосохранения и стадности первобытных людей, недавно перешедших из состояния дикого животноподобного существа в стартовое человеческое состояние. Так же как и труд, процесс воспитания ребенка тоже было коллективным.

Первобытнообщинный строй

В период, когда первобытные люди объединялись в группы без учета родовой принадлежности, структура воспитания была самой незамысловатой. Только с приходом этапа родовой общности воспитание стало усложняться, так как постепенно начало вводиться трудовое формирование личности. Трудовое воспитание заключалось в ознакомлении детей с названиями животных, растений, в обучении их принципам земледелия, скотоводства и собирательства. Также старейшины знакомили молодое поколение с традициями, нравами, историей рода, подвигами предков, с родовыми врагами и практически всегда прививали детям чувство мести и ненависти по отношению к ним, объясняя это священным долгом. Много внимания в то время уделялось священному культу, в который входили обряды (танцы, песни, игры и жертвоприношения). Не проходило воспитание и мимо культурного развития детей. В обязательном порядке их обучали индивидуальным, присущим только этой местности, песням, прикладным умениям и, конечно, сказаниям.

Когда век первобытнообщинного строя подходил к концу, в процесс воспитания стало внедряться военное дело. Когда приходило время все мальчики и девочки проходили обряд родового посвящения, включавший в себя применение публичных испытаний на силу и выносливость.

С преобразованием общественного строя воспитательный процесс также становился все более структурированным и сложным. Появилось классовое разделение, а кроме этого общество стало делиться на социальные группы, то есть на богатых и бедных.

Процесс воспитания ребенка в Античности. Рабовладельческий строй

Античность является эпохой наивысшего развития рабовладельческого строя. Особенно ярко это было видно на примере таких государств как Рим и Греция. Теперь богатые обучали своих детей, как надо управлять и руководить низшими слоями общества. Рабы же наоборот ограждались от знаний. Их уделом было беспрекословное подчинение высшим сословиям и непосильный каждодневный труд на них.

Но далеко не все рабы были согласны с таким существованием. Стараясь изменить свою жизнь, они воспитывали детей в стремлении к свободе, прививая ненависть к своим угнетателям.

Индивидуальные особенности воспитания затрагивали не только отдельные государства, но даже разные города в пределах этого государства. Например, в Спарте (Греция), только что родившихся детей осматривали старейшины. Сильных детей они оставляли, а слабых убивали. В период до семи лет спартанских детей воспитывала семья. Там их учили быть неприхотливыми к пище и быту, не бояться темноты и с легкостью переносить лишения. С семи до восемнадцати лет мальчики обучались в государственных образовательных заведениях казарменного типа, где они в любую пору года спали на тростниковой подстилке на полу, ходили босыми и легко одетыми, а также питались, мягко говоря, без излишков. В 14 лет молодых людей начинали учить жесткому физическому влиянию на рабов, то есть их избиению.

Читайте так же:
Краска лореаль кастинг холодные оттенки. Краска для волос без аммиака Casting Creme Gloss

Девочкам тоже отводилась важная роль. Их также воспитывали нравственно и физически и готовили к воспроизводству сильного и здорового потомства. Кроме этого на них возлагалась ответственность за охрану города в военный период, когда мужчины уходили на поле боя, или отправлялись следить за рабами.

Афины, по сравнению со Спартой, являлись демократической рабовладельческой республикой. Это был центр торговли. Здесь рабы принадлежали конкретным рабовладельцам, а не государству в целом. В Афинах населению даже было предоставлено хоть и ограниченное, но право по управлению государством. Также афиняне имели возможность самостоятельно, в семье, воспитывать детей. Воспитание в этом городе было разностороннее. Детям прививали нравственное, эстетическое, физическое и умственное образовали. Но оно, все же имело классовое ограничение, так как только дети рабовладельцев могли его получать. Но заметьте, что в списке всех сфер воспитания и образования отсутствовал труд, так как он был уделом только класса рабов.

Так же как и в Спарте, все афинские дети до семи лет воспитывались в домашних условиях. Но в богатых семьях ими занимались кормилицы и няни, то есть рабы. Уже в то время дети рабовладельцев активно играли с волчками, мячами, куклами и лошадками, и конечно в детских ежедневно звучали рассказы и басни Эзопа. После семи лет мальчиков отдавали в платные школы, где процесс воспитания ребенка заключался в глубоком умственном и эстетическом развитии. А девочки вели затворнический образ жизни. Они проживали на закрытой женской половине, где их обучали чтению, письму, игре на музыкальных инструментах и правилам ведения хозяйства. Дети же рабов не имели права посещать школу.

Термин «школа» имеет греческое происхождение и переводится как «покой» и «досуг». Термин «педагог» так же греческого происхождения и дословно переводится – «детоводитель».

Раннее средневековье

В раннем средневековье главенствующее место заняла католическая церковь, которая, соответственно, и стала устанавливать правила воспитания детей. В первую очередь она напрочь убрала все привитые античностью принципы гармоничного воспитания. Нечто похожее происходило и в христианстве, которое пропагандировало рождение ребенка как первородный грех, искупить который можно только воспитывая детей и живя в «страхе Божьем». В этот период широко были распространены так называемые «богоугодные» заведения, в которых проживали дети, рожденные вне брака и дети сироты. Это были закрытые и благотворительные учреждения.

Эпоха Возрождения

Это эпоха возрождения принципов античного воспитания. Снова на Олимп стало восходить гармоничное развитие детей. Теперь центром мироздания становится сам HomoSapiens. С этого момента развитие человечества пошло по пути гуманизма. Появившиеся гуманисты-педагоги старались взращивать разносторонне развитых и свободомыслящих людей. Они не принимали ни в какой форме метод «кнута» и пропагандировали уважительное и бережное отношение к ребенку, делая акцент на том, что он личность.

Хотя в гуманистическом учении были и свои недостатки. Одним из главных недостатков было классовое деление, не дающее детям бедняков обучаться на уровне с детьми из богатых семей.

Чем дальше шла история, тем большее количество детей могло получать образование. Вопросы воспитания всегда рассматривались и напрямую зависели от эпохи, сословия и особенностей личности родителей. К счастью наша современность предоставляет нам значительно больше возможностей, которыми, при желании может воспользоваться каждый. Но всегда люди, не похожие на общую массу, были гонимы.

Читайте так же:
Обзор косметологических процедур для ухода за лицом в разные возрастные периоды

С течением времени и отношение к людям, а тем более к детям, с особенностями развития менялось. Постепенно их старались социализировать, но как оказалось – это довольно не простая задача и далеко не все граждане в нашем обществе готовы и способны принять таких людей. Получается так, что зачастую необходимо воспитывать не людей с физическими и психическими особенностями развития, а тех, кто их окружает.

Все мы знаем, сколько сил требуется для процесса воспитания ребенка, а для воспитания особенного ребенка их требуется в несколько раз больше. Но самое главное, чтобы процесс воспитания был наполнен любовью и пониманием. Именно тогда он принесет свои плоды.

Презентация «Образование в разные эпохи»

1 слайд

Первобытно-общинный строй

2 слайд

Цель воспитания – приобретение жизненного опыта и трудовых умений, навыков.

3 слайд

Цель воспитания – приобретение жизненного опыта и трудовых умений, навыков. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием, добывать пищу. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду.

Детей знакомили с историей рода, традициями, религиозными верованиями и обря

4 слайд

Детей знакомили с историей рода, традициями, религиозными верованиями и обрядами. Дети участвовали в общинных праздниках, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное народное творчество: предания, обряды, песни, сказки и др.

Античная Греция (Спарта и Афины)

5 слайд

Античная Греция (Спарта и Афины)

Спарта Цель воспитания – подготовка стойких и закаленных воинов, будущих рабо

6 слайд

Спарта Цель воспитания – подготовка стойких и закаленных воинов, будущих рабовладельцев. Детей растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Наибольшее внимание уделялось военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим. Общая направленность афинской воспитательной системы – презрение к физическому труду и рабам. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы.

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, затем зачислял

7 слайд

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, затем зачислялись в войско. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.

Афины

8 слайд

Цель воспитания – умственное, нравственное, эстетическое и физическое развит

9 слайд

Цель воспитания – умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. В целях умственного воспитания маленьким гражданам, рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания. До 13-14 лет они учились в школе грамматиста – обучались чтению, письму, счету; и кифариста – где мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием – учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.

Читайте так же:
Вредно ли пользоваться тональным кремом каждый день. Тональный крем для лица: как выбрать и как правильно наносить

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже – гимназии

10 слайд

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже – гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка. Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям рабовладельцев. Для большинства свободного населения – демоса – оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы. Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом.

Древний Рим и Римская империя

11 слайд

Отношение к детям и цели воспитания в разные исторические периоды

Главная цель воспитания неизбежно находит отражение в уровне развития общества, его производительных силах, производственных, экономических, правовых отношениях и истории общественных традиций. Подрастающее поколение и каждый человек в отдельности испытывает на себе влияние множества факторов. Еще Л. Н. Толстой отмечал факт существования 4 источников влияния на воспитание, среди которых:

  • Семья.
  • Религия.
  • Общество.
  • Государство.

Однако, отношение к детям в разные исторические эпохи и даже идентично сформулированная воспитательная цель, имеет разнонаправленное содержание.

Воспитание в Древности и Новое время

Система воспитания в Спарте и Афинах достаточно исследована. Так, приоритетной целью спартанского воспитания являлось развитие физических показателей. Воспитательная система того времени была направлена на формирование физически выносливого, храброго, дисциплинированного воина, всецело преданного государству, законопослушного гражданина. В отношении девушек основной целью воспитания было формирование физически крепкой будущей матери, экономной и умелой хозяйки. Люди, занимавшее рабское положение в обществе, разумеется, никакого образования не получали.

Воспитание в древности, и именно в Афинах ставило своей целью выполнять комбинированное развитие, включая умственное, нравственное и физическое.

Сама идея гармоничного развития личности зародилась еще в Древней Греции, после чего, в разное время, всячески преобразовывалась педагогами-утопистами, социологами-утопистами, педагогами-марксистами.

В эпоху средневековья нормы и принципы диктовались обществу феодалами и церковью. Цели воспитания ставились разные для рыцарей, крестьян и ремесленников. В эпоху возрождения Томас Мор – социалист-утопист своего времени, мечтал о равенстве воспитания и участия в труде для всех граждан. Его цели намного опережали свою эпоху.

В Новое Время славянский педагог Я. А. Каменский считал главной целью воспитания – всеобщее образование и подготовку к жизни после смерти. Д. Локк видел приоритетным воспитание джентльмена. Пропаганда принципов свободного воспитания характерно для Ж. Ж. Руссо. По мнению А. Дистервега основой воспитания являлась подготовка молодежи к счастливой жизни, что само по себе неплохо, но крайне размыто.

Цели воспитания в российской педагогике

Мнения российских педагогов, по поводу ключевых воспитательных целей, также существенно различались. Так, Н. И. Пирогов придерживался теории воспитания Гражданина Отечества, а К. Д. Ушинский считал первоочередной целью системы воспитание труженика и патриота. Л. Н. Толстой утверждал, что важнейшая задача – это развитие творческих дарований крестьян и мечтал «Об университете в лаптях». Социалисты-утописты К. Маркс и Ф. Энгельс стремились к развитию всех человеческих способностей и соединении обучения с производственной деятельностью.

КПСС сформулировала в качестве цели воспитания «подготовку поколения способного окончательно установить коммунизм» и « всесторонне развитых членов коммунистического общества». Впоследствии провозглашенные идеи так и не были претворены в жизнь.

Интерес представляют современные взгляды педагогов на формулировку основополагающих воспитательных целей. Профессор А. А. Радугин в основу идеи ставит принцип гуманизма. С данной позиции, по мнению исследователя, человек должен стать полноценным субъектом деятельности, познания, общения, ответственным за все происходящее в мире, свободным и ответственным членом общества.

Читайте так же:
Как накрутить волосы на утюжки:разные виды локонов, для любой длины с фото и видео? Накручиваем волосы на утюжок для выпрямления. Секреты парикмахеров

Б. Т. Лихачев считает, что общечеловеческая демократическая цель воспитания, не единственная, которая имеет место быть. Помимо таких положительных идеалов, существуют и негативно характеризующие себя цели. Здесь подразумеваются такие идеологические направления как:

  • Авторитарность.
  • Буржуазность.
  • Национализм.
  • Космополитизм.
  • Чрезмерная религиозность.
  • Анархически-разрушительные идеи и прочие.

Анализируя их, автор предположил, что они насаждают в детской среде рассеянность, скептицизм, индифферентность к общечеловеческим идеалам, цинизм, отчужденность от подлинной культуры.

Возлагаемые на коммунистическое воспитание, как на средство достижения идеала личности советского общества, надежды не оправдались. Исходя из этого, определения и формулировка цели – это, безусловно, важный начальный элемент педагогической деятельности, но не единственный и, тем более, не решающий. Помимо цели важную роль играют и средства для ее достижения, которые либо позволяют добиться желаемого, либо показывают себя как малоэффективные. Основываясь на кратком обзоре и анализе постановки целей воспитания в различные исторические эпохи, И. П. Подласый сформулировал следующее:

«Разумной альтернативы всестороннему и гармоничному воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого, с учетом допущенных ошибок (в советский период), будет стремиться новая отечественная школа России. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая, при разумной организации и поддержке всего общества цель».

Воспитание в западных странах и его цели

Воспитание в Западных странах в большинстве ограничено концепцией «адаптация личности к жизни». Так, например, в США данная концепция под влиянием философии и педагогики прагматизма Д. Дьюди практикуется с 20 -х годов по сегодняшний день с небольшими метаморфозами. Эти идеи в свое время поддерживали А. Маслоу, Л. Комбс, Э. Колли, К. Роджерс и др. Цели образования, согласно этой концепции, сводятся к воспитанию личности, как эффективного работника, примерного семьянина, разумного потребителя и ответственного гражданина. Данные убеждения оказали влияние на воспитательную систему множества стран. На идеях педагогов-прагматистов была сформулирована основная цель воспитания, как формирование чувства собственного достоинства гражданина и самоутверждение каждой личности.

В подготовке гражданина школа играет не последнюю роль. Она направлена на воспитание законопослушного патриота, безоговорочно испытывающего гордость за свою страну. В последнее время наблюдается тенденция следования концепции гуманизации воспитательной системы. Подтверждение этому можно обнаружить в утверждении идеи педоцентризма, где ребенок – венец всего, а основная цель – защита его прав.

Согласно концепцией необихевиористского происхождения в психологии и педагогике выдвигается задача формирования «управляемого индивида». Как известно, в основе учения бихевиористов лежит идея реакции человека на определенные стимулы. Путем формирования комбинаций таких стимулов в теории можно добиться конкретной модели поведения у любой личности. Однако, авторы не учли, что человек является существом самодостаточным, сознательным, самоактивным и, с большим сомнением, согласится быть только лишь объектом сторонних манипуляций.

Стоит упомянуть и о целях воспитания опирающихся только лишь на религиозные и философские учения. Так, педагоги-неотомисты основной задачей ставят воспитание богобоязненной личности. Через христианство же формируется личность добродетельная. В Англии идеально правильной системой воспитания считается подготовка настоящего джентльмена, ответственного, физически крепкого и закаленного с высокой культурой поведения. Северные страны Европы и Германия, в том числе, традиционно воспитывается личность аккуратная, дисциплинированная, трудолюбивая. Основой китайского и японского воспитательного процесса считается коллективизм и чувство глубокого уважения к старшим. В США основной упор сделан на развитие самостоятельности, независимости, деловитости, индивидуализма.

Читайте так же:
Оживление волос в салоне. Ламинирование волос в салоне. Лечебные процедуры для волос

Основные черты воспитания в разные эпохи таблица. Культура воспитания в различные исторические периоды

В.Н. Татищев был ярким представителем светского направления в русской педагогической мысли XVIII столетия. В сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733), он одним из первых поставил перед образованием сугубо светские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания.

Материал следует располагать так, чтобы каждый новый материал органично следовал из предыдущего. По мере взросления развивают сначала чувства учащихся, затем память, мышление и, наконец, речь и руку. Таким образом, Коменский применяет метод последовательности.

В самом начале своей педагогической деятельности К.Д. Ушинский в ряде статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей»

Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. Прежде всего, Ушинский утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «. влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Об общественном значении народного учителя Ушинский писал: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя. посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения».

Высокое общественное значение учителя определяет серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение; Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением». Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.

Во многих своих работах К.Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, необходимо всестороннее широкое образование.

Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.

Кроме того, будущему народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию