Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плохие отношения с родителями. Помещение родителей в приюты для престарелых. Отягощение их многочисленными просьбами

Преступления против родителей

Посмотрев на родителей с пренебрежением либо задрав голову, человек совершает грех

Неуважение к родителям – отвратительно. Оно недопустимо для сознательных, богобоязненных, благочестивых людей, следующих путём истины. Никто так не отдалён от блага, как тот, кто проявляет непочтительность к своим родителям. Он ближе всех к наказанию. Зло постигает его раньше, чем кого бы то ни было.

Неуважение к родителям может выражаться в различных формах и поступках. Мы приведём самые частые и распространённые деяния, каждое из которых является преступлением по отношению к родителям.

1. Доведение родителей до слёз и печали своими словами, поступками либо иным способом.

2. Покрикивание на них. То есть обращение к ним повышенным голосом либо с употреблением грубых слов. Всевышний сказал (смысл): «Не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (Коран, 17:23).

3. Выражение своей раздражённости и отвращения. Многие люди, получив от родителей поручение, прежде чем выполнить его, произносят выражающие досаду возгласы наподобие «эх» и «ох». Всевышний сказал: «…и не говори им: “Уф!”» (Коран, 17:23).

4. Нахмуренность и угрюмость в их присутствии. Некоторых людей можно увидеть радостными и улыбающимися, когда они присутствуют в общественном месте. Там они демонстрируют хороший нрав, выбирают самые приятные слова. Однако, приходя домой и садясь рядом с родителями, они превращаются в сердитых львов, ни на что не обращающих внимания. Их состояние меняется: пропадает мягкость и снисходительность, а на смену им приходят суровость, чёрствость и грубость.

5. Недоброжелательный взгляд в их сторону. Посмотрев на родителей с пренебрежением либо задрав голову, человек совершает грех. Му’авия ибн Исхак сказал: «Не проявил уважения к родителю тот, кто посмотрел на него искоса».

6. Командование родителями. Как, например, когда некто велит своей матери подмести дом либо постирать одежду, либо приготовить еду. Особенно неприемлемо допускать подобное в отношении старой, слабой либо больной матери.

Если же мать выполняет все эти дела добровольно, если ей самой нравится этим заниматься и при этом она обладает энергичностью и не подвержена слабости, то тогда в этом не будет ничего плохого. Однако обязательно нужно благодарить её и молиться за неё.

7. Неудовлетворённость едой, которую приготовила мать. Допуская подобное, человек совершает два греха. Первый – это порицание пищи, что не дозволено. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) никогда не критиковал еду. Если еда ему нравилась, он ел, не нравилась – не ел. Второй грех – огорчение матери.

8. Неоказание помощи матери в домашней работе: в уборке дома, приготовлении еды и т. п.

Некоторым сыновьям (да наставит их Аллах!) кажется, что, помогая своей матери по дому, они причиняют ущерб своему мужскому достоинству. Более того, есть и такие дочери (да исправит их Аллах!), которые могут смотреть, как их мать трудится по дому, и при этом не оказывают ей никакой помощи. Они могут долго разговаривать по телефону со своими подругами, оставив без помощи свою мать, причиняя тем самым ей двойную обиду.

9. Отведение взора от них, когда они говорят. Сюда же относится: невнимание к родителям, перебивание их, оспаривание их слов, грубое возражение им и пререкание. Такие поступки сильно принижают статус родителей в их же глазах.

10. Неприятие их мнения. Некоторые люди не советуются со своими родителями, не спрашивают у них разрешения ни в каких делах, даже когда решают жениться, развестись, поменять место жительства.

11. Вхождение к ним, не спрашивая разрешения. Может быть, родитель находится в таком состоянии, в котором он не хотел бы предстать перед кем-то.

12. Создание проблем в их присутствии. Это могут быть скандалы и ссоры с братьями, с супругой, с детьми либо с кем-то другим.

13. Порицание родителей прилюдно и упоминание их недостатков.

14. Ругань и проклятия в адрес родителей. Это является грехом, даже если человек станет лишь причиной подобного. Например: если он оскорбит чьих-то родителей, а их дети в отместку станут поносить его родителей. Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах!), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Один из тяжких грехов – это поношение своих родителей». Ему сказали: «А разве возможно такое, чтобы человек оскорбил своих родителей?». Он ответил: «Да. Когда он ругает отца другого человека, а тот в ответ ругает его отца. Либо когда он ругает мать другого, а тот в ответ ругает его мать» (аль-Бухари и Муслим).

15. Хранение в доме дурных и пагубных вещей. Например, когда человек приносит в дом предметы, предназначенные для порочных развлечений, что приводит к деградации его личности, а также к деградации его братьев и остальных домочадцев. Нравственное разложение детей и семьи, несомненно, является горем и несчастьем для родителей.

16. Совершение дурных поступков на глазах у родителей. Например, курение в присутствии родителей; слушание музыки; пропуск обязательной молитвы по причине сна; отказ просыпаться, когда они будят; приглашение к себе домой плохих друзей. Всё это – свидетельство упрямого неуважения к родителям.

17. Порочение репутации родителей. Совершая дурные и низкие поступки, которыми человек пачкает свою честь, он лишает себя порядочности, навлекает на себя позор и даже может довести себя до тюрьмы. Его преступные деяния, вне сомнения, причиняют им горе, печаль, унижение и позор.

18. Обременение родителей. Как в случае с тем, кто не погашает свои долги либо грубо управляет автомобилем, либо плохо ведёт себя в школе или университете, из-за чего беспокоят его родителей.

19. Длительное отсутствие дома. Этот поступок заставляет родителей тревожиться и бояться за своего ребёнка. К тому же им может понадобиться помощь, и во время его отсутствия они не найдут того, кто бы им помог.

20. Отягощение их многочисленными просьбами. Есть люди, которые нагружают своих родителей множеством требований, даже если родители ограничены в средствах. Можно увидеть, как сын надоедает своим родителям, требуя купить ему машину либо женить его, либо дать новое жильё, либо выпрашивает у них много денег, чтобы проводить время со своими друзьями и сверстниками.

21. Предпочтение жены перед родителями. Некоторые люди в первую очередь слушают своих жён, нежели родителей. Если жена потребует от такого мужа, чтобы он выгнал своих родителей, то он выгонит их, даже если его родителям негде жить. Можно заметить, как некоторые сыновья чрезмерно демонстрируют перед родителями свою любовь к жене и в то же время проявляют грубость к родителям и не соблюдают их права.

22. Отдалённость от них, когда они достигли старости или испытывают нужду. Некоторые дети, став взрослыми и получив профессию, обеспечивающую их достаточным заработком, отчуждаются от своих родителей и занимаются только собой.

23. Отрешение от них, нежелание упоминать их и причислять себя к ним. Это – одна из самых отвратительных форм неуважения к родителям. Некоторые дети, достигнув определённого социального статуса или заняв высокую должность, отрекаются от своих родителей и даже стыдятся того, что их родители, имеющие неприглядный вид, проживают в одном доме с ними. Некоторые, стыдясь своих родителей, не допускают, чтобы их имена упоминали на свадьбах и мероприятиях. Поступая так, человек, несомненно, доказывает свою низость, глупость, ничтожность и бессердечие.
Великодушная и уважающая себя личность гордится своими корнями и происхождением. Благородный человек никогда не забывает оказанного ему добра.

Читайте так же:
Надо ли общаться с бывшим любовником. Как вернуть любовника — психология отношений. Примирение со всеми вытекающими

24. Битьё родителей. Такое деяние может совершить только скверный и бессердечный человек, лишённый чувства милости и стыда. Нет в нём ни приличия, ни собственного достоинства, ни доблести.

25. Помещение родителей в приюты для престарелых. Данный поступок – это предел отвратительности и подлости. Он настолько ужасен, что тело покрывается мурашками и встают дыбом волосы. Кто совершил это преступление, в том нет вообще никакого блага.

26. Прекращение отношений с родителями, из-за того что они совершают грехи, а также непроявление добра к ним из-за этого и неувещевание их. Это – ошибка и абсурд. Уважение к родителям обязательно, даже если они являются неверующими, не говоря уже о том, если они мусульмане и просто допускают некоторые грехи.

27. Жадность и чрезмерная экономия по отношению к ним. Есть люди, которые скупятся на нужды своих родителей и всячески избегают расходов на них. Случается даже, что родителей постигает нужда, а дети не придают этому значения и ничего не предпринимают.

28. Попрекание родителей своими благодеяниями. Бывает так, что человек хорошо ведёт себя со своими родителями, однако впоследствии он сам же уничтожает свою добродетель, позволяя себе попрекать своих родителей, напоминая им о своих благодеяниях по отношению к ним.

29. Воровство у родителей. В этом деянии есть два преступления: воровство и неуважение к родителям.

Один из способов воровства – это вероломство по отношению к родителям. Как, например, когда кто-то берёт взаймы у своих родителей и при этом заранее не собирается возвращать долг.

30. Стенание и выражение своих страданий в их присутствии. Это одна из самых скрытых форм неуважения к родителям. Родители, особенно мать, испытывают тревогу из-за неприятностей своего ребёнка, ощущают его боль, а возможно, даже сильнее, чем он сам.

31. Эмиграция вдаль от родителей без их разрешения и без крайней необходимости.

Некоторые сыновья не осознают последствий проживания вдали от родителей. Они стремятся покинуть страну и отдалиться от родителей без их разрешения и без надобности. Могут, например, уехать в другой город, чтобы получить образование, тогда как такое же образование можно получить в том городе, где живут его родители. Кто-то вообще уезжает без причины. Они не понимают, что из-за их отдалённости сердца родителей наполняются скорбью и тоской. А ведь может случиться, что кто-то из его родителей умрёт в то время, когда он самовольно находится вдали от них. В этом случае ему не удастся исполнить свой долг по отношению к родителям. Вместе с тем нет ничего дурного в том, чтобы отправиться в далёкую поездку, если на то имеется необходимость и разрешение родителей.

32. Желание их скорейшей смерти. Некоторые дети мечтают, чтобы их родители поскорее умерли, дабы получить их наследство, если родители богаты, или для того чтобы избавиться от них, если они бедны и больны, либо же чтобы спастись от их контроля и надзора и иметь возможность продолжать жить в грехе и невежестве.

Да поможет нам Аллах избежать всего перечисленного и быть благодарными своим родителям.

(Статья подготовлена на основе работы шейха Мухаммада аль-Хамада.)

Протоиерей Владислав Свешников: Отдавать родителей в Дом престарелых — безнравственно

Громкое дело о катастрофической ситуации в доме престарелых в Ямме напомнила о состоянии всех российских домов престарелых. Сегодня дом престарелых — это не просто вопрос нежелания детей жить с родителями или отсутствия у пожилого человека жить самостоятельно — это вопрос о жизни и существовании, о болезни и смерти.

Известный московский священник автор труда «Основы христианской этики» протоиерей Владислав Свешников убежден, что отдавать пожилых родственников в дома престарелых для христианина неприемлемо:

sveshnikov

«Я считаю безнравственным решение детей отдавать родителей в Дома престарелых, какими бы причинами они ни было вызвано. Потому что это противоречит христианским нравственным принципам самоотвержения, готовности послужить людям в целом и ближнему в частности. В этом заключается эгоизм и, может быть, даже эгоцентризм.

Кроме того, у нас, в России, исторически сложилось негативное отношения к самой мысли сдавать родителей в Дома престарелых, потому что семейственность была всегда намного развитее в русском мире, в русском сознании, в русском менталитете, чем на Западе. И слава Богу, так как в ней, кроме особенностей национального характера, проявляется и верное нравственное чувство. На Западе же, соответственно, проявляется неверное нравственное чувство и вполне законченный индивидуализм.

С другой стороны, я считаю безусловно полезными богадельни, устраиваемые при храмах. Особенно, учитывая, то количество одиноких стариков, не имеющих ни сил, ни возможности ухаживать за собой. И, если у прихода есть помещения, приспособленные для этого и достаточное количество людей, способных ухаживать за пожилыми людьми – это прекрасно».

Редакция сайта готовит материал о западных домах престарелых. В России сегодня начинают возрождаться богадельни — приюты для престарелых при храмах и монастырях. много лет в Москве работает богадельня им. цесаревича Алексия, что при храме Всех святых в Красном селе. Проживают в богадельне пожилые монахини, одинокие женщины. Ежедневно за ними ухаживают внимательные сестры, дежурит и старшая медицинская сестра, поскольку многие из насельниц часто нуждаются в медицинской помощи. Насельницы богадельни имеют возможность молиться на богослужениях в домовом храме и в храме Всех Святых, куда немощным помогают дойти дежурные сестры. А тех, кому совсем тяжело ходить, регулярно причащают в кельях священники храма Всех Святых. Предлагаем вниманию читателей материал журнала «Нескучный сад» об этой богадельне:

В Красном селе

Дом
Здесь целый город из красного камня. Две высокие пятиэтажки, детская площадка и храм окружены забором. В одном из домов меня останавливает охранник и, убедившись, что о моем приходе предупреждены, пропускает наверх.

Первое, что меня поразило, — коридор. В нем не отдает казенщиной. Хотя те же стены, что и в государственных учреждениях, — крашенные простой светлой краской. Ровно лежит линолеум. С потолка не сыплется побелка. Все аккуратно и чисто — как в офисах или частных домах.

В богадельне имени цесаревича Алексия меня встретили сестры, которые в тот день ухаживали за бабушками. Они налили мне чаю и попросили подождать, то и дело убегая к подопечным.

В это время в домовой церкви на втором этаже служил протоиерей Артемий Владимиров, настоятель красносельского храма Всех Святых, при котором существует богадельня. После службы настоятель вышел на улицу и совершил панихиду возле деревянных крестов над могилами умерших насельников. Иеромонах Алексий, монахиня Аполлинария и монахиня Серафима закончили свой век в богадельне (матушка Серафима благополучно дожила до 100 лет). «Теперь у богадельни есть свои молитвенники на небе», — сказал батюшка, когда мы беседовали после панихиды.

«Очень интересная судьба была у нашей матушки Серафимы, — рассказывает о. Артемий. — С юных лет загоревшись желанием посвятить себя Богу, она отвергла предложения почти 20 женихов и сохранила девство. Благородного происхождения, она добилась немалого в миру. Живя в тяжелые сталинские годы, была профессором медицины, занималась издательством медицинских книжек. Лишившись зрения, она сохранила удивительный пример работоспособности, ясности ума. Ежегодно издавала церковный календарь для чтения, воспоминания. Обладала даром собирать вокруг себя людей и, шагая по жизни, никогда их не теряла. Это значит, что у нее почти не было самолюбия, рассматривающего всех и вся через призму своего я».

Читайте так же:
Связь с женатым мужчиной по эзотерике. Зачем нужны женщинам отношения с женатыми мужчинами? Отношения с женатым мужчиной

Начало
До революции на территории храма уже была богадельня. Я спросила у о. Артемия, как богадельня опять появилась в наши дни.

— История нашей богадельни началась с замысла, чтобы под единым куполом спасались и стар и млад, — говорит батюшка. — Чтобы стало возможным согреть эту старость, утешить, упокоить эти седины. Воплощению нашего замысла способствовало то обстоятельство, что на территории храма было два пустующих здания.

В одном из них шесть лет назад и появилась богадельня. В отличие от огромных госучреждений подобного типа она была рассчитана всего на 40 человек. Здесь должны были жить престарелые монахини. Сейчас в богадельне 15 человек, не только монахини, но и просто верующие. После того как умер иеромонах Алексий, здесь живут только женщины. Все — преклонного возраста, всем за шестьдесят. Самой пожилой — монахине Анании — уже за девяносто.

Насельницы
Мне предложили посмотреть комнаты насельниц. Сестра, сопровождающая меня, получив разрешение хозяйки комнаты, зашла вместе со мной. Матушка Матрона не встает с постели. В прошлом она прихожанка подмосковного храма, а после — Богоявленского собора. Сейчас перешла на жительство сюда. Она смотрела на нас удивительно чистыми глазами и отвечала на мои вопросы. Говорила тихо, диктофон даже не уловил ее голоса. Здесь за ней хорошо ухаживают, и она благодарна сестрам за все. (Хотя мне кажется, что человек с таким глазами был бы благодарен даже раздраженным работникам огромного дома престарелых.)

В следующей комнате — другая пожилая женщина. Месяц назад она переехала сюда из дома престарелых. О жизни «в том пансионате» ей вспоминать не хотелось. Сюда ее перевезла знакомая, которая навещала ее там и, видя расположение ее духа, не успокоилась, пока не перевезла в красносельскую богадельню.
alt=»Фото: nsad.ru» width=»128″ height=»200″ />
Здесь не живут, как в пансионате, по несколько человек в комнате. У каждого — своя, с отдельным туалетом и душем. И комнаты — все разные: многие хозяйки захотели перевезти сюда вещи и мебель из своих прежних домов. Вместе все собираются на службах и на праздниках в домовом храме.

Некоторые из обитательниц завещают свое жилье богадельне, если на него не претендуют их родственники. Богадельня не имеет государственных дотаций, и нужно на что-то ее содержать.

Если же кому-то не понравится жить здесь, то можно, затребовав свое, уйти. Но таких случаев не было — за насельницами заботливо ухаживают.

Устав
В богадельне есть устав, в котором четко расписано, кто может здесь жить. Создавалась богадельня главным образом для престарелых монашествующих, преимущественно москвичей. Но бывают и исключения. Вообще же насельники принимаются по благословению настоятеля.

— Как попасть в вашу богадельню? — спросила я у о. Артемия.

— Доползти, добрести до нее, или быть принесенным. Помните, как расслабленного принесли?

Сейчас в истории богадельни имени цесаревича Алексия — новый этап. Заканчивается период ее лицензирования. Главной сложностью для администрации было добиться права прописки для тех, кто здесь селится. Поэтому недавно произошла перерегистрация богадельни. Отныне она будет иметь другое название — дом-интернат для престарелых «Богадельня цесаревича Алексия». Это связано с тем, что в законе о социальном обслуживании нет такого слова — «богадельня», и зарегистрировать такое заведение никто не мог.

Слово «богадельня» — не государственное. И богадельня имени цесаревича Алексия — учреждение не государственное. Никто не сможет навязать инструкции сверху. Поэтому и уклад жизни в ней — не казенный.

Каждый день за насельницами ухаживают две медсестры и старшая медицинская сестра. Иногда приходят врачи из районной больницы, к которой прикреплена богадельня. Сестры исполняют все, что бабушкам предписали врачи.

Все старушки здесь — немощные, и ухаживать за ними нужно, как за малыми детьми. Но в то же время, говорят сестры, они — особенные, прежде всего потому, что все — верующие и причащаются. Сильные духом, хотя и весьма почтенного возраста. И своими немощами стараются не досаждать.

— А заботы здесь, — говорят сестры, — как дома, с родными бабушками. Покормить, помыть, погулять с ними, поговорить. Так что это — и не забота, мы в это время многому у них учимся. Проблемы? Заболел кто — вот у нас и проблемы.

Как вести себя с пожилыми родителями-одиночками и нужно ли их забирать к себе? Мнение психолога

Отношения взрослых детей со своими родителями — это тема, в которой всегда очень много самых разных эмоций. И они обостряются, когда состав семьи меняется из-за смерти одного из ее членов. Особенно тяжела ситуация, когда старшее поколение живет далеко от детей, обосновавшихся в городе. Если мать или бабушка остается одна после смерти супруга, как себя с ними вести и чем помочь? Найти ответ на этот вопрос бывает очень непросто. Но это попробует сделать психолог Надежда Гришина.

Первое, что нужно понимать современному человеку, если он стремится поддерживать нормальные отношения с пожилыми родителями, — это наличие так называемого «разрыва поколений».

Скажем, даже за последние 30 лет наше общество и устройство его жизни очень поменялись. Мы не замечаем этого и привыкаем быстро, но ни мобильных телефонов, ни банковских карточек, ни суши, ни «Макдональдсов» даже в 90-х у нас еще не было, а теперь это норма жизни.

С развитием информационных технологий меняется мышление людей, их восприятие того, что возможно, что правильно, что приемлемо. Раньше жизнь менялась менее быстро. И сегодня, как никогда, мир, в котором жили пожилые люди, отличается от того мира, в котором живут их дети и внуки.

Фото: media.metrolatam.com

Второе: нужно найти для себя ответ на вопрос, что должен ребенок своему родителю.

У каждого будет своя версия. Ведь родитель дал самое ценное, что у нас есть, — жизнь. Религия призывает прощать и почитать своих родителей. Да и общепринятая позиция по этому поводу такова: независимо от того, сколько вложили родители в своего ребёнка, человек должен всегда испытывать к ним только положительные чувства — благодарность, уважение, любовь. Если же есть еще и негативные чувства, о них принято умалчивать и отпускать их как неуместные и неправильные. Но при этом само понятие сыновьего или дочернего долга — это ведь не про чувства, а про действия.

Предлагаю своеобразный тест. Выберите для себя вариант, наиболее созвучный вашему мнению

  • Ребенок должен делать своего родителя счастливым и гордым, помогать ему во всем, заботиться о его здоровье и как можно меньше расстраивать, ведь родитель так много сделал и дал в свое время

С точки зрения психологии такой ответ отражает ситуацию, когда человек остался в инфантильном состоянии сознания. Не произошло его психологического взросления и отделения от родительской системы. Однако это очень распространенная позиция, которую обычно сами же родители активно и пропагандируют.

Это вариант, когда смысл и цель жизни ребенка состоит не в том, чтобы он раскрыл свой потенциал, реализовал себя, создал что-то новое и прекрасное в этом мире, а в том, чтобы отдать свою энергию и силу на улучшение качества жизни родителя.

Читайте так же:
Мужчины в подчинении у женщин. Пять женских ошибок в отношениях: подчинение мужчине. Что допустимо, а что – нет

Фото: pixabay.com

Родитель мыслит приблизительно так: я тебя породил, воспитал, — и поэтому твоя жизнь принадлежит мне. Однако более духовная точка зрения состоит в том, что родитель дает не саму жизнь, а тело, а также обеспечивает материальные и социальные блага. Если человек еще не постиг себя, не услышал самого себя, не увидел в самом себе ценность и божественную искру, то он находит смысл своей жизни через удовлетворение потребностей других людей — например родителей. Это состояние созависимости.

  • У родителя своя жизнь, у выросшего ребенка — своя. Я уважаю своих родителей и благодарен им, но считаю, что сначала нужно заботиться о своей семье и карьере. Я готов вложить в них 10−15% своего времени, сил или финансов, но больше, к сожалению, не смогу.

Этот вариант с точки зрения психологии будет достаточно жизнеспособным. Все то, что вложили родители в детей, дети должны не вернуть обратно родителям, а отдать в виде заботы и любви своим детям. Если ребенок считает благосостояние родителя своим долгом и вкладывает свои финансы и время в проекты родителя — строит дачу, делает ремонт, вывозит на отдых — обычно у этого взрослого ребенка есть проблемы с построением собственной семьи, с самооценкой и с противоположным полом.

Для того чтобы направить свою энергию на собственное развитие, нужно провести границу между своей личностью и личностями матери и отца, а затем отдать каждому из трех ответственность за собственное счастье, качество жизни, качество отношений и здоровья. Потому что все эти аспекты отражают уровень зрелости, силы и развитости психики каждого человека.

Фото: unsplash.com

И ребенок не несет ответственности за качество жизни родителя, даже если он регулярно слышит фразы типа «ты меня в гроб загонишь», и родитель регулярно пьет валерьянку и хватается за сердце. Ребенок может помочь: подбросить денег, научить пользоваться планшетом, подсобить собрать картошку в сезон, приехать навестить в больницу. Однако помочь тому, кто стоит на собственных ногах, — это все-таки не то же самое, что взять ответственность за родителя и взвалить его на собственные плечи.

  • Родители дали мне жизнь. Хорошо. Все, что я им должен, — это достойно похоронить их в свое время. Ну а пока — может быть, с Новым годом поздравить.

Этот вариант может показаться циничным, но в некоторых религиях вполне уместен: если долг родителя — привести ребенка в этот мир, то долг ребенка — сопроводить уход родителя из этого мира. Все, что выше этого, — это проявления щедрости и доброй воли, но никак не долг.

Эта точка зрения встречается обычно в самых тяжелых случаях, когда ребенок переживал насилие, жестокость, боль, когда трудно найти какой-то смысл в жизни, полной лишений.

Однако эта позиция также очень полезна тем, что противоречит образу «идеального родителя», пропагандируемого современной психологией. Сейчас доступно так много знаний по воспитанию детей, что можно подумать, будто долг каждого родителя — в том, чтобы быть совершенным. Такая позиция культивирует в сознании ребенка обиду на то, что родители чего-то недодали, недостаточно хорошо заботились.

Но эта энергия должна быть направлена на поиск ресурсов в окружающем мире, чтобы добрать и дополучить из него то, чего не хватило в свое время от родителей.

И когда в жизненном цикле семейной системы наступает стадия заботы о пожилых людях, обратите внимание на эти аспекты.

Отдайте родителю ответственность за его ситуацию

Очень важно увидеть своего родителя как отдельную личность и понять, что он проходит в этом мире свой собственный уникальный путь, цель которого — создать для себя самого благополучную жизнь, взяв за неё ответственность.

И так же, как ответственность за качество своей жизни несет сам человек, независимо от того, что сделали или не сделали с ним родители, точно так же и родитель сам несет ответственность за качество своей жизни, независимо от того, что сделал или не сделал для него ребенок.

Фото: pixabay.com

Способность решать проблемы, находить ресурсы, создавать для себя самого хорошее здоровье, качественное общение, материальное благополучие — она есть у родителя, как и любого другого человека. Просто она может быть активирована в большей или меньшей степени. И если родитель делает выбор не следить за здоровьем, не делать в течение жизни карьеру, не планировать свою старость, то он в итоге пожинает плоды не равнодушия своих детей, а плоды собственных выборов, решений — или же бездействия.

Эта точка зрения снимает чувство жалости, чувство вины, оставляет ребенку право ставить собственную жизнь и семью на первое место для себя.

Примите факт смертности и старости как часть устройства жизни

То, что мы, люди, умираем — не случайно, и в этом есть великий смысл. Именно смертность и конечность жизненного пути человека подталкивает его развиваться, стремиться успеть реализовать свой потенциал, спешить воплотить мечты и планы.

У Германа Гессе есть рассказ, где описывается фантастическая раса бессмертных людей, которые погрязли в лени, бездействии и зависимостях, потому что время их жизни не ограничено, им совершенно незачем напрягаться, ведь все еще успеется потом, когда-нибудь.

Понимание той роли, которую играет смерть в устройстве жизни, позволяет принять смерть не только как повод для скорби, а как силу, которой мы многим обязаны.

И поэтому, когда этот процесс начинает происходить с близким человеком, сталкивая нас с собственной смертностью и неумолимым течением жизни, единственный вариант, позволяющий сохранить психологическую устойчивость, — это отпустить прошлое и принять неизбежное. Энергия должна тратиться не на сопротивление или отрицание того, что происходит, а на спокойное обслуживание нужд старого человека, которому действительно нужна помощь.

Изображение: northeasternhospital.com.au

Не позволяйте развиваться паразитизму и не допускайте нарушения собственных границ

Очень часто, когда взрослые дети ухаживают за своими престарелыми родителями, развивается синдром под названием «умри вместо меня». Это такая ситуация, когда человек просто из кожи вон лезет, чтобы обеспечить своему родителю достойную старость, а сам родитель принимает позицию капризного, несчастного и недовольного больного, которая ему прощается, поскольку «ну старый человек, ничего не понимает уже, что с него возьмешь». Так вот: это скорее проявление невроза, нежели благородное исполнение долга перед любимым родителем.

В этой ситуации нужно очень точное и четкое понимание границ своей личности, а также границ своей семьи. Люди советских и постсоветских времен обычно плохо понимают идею жизни для себя и удовлетворения собственных потребностей. У них есть выработанная десятилетиями привычка направлять свое внимание на нужды, желания и потребности других людей, на социальные достижения, заглушая и игнорируя при этом свои желания.

При потере супруга именно этот фактор становится самым тяжелым. Человек привык заботиться о ком-то, а его больше нет. И тогда непонятно — а как дальше жить-то?

Основные проблемы, с которыми обращаются в такой ситуации к психологу, это попытки пожилого родителя — обычно овдовевшей матери — управлять семейной жизнью детей, давать множество непрошенных советов по воспитанию, питанию, отношениям.

Попытки семьи отстоять свою автономию встречаются жесткими обидами и обвинениями со стороны пожилой матери, которая настаивает на том, чтобы ее мнение учитывали. Либо же начинается шантаж: мать демонстративно отказывается разговаривать, поднимать телефон, отвечать на вопросы о здоровье.

Читайте так же:
Для чего создается семья? Презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему: Семья и семейные отношения

Это происходит от неумения наполнить содержанием свою опустевшую жизнь. В этой сложной ситуации нужно завершать процесс взросления и психологического отделения взрослого ребенка, несмотря на страх быть плохим для своей мамы. Нужно присвоить себе право жить свою жизнь согласно собственным взглядам и предпочтениям.

Фото: Reuters

Ориентируйтесь на внутренний комфорт пожилого человека, а не на внешние показатели

Когда пожилой родитель, живущий в сельской местности, остается без партнера, возникает много проблем. Одиночество, самостоятельное ведение быта, которое может быть уже не под силу.

Потребность в заботе детей повышается, но, как правило, пожилой человек хочет сохранять автономию и контроль над своей жизнью так долго, как это позволяет здоровье.

Очень часто городской пожилой родитель практически переселяется на дачу и находит для себя новый жизненный проект в заботе об усадьбе. В принципе, контакт с землей и природой — это очень важно, это серьезная мотивация к жизни. Кроме того, в дачных или деревенских сообществах можно найти компанию с теми же интересами, чтобы не чувствовать себя одиноко.

Поэтому если пожилой человек привязан к своему куску земли, идеальным вариантом будет не отрывать его от нее, а помочь организовать на месте какие-то дополнительные источники заботы, помощи.

Например, найти человека в той же деревне или поблизости, который бы навещал, присматривал, давал лекарства, намного лучше, чем вывозить пожилого человека в чуждую ему городскую среду, где он может начать чувствовать себя потерянным, ненужным, ощущать, что никак не влияет на организацию своей жизни.

Это может ускорить конец жизни пожилого человека вместо того, чтобы продлить ее. Важно выслушивать пожелания, оценивать уровень автономности личности. Если он высок, желательно помочь пожилому человеку сохранить чувство контроля и инициативы как можно дольше.

Тем не менее важно отследить момент, когда жизненные силы постепенно затухают и появляется реальная необходимость переменить место жительства или перевезти родителя ближе к себе. Возможно появление симптомов болезни Альцгеймера, когда пожилой человек может пойти за покупками и потерять ориентацию, может забыть выключить газ или закрыть дверь. В этом случае нужно срочно принимать меры и обращаться за помощью в медицинские учреждения. Каждая ситуация и каждая семья уникальна, но главное — учитывайте не только материальный, медицинский, финансовый аспекты, но и психологическое состояние и зрелость пожилого человека при подборе среды, где он сможет достойно провести старость.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

ДЕЯНИЯ, НЕДОПУСТИМЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОДИТЕЛЯМ

ДЕЯНИЯ, НЕДОПУСТИМЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОДИТЕЛЯМ

Неуважение к родителям – это отвратительное, злополучное деяние. Оно недопустимо для сознательных, богобоязненных, благочестивых людей, следующих путём истины.

Никто так не отдалён от блага, как тот, кто проявляет непочтительность к родителям. Он ближе всех к наказанию. Зло постигает его раньше, чем кого бы то ни было.

Неуважение к родителям может выражаться в различных формах и поступках. Ниже описаны самые частые и распространённые деяния, каждое из которых является преступлением по отношению к родителям.

1. Доведение родителей до слез и печали своими словами, поступками, либо иным способом

2. Прикрикивание на них

То есть обращение к ним с повышенным голосом, либо с употреблением грубых слов. Всевышний сказал: «Не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (Коран, 17: 23).

3. Выражение своей раздраженности и отвращения из-за них

Аллах (всемогущ Он и велик!) приказал нам сторониться этого деяния. Многие люди, получив от родителей поручение, прежде чем выполнить его, произносят выражающие досаду возгласы, наподобие “эх” и “ох”.
Всевышний сказал: «и не говори им: “Уф!”» (Коран, 17: 23).

4. Нахмуренность и угрюмость в их присутствии

Некоторых людей можно увидеть радостными и улыбающимися, когда они присутствуют в общественной месте. Там они демонстрируют хороший нрав, употребляют самые приятные слова и рассказывают самые красивые истории. Однако, приходя домой и садясь рядом с родителями, они превращаются в сердитых львов, ни на что не обращают внимания. Их состояние меняется: пропадает их мягкость и снисходительность, а на смену приходят суровость, черствость и грубость.

Следующий стих хорошо подходит для описания такого человека:

Из людей тот, кто связан с дальним
Но несчастен от него самый близкий.

5. Недоброжелательный взгляд в их сторону

Посмотрев на родителей с пренебрежением либо задрав голову, человек совершает грех. Му’авия ибн Исхак сказал: «Не проявил уважение к родителю тот, кто посмотрел на него искоса».

6. Командование родителями

Пример тому: когда некто велит своей матери подмести дом, либо постирать одежду, либо приготовить еду. Особенно неприемлемо допускать подобное в отношении старой, либо слабой, либо больной матери.

Если же мать выполняет все эти дела добровольно, если ей самой нравится этим заниматься и при этом она обладает энергичностью и не подвержена слабости, то тогда в этом не будет ничего плохого. Однако обязательно нужно благодарить её и молиться за неё.

7. Неудовлетворённость едой, которую приготовила мать

Допуская подобное, человек совершает два греха. Первый грех – это порицание пищи, что не дозволено. Посланник (мир ему и благословение Аллаха!) никогда не критиковал еду. Если еда ему нравилась, он ел, не нравилась – не ел. Второй грех – это неприличие к матери и огорчение её.

8. Неоказание помощи матери в домашней работе: в уборке дома, приготовлении еды и т.п.

Некоторым сыновьям – да наставит их Аллах! – кажется, что помогая своей матери по дому, они причиняют ущерб своему мужскому достоинству.

Более того, есть и такие дочери, – да исправит их Аллах! – которые могут смотреть, как их мать трудится по дому, и при этом не оказывают ей никакой помощи. Они могут долго разговаривать по телефону со своими подругами, оставив без помощи свою мать, причиняя тем самым ей двойную обиду.

9. Отведение взора от них, когда они говорят

Сюда же относится: невнимание к родителям, перебивание их, отрицание правдивости их слов, оспаривание их слов, грубое возражение им и пререкание.

Такие поступки сильно принижают статус родителей и создают у них впечатление низости их положения.

10. Неприятие их мнения

Некоторые люди не советуются со своими родителями, не спрашивают у них разрешения ни в каких делах, даже когда решают жениться, либо развестись, либо поменять место жительства, либо когда хотят уйти с друзьями в какое-то место и т.п.

11. Вхождение к ним, не спрашивая разрешения

Чрезвычайно неприличный поступок. Может быть, родитель находится в таком состоянии, в каком он не рад, чтобы его кто-то увидел.

12. Создание проблем в их присутствии

Это могут быть скандалы и ссоры с братьями, либо с супругой, либо с детьми, либо с кем-то другим.
Существует категория людей, которым нравится ругать свою семью исключительно в присутствии своих родителей. Такое поведение, вне сомнения, причиняет досаду родителям и разрушает домашний уют.

13. Прилюдное порицание родителей и упоминание их недостатков

Есть люди, которые во всех своих жизненных неудачах видят вину только своих родителей. Они оправдывают самих себя тем, что родители ненадлежащим образом растили их, испортили им жизнь и разрушили их будущее. Эти жалобы они сопровождают всевозможными порицаниями и оскорблениями в адрес своих отцов и матерей.

Читайте так же:
Психология партнеров. Отношения между мужчиной и женщиной

14. Ругань и проклятия в адрес родителей

Даже если человек не оскорбит своих родителей прямо, но совершит нечто такое, из-за чего его родители будут подвергнуты проклятиям и оскорблениям со стороны других людей, то на него всё равно ляжет бремя этого греха. Например: если он оскорбит чьих-то родителей, а их дети в отместку станут поносить его родителей.

Передают со слов ‘Абудуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах!), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Один из тяжких грехов – это поношение своих родителей». Ему сказали: «А разве [возможно такое, чтобы] человек оскорбил своих родителей?». Он ответил: «Да. Когда он ругает отца другого человека, а тот [в ответ] ругает его отца. Либо когда он ругает мать другого, а тот [в ответ] ругает его мать» (аль-Бухари и Муслим).

Забота-о-родителях

15. Хранение в доме дурных и пагубных вещей

Пример тому – те случаи, когда человек приносит в дом такие предметы, которые предназначены для развлечения и порока, что приводит к деградации его личности, а возможно даже и к деградации личностей его братьев и остальных домочадцев.

Нравственное разложение детей и семьи, несомненно, является горем и несчастьем для родителей.

16. Совершение дурных поступков на глазах у родителей

Например: курение в присутствие родителей; слушание музыки; пропуск обязательной молитвы по причине сна; отказ просыпаться, когда они будят; приглашение к себе домой плохих друзей. Всё это – свидетельство упрямого неуважения к родителям.

17. Порочение репутации родителей

Совершая дурные и низкие поступки, которыми человек пачкает свою честь, лишает себя порядочности, навлекает на себя позор, а возможно и приводит себя в тюрьму, он в то же время допускает непочтительность к родителям, ибо его преступные деяния, вне сомнения, причиняют им горе, печаль, унижение и позор.

18. Обременение родителей

Как в случае с тем, кто не погашает свои долги, либо грубо управляет автомашиной, либо плохо ведёт себя в школе, из-за чего беспокоят его родителей.

19. Длительное отсутствие дома

Этот поступок заставляет родителей тревожиться и бояться за своего ребёнка. К тому же им может понадобиться помощь и во время его отсутствия они не найдут того, кто бы им помог.

20. Отягощение их многочисленными просьбами

Есть люди, которые нагружают своих родителей множеством требований, даже если их родители ограничены в средствах. Можно увидеть, как сын надоедает своим родителям, требуя купить ему машину, либо женить его, либо дать новое жильё, либо выпрашивает у них много денег, чтобы проводить время со своими друзьями и сверстниками.

21. Предпочтение жены перед родителями

Некоторые люди в первую очередь слушаются своих жен, нежели родителей. Если жена потребует от такого мужа, чтобы он выгнал своих родителей, то он выгонит их, даже если его родителям негде жить.

Можно заметить, как некоторые сыновья чрезмерно демонстрируют перед родителями свою любовь к жене, и в то же время проявляют грубость к родителям и не соблюдают их права.

22. Отдалённость от них, когда они достигли старости или испытывают нужду

Некоторые дети, став взрослыми и получив профессию, обеспечивающую их достаточным заработком, отчуждаются от своих родителей и занимаются только собой.

23. Отрешение от них, нежелание упоминать их и причислять себя к ним

Это – одна из самых отвратительных форм неуважения к родителям. Некоторые дети, достигнув определённого социального статуса или заняв высокую должность, отрекаются от своих родителей и даже стыдятся того, что их родители, имеющие неприглядный вид, проживают в одном доме с ними. А если такого и спросят о них, то он может даже ответить, что это его прислуги.

Некоторые, стыдясь своих родителей, не допускают, чтобы их имена упоминали на свадьбах и мероприятиях. Поступая так, человек, несомненно, доказывает свою низость, глупость, ничтожность и бессердечие.
Великодушная и уважающая себя личность гордится своими корнями и происхождением. Благородный человек никогда не забывает оказанного ему добра.

Великодушные, обретя достаток, помнят
Тех, кто вырастил их в суровом жилище.

24. Битьё родителей

Такое деяние может совершить только скверный и бессердечный человек, лишенный чувства милости и стыда. Нет в нём ни приличия, не собственного достоинства, ни доблести.

25. Помещение родителей в приюты для престарелых

Данный поступок – это предел отвратительности и подлости. Он настолько ужасен, что тело покрывается мурашками и встают дыбом волосы. Кто совершил это преступление, в том нет вообще никакого блага.

26. Прекращение отношений с родителями, по причине того, что они совершают грехи, а также не проявление добра к ним из-за этого и не увещевание их

Это – ошибка и абсурд. Уважение к родителям обязательно, даже если они являются неверующими, не говоря уже о том, если они мусульмане и просто допускают некоторые грехи.

27. Жадность и чрезмерная экономия по отношению к ним

Есть люди, которые скупятся на нужды своих родителей и всячески избегают расходов на них. Случается даже, что родителей постигает нужда, а дети не придают этому значения и ничего не предпринимают.

28. Попрекание родителей своими благодеяниями

Существуют и те, кто хорошо ведёт себя со своими родителями. Однако впоследствии они сами же уничтожают свою добродетель тем, что позволяют себе попрекать своих родителей, напоминая им о своих благодеяниях по отношению к ним.

29. Воровство у родителей

В этом деянии есть два преступления: воровство и неуважение к родителям.

Один из способов воровства – это вероломство по отношению к родителям. Как, например, когда кто-то берёт взаймы у своих родителей и при этом заранее не собирается возвращать долг.

30. Стенание и выражение своих страданий в их присутствии

Это одна из самых скрытых форм неуважения к родителям. Родители, особенно мать, испытывают тревогу из-за неприятностей своего ребёнка, ощущают боль по причине его боли, а возможно даже ощущают на себе его боль сильнее, чем он сам.

31. Эмиграция вдаль от родителей без их разрешения и без крайней необходимости

Некоторые сыновья не осознают последствия проживания вдали от родителей. Они стремятся покинуть страну и отдалиться от родителей без их разрешения и без надобности. Могут, например, уехать в другой город, чтобы получить образование, тогда как такое же образование можно получить в том городе, где живут его родители. Кто-то вообще уезжает без причины.

Они не понимают, что из-за их отдалённости сердца родителей наполняются скорбью и тоской. А ведь может случиться, что кто-то из его родителей умрёт в то время, когда он самовольно находится вдали от них. В этом случае ему не удастся исполнить свой долг по отношению к родителям.

Вместе с тем, нет ничего дурного в том, чтобы отправиться в далёкую поездку, если на то имеется необходимость и разрешение родителей.

32. Желание их скорейшей смерти

Некоторые дети мечтают, чтобы их родители поскорее умерли, дабы получить их наследство, если родители богаты, или для того, чтобы избавиться от них, если они бедны и больны, либо же чтобы спастись от их контроля и надзора и иметь возможность продолжать жить в грехе и невежестве.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию