Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отношения между девочками и мальчиками. Девочки-мальчики и их взаимодействие

Отношения между девочками и мальчиками. Девочки-мальчики и их взаимодействие

Коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не одинаковы.

Несмотря на то, что мальчики кажутся общительнее девочек, активнее вступая в контакты с другими детьми, уровень общительности мальчиков и девочек в подростковом возрасте отличается скорее качественно, чем количественно. Содержание совместной деятельности, собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Общение девочек более пассивно, при этом оно более дружественно и избирательно. По данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

Меняются и отношения между мальчиками и девочками.

В подростковом возрасте возникает интерес к другу противоположного пола, стремление нравиться, происходит половая идентификация: «Я как мужчина, Я как женщина». На первый план выходит осознание личной привлекательности — это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.

Проявление интереса к человеку другого пола на протяжении подросткового периода имеет неодинаковый характер. При исчезновении непосредственности у подростков межполовые отношения становятся сложнее. Характер отношений мальчиков и девочек меняется от несколько задиристого поведения до появления застенчивости, скованности и робости, или даже показного равнодушия, презрительного отношения к сверстнику противоположного пола и т.п.

Неравномерное развитие мальчиков и девочек могут вызвать ряд переживаний. Чувство неполноценности может вызвано как большим ростом у девочки, так и низким ростом у мальчиков. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба.

Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к установившимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола, появляются более романтические отношения. Эти отношения вызывают потребность в самосовершенствовании, желание стать лучше.

Вместе с половой зрелостью к подросткам приходит лучшее понимание противоположного пола. Наступает такой период, когда подросток удовлетворяет свои потребности в общении с представителями противоположного пола. В разнополых группах приобретается психологический опыт, стереотипы мужского и женского поведения. Друзья противоположного пола способствуют их самопознанию и самоутверждению. Видят , что мужское и женское дополняют друг друга, и становятся более лояльными к представителям противоположного пола.

При этом важным фактором формирования процесса общения мальчиков и девочек является грамотная стратегия поведения взрослых. Шаги, которые необходимо предпринять взрослому в целях нормализации общения мальчиков и девочек младшего подросткового возраста разработаны Б.С Волковым и Н.В. Волковой. (Приложение №1)

"Взаимоотношения между мальчиками и девочками" внеклассное мероприятие — тренинг для подростков.
классный час на тему

Свешникова Ирина Борисовна

Тренинг полезных навыков общения между мальчиками и девочками. Профилактика конфликтных отношений в классном коллективе. Целевая аудитория — учащиеся 5 — 7 классов, можно использовать в работе с младшими школьниками (3 — 4 класс). Тренинг включает групповые задания в форме «мозгового штурма», подвижные игры, деловые игры, упражнения на рефлексию.

Скачать:

ВложениеРазмер
vzaimootnosheniya_mezhdu_malchikami_i_devochkami.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг полезных навыков общения.

Тема: «Взаимоотношения мальчиков и девочек в классе».

Цели: Формирование понятия «дружба между мальчиками и девочками», тренировка полезных навыков общения.

Задачи: развитие коммуникативных навыков учащихся: вести рассуждения; аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; формирование этических представлений о дружбе девочек и мальчиков; сплочение классного коллектива.

Форма проведения : внеклассное мероприятие – тренинг.

Участники: младшие подростки (5 – 7 класс), социальный педагог, классный руководитель.

1 . Установление контакта.

— Сегодня я выступлю в роли вашего тренера. А тренировать мы с вами будем полезные навыки общения мальчиков и девочек. Ваш классный руководитель будет помогать вам при выполнении заданий и возможно, увидит вас с новой стороны.

— Тренинг подразумевает участие каждого в любом задании, безоценочное принятие мнения одноклассника, говорить, когда дадут слово и слушать, когда говорит другой.

— При общении важно друг друга называть по имени, а не по фамилии, и ,тем более, по кличке. Сначала, я попробую запомнить все ваши имена.

1.1. Игра Ассоциация»

Предлагаю назвать своё имя и качество характера на первую букву своего имени. Например, я – Ирина Борисовна, моё имя начинается с буквы «и» — искренняя.

Учащиеся называют своё имя и качество характера (если трудно придумать – воспользоваться помощью ребят). Ведущий несколько раз повторяет имена участников.

1.2. Мини – беседа.

— Иногда, глядя, как общаются мальчики и девочки, кажется, что они не могут найти общий язык и не нуждаются друг в друге. Так ли это?

Выслушать мнение детей.

— Проявление интереса друг к другу в подростковом возрасте – это нормально. В детском саду – главная деятельность ребёнка это…игра, в начальной школе — …учёба, а в подростковом возрасте — вместе с учебной деятельностью на первый план выходит…общение.

— Проблема не в том, что вы проявляете интерес к общению друг с другом, а в том как , каким образом вы это делаете!

Выслушать мнение детей.

1.3. Тест — игра на уровень взаимодействия класса.

— Прошу всех подняться, я отвернусь на 10 секунд, вам за это время надо договориться без помощи слов и оставить стоять 3 — х девочек и 2 – х мальчиков, а остальным сесть на свои места. При появлении шума – игра останавливается, и вам засчитывается проигрыш.

Предложить 2 – 3 варианта теста (менять количество мальчиков и девочек), проанализировать результаты.

Проанализировать результаты игры.

Вывод: Конкуренция в общении, особое выделение себя ведёт к разобщению.

2. Тренировка навыка «находить общее, видеть лучшее в других».

Учимся находить, то, что нас объединяет, т.е. чем мы похожи.

— Ведущий выбирает первого участника и вручает ему магнитик. Нужно назвать одноклассника(цу), у которого есть увлечения или черты характера, схожие с вашими, притягивающие вас, как магнит. Тот, кого назвали, выходит, берёт магнитик у первого участника, продолжает игру.

Называть одних и тех же ребят, одни и те же качества нельзя, приветствуется, если мальчики находят что – то общее с девочками и наоборот.

Вывод: Если находить в одноклассниках то, чем вы похожи, это будет вас объединять.

2.2. Упражнение «Найдите общее».

— Посоветоваться друг с другом и найти то, что объединяет вас (увлечения, предпочтения, взгляд на жизнь…): в парах, четвёрках, по рядам.

Выслушать мнение ребят.

Вывод: Если видим лучшее, то, что объединяет – сотрудничаем, дружим. Если видим, подчёркиваем недостатки – конфликтуем.

2.3. Задание в малых группах «Конфликт».

Произвольно разделить ребят на две группы (часть среднего ряда просим присоединится к 1 ряду, часть – ко второму).

Дать листы со словом «конфликт» (слово на листе записано вертикально, чтобы возле каждой буквы можно было дописать ответ), маркеры.

— Посоветовавшись в группе, написать на каждую букву слова «конфликт» увлечение, действие или мероприятие, которое помогает сдружиться, противостоять разобщению.

Время выполнения 5 – 7 минут. Обсуждение результатов.

3. Тренировка навыка самоанализа (рефлексии).

3.1 . Задание в малых группах «Качества».

Разделить ребят на группы мальчиков и девочек. Предложить обеим группам конверты с набором качеств характера (Деликатность, Неуверенность, Зависть, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность….)

-Распределить качества, которые вы хотели бы видеть в мальчиках (девочках) вашего класса в одну колонку, те качества, что мешают общению – в другую колонку.

Девочки распределяют качества для мальчиков, мальчики для девочек.

Вывод: Если хотите, чтобы девочки (мальчики) соответствовали составленному «портрету», то мальчикам (девочкам) тоже необходимо демонстрировать в своем поведении, в общении эти же качества.

Закон «Подобное притягивается к подобному», закон «бумеранга».

Предложить ребятам вернуться на свои места.

Приготовить по 3 маленьких листка бумаги на каждого участника.

— Напишите три качества характера, которые вы особенно цените в окружающих людях, по 1 на каждом листке (девочки для мальчиков, а мальчики для девочек), так, чтобы никто не видел.

— Девочки, закрывают глаза, мальчики разносят листы — качества и кладут на парту той девочке, у которой данные качества уже есть в характере, кладут записки словами вниз.

— Девочки глаза открывают, но полученные «письма» не трогают, а становятся «почтальонами» и разносят листы по партам мальчиков (мальчики закрывают глаза).

— Теперь все могут прочитать свою «почту».

Опросить ребят, что для них оказалось сюрпризом.

Вывод: Те, кто получил мало «писем» или не получил совсем, главное — не обижаться, а задуматься, как ты позиционируешь себя ребятам. Изменишь свое поведение, отношение – и изменится отношение к тебе – закон «бумеранга».

4. Подведение итога.

4.1. Игра «Поддержка».

— Тот, кого я назову, встаёт в центр круга, приглашает по два – три мальчика и по две, три девочки, которым доверяешь. Тот, кто в центре круга, закрывает глаза, расслабляется и ждёт команды ведущего «падай!». 5 – 6 ребят держась за руки, идут по кругу и, в нужный момент, ловят, поддерживают друга.

Важно пригласить для участия в игре ребят, которые в предыдущем задании не получили «почту», таким образом, поддержать их.

Спросить, что чувствовали во время игры. Играть 2 – 3 раза.

4.2. Игра «Гляделки»

Играет вся группа. Разделить произвольно ребят по парам (можно мальчиков с мальчиками, а девочек с девочками), предложить парам образовать круг.

— Оба ученика в паре стоят лицом в центр круга, при этом второй человек в паре смотрит на «пятки» первому. Ведущий стоит без пары, ловит взгляд одного из участников первого круга и подмигивает ему. Тот, кому подмигнули, старается подбежать к ведущему и встать за ним. Второй ученик из пары старается удержать, не пустить первого участника.

Важно, чтобы ходе игры в парах побывали мальчики с девочками, участвовали все ребята.

Вывод: Обратите внимание, вы умеете понимать друг друга без слов, с одного взгляда!

4.3. Задание «Самореклама»

— Для того чтобы девочки и мальчики общались приемлемыми способами, для того чтобы у вас было много совместных мероприятий предлагаю написать себе самому «рекламу».

Бланки реклам раздать (ниже представлен образец).

Я ( фамилия, имя ) _____________________________________________

предлагаю организовать классное / школьное мероприятие

( укажи какое )______________________________________________________

Чтобы ребятам было интересно, я могу

( укажи что ) _______________________________________________________

Я увлекаюсь (я умею, у меня хорошо получается)

Справиться с организацией этого мероприятия я смогу, потому что обладаю качествами (укажи какими)__________________________________________

— Саморекламу предлагаю сдать классному руководителю, который решит кто, когда за какое мероприятие отвечает.

— Проводите больше совместных тематических встреч, и ваше общение будет приятным, правильным.

Итог: — Что вы поняли для себя в ходе нашей встречи?

Высказывается каждый, в том числе и ведущий (социальный педагог), классный руководитель.

— Спасибо за интересное общение!

Конспект разработан социальным педагогом Свешниковой И.Б.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимоотношения между родителями и детьми на примере «Домостроя»

Разработка урока по основам православной культуры. На уроке происходит сравнительный анализ современных взаимоотношений между родителями и детьми и положений Домостроя. На основе анализа текста учащие.

Урок: виды взаимоотношений между живыми организмами

Урок: виды взаимоотношений между живыми организмами, 11 класс.

ПЕДАГОГИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ШКОЛЬНИКАМИ.

Мы произносим много правильных, вроде бы, слов, оправдывая применяемые нами в школе методы принуждения и насилия. И как нам не поверить, что, заставляя ученика беспре­кословно.

Взаимоотношения между СССР и Германией в 20е годы XX века

Беседа с родителями «Проблема взаимоотношений между родителями и детьми»

небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми.

Урок по теме: «Взаимоотношения между организмами»

Урок разносторонний, в нем присутствует разделение на группы, разнообразные задания разбитые на варианты, тесты. Тип урока: обобщающий.

Тренинг для подростков и замещающих родителей (профилактическое мероприятие) «Путь понимания и доверия»

Цель тренинга:- способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.Задачи:- создать на практическом занятии условия для взаимодействия и сотруд.

Отношения между девочками и мальчиками

Отношения между девочками и мальчиками

Можно быть очень хорошими друзьями с представителями противоположного пола, не испытывая к ним никаких романтических отношений. Бывает так, что мальчику и девочке просто приятно разговаривать друг с другом на разные темы. Такого рода дружба оказывается очень полезной, потому что появляется возможность открыто обсудить все интересующие вопросы и при этом романтические чувства не будут мешать или заставлять стесняться.

Когда же у вас появляются романтические чувства к человеку противоположного пола (или если он вам кажется привлекательным), то нет никаких причин нарушать привычные дружеские отношения. Правда, при этом многие подростки чувствуют себя неловко, стесняются и не знают, как себя вести по отношению к объекту своих чувств. Лучше всего в таком случае успокоиться и быть самим собой.

Любой человек в какой-то момент своей жизни чувствует себя неловко.

В прошлом считалось, что первый шаг должны делать мальчики, а девочкам следует ждать признаний. В силу таких традиционных представлений некоторые думают, что должны следовать жестким правилам. Но в наше время все больше девочек первыми признаются в своих чувствах, а мальчики, как правило, ничего не имеют против этого.

Чувства к представителям своего пола

В период ранней юности молодые люди иногда испытывают сильные чувства к представителям своего пола. Это могут быть друзья, знакомые, ровесники или кто-нибудь постарше, например, учителя или друзья родителей. Эти люди могут нравиться потому, что они относятся к подростку с пониманием, добры к нему или просто кажутся привлекательными. В таких чувствах нет ничего ненормального, и они ничего не имеют общего с гетеросексуальными или гомосексуальными предпочтениями взрослых людей.

Иногда такие чувства пробуждаются вместе с первыми сексуальными мыслями и чувствами. Чаще всего это просто мечты, не подразумевающие никаких серьезных отношений и отражающие меняющееся отношения к миру. Возможно, это одно из объяснений того, что подростки часто страстно увлекаются поп – певцами или кинозвездами.

Когда я пытаюсь говорить с девочкой, я путаюсь и не понимаю, что говорю. Что в этом случае делать?

Любой человек в какой-то момент своей жизни чувствует себя неловко, особенно когда старается с кем-нибудь познакомиться или произвести на кого-либо впечатление. Постарайтесь поговорить о своих интересах и спросите ее, что ей нравится. Всем людям нравится, когда ими интересуются и выслушивают их мнение. Главное — не волноваться и быть самим собой. Помните: чтобы быть хорошим собеседником, не обязательно все время говорить. Не случайно молчание называют золотом.

Как уговорить девочку пойти на свидание?

Лучше всего — быть честным и сказать, что хочешь погулять с ней, а для этого неплохо отправиться в такое место, которое нравится вам обоим. Это может быть кино или кафе. Если вы встретились на школьной дискотеке или вечеринке, то для начала можно с ней просто побеседовать. Иногда легче пригласить девочку пойти куда-нибудь вместе с друзьями и подружками. Чаще всего это неплохой способ познакомиться с ней поближе, прежде чем отправляться куда-либо вдвоем.

Моей подруге очень нравится мальчик в нашем классе. Но она не знает, как сказать ему об этом? Что ей делать?

Такая ситуация совершенно естественна и может окончиться серьезными отношениями. Хотя заранее трудно сказать, это увлечение будет кратковременным или длительным. Если кто-нибудь вам нравится, лучше узнать этого мальчика поближе, а потом дать понять ему о своих чувствах. Пусть ваша подруга просто поговорит с этим мальчиком или предложит ему вместе сделать какое-нибудь дело, чтобы проверить, каково им быть вместе. Некоторые люди подсознательно предпочитают влюбляться в недоступных людей. Как только объект их страсти проявляет к ним интерес, их чувства угасают.

Как признаться в том, что любишь, чтобы меня не стали дразнить?

Когда люди взрослеют, их отношение к другим людям меняется и у них иногда пробуждаются сильные чувства к какому-либо человеку. Возможно, что некоторые из ваших знакомых еще не доросли до этой стадии и не понимают ваших чувств. В такой ситуации они смеются и дразнятся — это просто способ скрыть свое смущение и непонимание.

Лучше всего поговорить с объектом своего внимания наедине и выбрать для разговора тему, которая интересует вас обоих. Можно также заняться вместе чем-нибудь: например, поиграть во что-нибудь или сделать уроки. Впрочем, если вы не уверены, что вам ответят взаимностью, то стоит немного подождать, пока вы не обретете решительности.

Как сказать родителям, что у меня есть парень?

Родителями всегда лучше быть честным. Некоторым родителям требуется время на то, чтобы привыкнуть к тому, что их дети взрослеют и начинают по-новому смотреть на мир. Иногда родители думают, что их дети еще маленькие и не могут испытывать серьезных чувств к представителям противоположного пола. Им кажется, что их дети еще не знают, что такое любить по-настоящему.

Возможно, стоит сказать, что вам нравится этот мальчик и вам приятно находиться рядом с ним. Скорее всего, они не будут так сильно беспокоиться, если вы будете гулять где-нибудь не вдвоем с этим мальчиком, а в компании нескольких друзей. Кроме того, родителям будет спокойнее, когда вы точно скажете, куда идете и когда вернетесь. Если вы сдержите обещание и вернетесь вовремя, то они станут больше доверять вам.

Хорошо ли, что я встречаюсь с парнем, который 6 лет старше меня?

Если вам 13, а парню 19 лет, то между вами, как вы догадываетесь, слишком большая разница. Конечно, люди взрослеют по-разному, но обычно 13-летние и 19-летние увлекаются разными вещами. В более солидном возрасте такая разница может казаться и не слишком заметной, но 19-летний парень ко многому может относиться по-другому, чем 13-летняя девочка. Например, ему может нравиться распивать спиртные напитки на вечеринках (а по закону после 18 лет он имеет на это полное право), он может захотеть задержаться где-нибудь до очень позднего времени или потребовать от вас более серьезных и долговременных отношений.

Такая разница в возрасте почти неизбежно подразумевает и разное отношение к сексу. Многие молодые люди в 19 лет ведут активную сексуальную жизнь. Большинство согласятся с тем, что в 13 лет еще рано заниматься сексом (установленный законом возраст — 16 лет). Если 19-летний парень займется сексом с 13-летней девочкой, то это будет нарушением закона.

Как заставить мальчика, чтобы он полюбил меня?

Трудно заставить полюбить кого-либо. Если вам нравится мальчик, то лучше не пытаться навязать ему свои ему свои чувства. Познакомьтесь с ним поближе, расскажите ему о своих интересах и поинтересуйтесь его увлечениями.

Стоит подумать…

И обсудить с родителями или взрослыми, которым доверяете

Попытайтесь представить себя на месте своих родителей и подумайте, о чем они могут беспокоиться во время вашего взросления. Вот лишь несколько возможных причин для волнения:

• вам могут нанести физические повреждения;

• вам могут нанести психическую травму;

• вы недостаточно хорошо учитесь в школе;

• вас могут заставить заниматься сексом;

• ваши друзья плохо на вас влияют;

• вы испытываете недостаток общения и проводите недостаточно времени со сверстниками.

Когда вы обсудите это со своими родителями, они станут меньше волноваться за вас.

Советы подросткам. Общение с противоположным полом.

Проявляющееся в подростковом возрасте чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя "взрослые" виды взаимодействия. Этому, естественно, способствуют бурное телесное (физическое) развитие и, следовательно, идентификация подростка со взрослыми. Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим, прежде всего, связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: "Я как мужчина", "Я как женщина".

Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности — это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний. Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства. Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба и др.

Формы общения со сверстниками противоположного пола.

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется сначала в неадекватных формах. Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как "задирание", приставание и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении.

В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола. Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки того и другого пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.

Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

Романтические отношения.

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой.

Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой обет к предпочтению другим. Другой становится предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он меня не любит!»

Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их.

Именно в эту пору многие отроки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают писать дневник, стихи и т.д. Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.

Отроческая влюбленность может, конечно, оказаться истинной любовью. Но такие случаи редки — они не правило, а исключение. Обычно отрок страдает от любви, слезы накатываются на его глаза.

Многие отроки не переживают открыто и экспрессивно своих чувств. Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а найдя в толпе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, милому, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за ними. Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как и их более открытые сверстники. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого.

Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и образ сердечной склонности, давно растворившийся в перипетиях реальной жизни.

Рекомендации от психолога подросткам.

Общение с товарищами.

1) Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

2) Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.

3) Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

4) Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем достоинства.

5) Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен.

6) Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

7) Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.

8) Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это притягивает.

9) Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь. Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь.

Источник: Мухина В.С.

"Возрастная психология:

феноменология развития, детство, отрочество"

Методический материал о взаимоотношениях между мальчиками и девочками в подростковом возрасте

Уже в младшем подростковом возрасте отношения между мальчиками и девочками начинают принимать особую эмоциональную окраску. Возникает первый интерес друг к другу, первые симпатии. Эти первые чувства у разных ребят могут проявляться по-разному. Некоторые мальчики стесняются дружить с девочками, стараются держаться обособленно от них, переходят на нарочито грубый тон. Другие открыто дружат с ровесницами и даже опекают их.

Психологами отмечено, что младшие подростки — мальчики и девочки — обнаруживают значительные различия в отношении к противоположному полу. Девочки, раньше созревающие и раньше взрослеющие, чем мальчики того же возраста, более открыто проявляют свои дружеские чувства по отношению к мальчикам. Они, например, гораздо чаще выбирают мальчиков в качестве партнеров для совместных занятий, игр, выполнения общественных поручений. Мальчики держатся более замкнуто. Девочки охотнее играют в мальчишеские игры, мальчики в «девчоночьи» — никогда.

С возрастом взаимный интерес и количество контактов между мальчиками и девочками увеличиваются. Ярче проявляется и разрыв между уровнем взросления мальчиков и девочек. Созревая физически и психически раньше мальчиков, девочки как бы психологически отрываются от своих одноклассников-мальчиков. По выражению И.С. Кона, «психологическим сверстником» девочки-подростка является не одногодок, а мальчик на 1,5 — 2 года старше ее.

Дружба между мальчиком и девочкой обычно возникает на основе совместных занятий, общих интересов: они учатся в одном классе, сидят за одной партой, помогают друг другу в учении и в работе, вместе занимаются в кружках. В этой совместной деятельности возникают и укрепляются дружеская привязанность, взаимопонимание, сопереживание, эмоциональная близость. Это, конечно, еще не любовь, может быть, даже еще не влюбленность, но надо помнить, что в этом возрасте происходит один из важнейших сдвигов в физиологическом развитии человека — процесс полового созревания. Половое созревание обостряет отношение подростка к себе как к взрослому, интенсифицирует усвоение взрослых способов общения. Отношения мальчиков и девочек также начинают строиться по рецептам, заимствованным у взрослых. Появляются любовные записки, свидания, секреты, у старших подростков — тяга к совместному времяпрепровождению.

Содержанием этих, нередко осуждаемых взрослыми, форм общения подростков являются чувство симпатии, интерес к другому человеку, дружеская привязанность. Говоря словами Герцена, первая любовь есть не что иное как страстная дружба. А нездоровый тон в эти отношения часто вносят сами взрослые. Они либо иронизируют над дружбой мальчиков и девочек, либо прямо возражают против нее. И то, и другое вызывает протест подростков.

Упреки, угрозы, запреты могут привести к тому, что дружба из гласной станет тайной. В таком случае изменится характер отношений: став запретными, скрываемыми, они неизбежно приобретут сексуальный характер. Надо помнить, что половое созревание придает сильную, хотя и не всегда осознаваемую, сексуальную окраску всем переживаниям подростка. Взаимоотношения полов — проблема большой жизненной и общественной важности.

Итак, подведем итоги. Основные особенности подросткового возраста связаны с формированием нового уровня самосознания. Подростку необходимо разобраться в себе, в своих возможностях, успехах и неудачах, в своих отношениях с товарищами и взрослыми. Переживаемые ребенком трудности во многом определяют формирование его личности: у одного появляется неуверенность в себе, чрезмерная ранимость, у другого развивается умение приспосабливаться к мнению окружающих, третий, не сумев найти общего языка с друзьями, замыкается или ищет сферу общения вне семьи и школы, некритически принимая принципы, на которых строится это общение. Но вместе с тем многие подростки благополучно минуют подводные камни и рифы этого возраста, развиваясь гармонично и бесконфликтно. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой «случайности» всегда стоит взрослый.

Нередко в семьях, внешне благополучных, вырастают трудные подростки. Если присмотреться к таким «хорошим» семьям поближе, то можно увидеть, что они где-то не безупречны. Обычно в таких семьях неблагополучие обнаруживается именно во взаимоотношениях с ребенком. Именно здесь упущено время, чтобы найти верный тон, установить контакты, определить ту единственную позицию, которая позволила бы родителям вести ребенка к возмужанию. Выбрать эту позицию можно только при активном участии, более того, соучастии взрослого в жизни ребенка.

Следует помнить, что подростки во многом хотят пользоваться такими же правами, как и взрослые. И реально они готовы к этому. Если взрослые учитывают эти стремления, их взаимоотношения с подростками развиваются бесконфликтно. Это бывает тогда, когда взрослый видит и уважает в ребенке личность.

При этом очень важно, чтобы изменение отношения взрослого к подростку предупреждало требования подростка, а не являлось ответом на них. Взрослый не должен ждать, пока подросток предъявит ему свои права и требования, касающиеся изменения отношений и границ самостоятельности. Он должен первым изменить эти отношения, учитывая и стремления ребенка, и возросший уровень его возможностей.

Вот это изменение отношений с учетом основных тенденций развития подростка и достигнутого им уровня развития и является психологической основой позиции взрослого, если он хочет быть воспитателем с большой буквы, руководителем молодого человека, его ведущим на пути взросления. Если подросток сам, по своей инициативе начинает ломать не удовлетворяющие его рамки отношений, то взрослый может оказаться в положении человека, вынужденного сдавать свои позиции. Это как раз и чревато возможностями конфликта, в результате которого развиваются отчужденность, взаимное непонимание, и в конечном счете взрослый упускает возможность направлять и вести формирование личности подростка.

Конфликтные отношения усиливают стремление подростка к независимости, желание выйти из-под влияния взрослого. В таком состоянии подросток перестает реально оценивать свои возможности, его стремление к самостоятельности начинает принимать искривленные, уродливые формы.

Таким образом, видеть тенденции развития подростка, своевременно менять характер отношений с ним и суметь занять позицию ведущего — это важный ключевой момент, определяющий для взрослого возможность влияния на подростка, возможность его воспитания. От того, как строятся отношения подростка со взрослыми и сверстниками, во многом зависит его будущая жизнь: общение с ними формирует личность подростка. Помочь подростку стать взрослым в лучшем смысле этого слова — главная задача родителей.

Первая любовь ребенка — это, пожалуй, один из самых сложных этапов в ваших отношениях. С одной стороны, вы прекрасно понимаете, что подросток и в обычной ситуации не склонен прислушиваться к родительским нотациям, а уж попытка обесценить чувства или «очернить образ» возлюбленного и вовсе подорвет ваши отношения. С другой, вы хотите уберечь от опасности… Что же делать?

Установите границы. Взаимное уважение границ — это основа человеческих отношений. Нет границ — не будет безопасности и развития. В первую очередь надо оговорить время возвращения домой. Для подростка ощущение контроля и опеки имеет значение не только практическое, но и психологическое: он чувствует стабильность своей жизни, ощущает прочность родительской позиции. Если предусмотрены последствия при нарушении, то они должны наступить. Да, он протестует, сопротивляется, угрожает не пойти в школу — сохраняйте твердость и спокойствие (пусть видимое), не кричите.

Те самые ограничения, которые вы для него создаете, помогут ему уклониться от сомнительных действий, свалив все на вас: есть договоренность с предками приходить не позднее 22.00, не употреблять алкоголь и наркотики.

А со временем вам придется обсуждать, можно ли оставлять девушку (юношу) на ночь, можно ли им на два дня уехать на турбазу. Для того чтобы получить больше свободы, подросток должен завоевать доверие родителей, то есть выполнять их требования и собственные обещания. Расширение свободы наступает как следствие вашего доверия к нему — и эту связь надо озвучивать, подчеркивать.

Быть рядом. Это тоже про границы, когда вы поймете, что ваш ребенок влюблен, вам захочется услышать, увидеть, но остановитесь! В эту зону без приглашения не стоит врываться. Можете предложить ему поделиться с вами переживаниями, но оставьте выбор за ним. Уважайте его уже личную жизнь.

Предлагать помощь. Когда он счастлив, он обойдется и без вас. Но вот если ребенок переживает безответную любовь или разрыв отношений, вы должны предоставить ему возможность вдоволь погоревать. Попробуйте мягко объяснить, что отказ во взаимности вовсе не означает, что с ним что-то не то: все люди разные, их чувства далеко не всегда совпадают. Если вы почувствуете, что контакт с ребенком у вас есть, то можно поделиться своим опытом, но не пытайтесь сравнивать свои ситуации и его. Любая совместная деятельность — спорт, путешествие, прогулка, творчество — поможет постепенно расширить схлопнувшийся мир подростка.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Как наладить угасающие отношения с любимым? Что делать, если страсть прошла? Отношения в семье: разбираемся в проблемах, анализируем, делаем выводы
Ссылка на основную публикацию