Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приемные дети и приемные родители. Опека и приемная семья. Как правильно выстроить отношения с ребенком

"Трудный" ребёнок в приёмной семье

Иллюстрация к публикации

В настоящее время растёт число неравнодушных людей, желающих принять в свои семьи на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И большинство из них, если не сказать все, встречаются с различными проявлениями «трудного» поведения. Действительно, у приёмных детей очень часто бывает необычное, а порой и шокирующее поведение, которое ставит в тупик приёмных родителей, педагогов, работающих с этими детьми, и окружающих людей. Родителям трудно принять поведение их ребёнка, если оно социально неприемлемо, отклоняется от тех норм и правил, которые приняты как в обществе в целом, так и в конкретной семье в частности.

Также иногда поведение ребёнка может не особенно беспокоить окружающих, но при этом нести непосредственную опасность для жизни и здоровья самого ребёнка. Специалисты проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершающий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит к моральным нормам, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества. Тем не менее, любое отклоняющееся поведение детей, воспринимается приёмными родителями как «трудное».

«Трудное» поведение детей может проявляться во множестве его форм, например:

  • употребление алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ;
  • сексуально окрашенное поведение, ранние половые связи, нарушение половой идентификации;
  • аутодеструктивное (самоповреждающее) и суицидальное поведение;
  • физическая и вербальная агрессия;
  • самовольные уходы из дома, бродяжничество;
  • пропуски уроков;
  • ложь, манипулирующее поведение;
  • делинквентное, противоправное поведение (кражи, вымогательство, угон автотранспортных средств и др.).

Чтобы понять, что делать, когда ребёнок ведет себя подобным образом, необходимо найти причину такого поведения. При этом необходимо помнить о том, что «трудное» поведение – это сигнал ребёнка взрослому о том, что он, ребёнок, не в состоянии справиться с определенной жизненной ситуацией.

Причины «трудного» поведения:

  • биологические – состояние здоровья, как физического, так и психического;
  • психологические — черты характера, внутренние жизненные установки, направленность личности;
  • социальные — распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме вышеперечисленных факторов, причинами «трудного» поведения, в первую очередь, являются плохое удовлетворение базовых потребностей в младенчестве (в безопасности, любви, принадлежности), нарушение привязанности, нездоровые образцы социализации (отклоняющееся поведение кровных родителей и близкого окружения), слабость саморегуляции (воли).

Многие дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, в прошлом пережили пренебрежение или насилие со стороны кровных родителей. В результате они несут с собой эмоциональный багаж нерешённых проблем. У них искаженный взгляд на мир и на то, как взрослые ведут себя по отношению к детям. Дефицит материнского внимания, душевного тепла, заброшенность и беспризорность детей являются причинами частичного или тотального недоразвития различных психических сфер. Они бывают чрезвычайно сложны в воспитании. Попытки заставить насильно подчиниться требованиям вызывают агрессию, жесткое неприятие. Физическое наказание оказывает на таких детей малый эффект или вообще не действует, т.к. боль от него нельзя сравнить по силе с той, которую они уже испытали.

Как же справиться с «трудным» поведением приемного ребёнка? Как переориентировать такое поведение? Чем помочь семье и ребёнку?

В первую очередь приёмные родители должны помнить, что они не одиноки, специалисты ГКУ КК «Краевой методический центр» (далее – Центр) готовы оказывать услуги по психолого-педагогическому сопровождению семей. Также специалисты управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар (далее – Управление) окажут необходимую помощь замещающим семьям по вопросам воспитания и обучения подопечных. Нужно помнить и о других специалистах, которые могут помочь в коррекции «трудного» поведения приёмного ребёнка: врачи (психиатр, невролог), дефектологи, логопеды, учителя, педагоги дополнительного образования и другие специалисты.

Во-вторых, приёмные родители должны обладать рядом личностных и профессиональных качеств, чтобы успешно справляться с возникающими трудностями. Ведь не зря прежде, чем взять на воспитание в семью ребёнка-сироту, будущие замещающие родители проходят обучение в Школе приёмных родителей, где получают необходимые знания.

Приёмное родительство – это профессия. И как в любой профессии, родитель должен развиваться, повышать квалификацию, получать поддержку от коллег и специалистов. Действующие замещающие родители имеют возможность повысить свою психолого-педагогическую компетентность, пройдя обучение по программе «Успех», которую подготовили специалисты Центра, могут общаться с другими приёмными родителями в рамках заседания Клуба приёмных родителей «Мы вместе», действующего при Управлении, получить поддержку и совет от приёмных родителей «со стажем».

Но ежедневно общаться с ребёнком, прививать ему нормы и правила поведения, принятые в обществе, приходится именно приёмному родителю. Как же выстроить общение, как сделать, чтобы все – и взрослые, и дети – слышали и понимали друг друга? Предлагаем несколько эффективных правил взаимодействия взрослого и ребёнка.

1. Позитивный настрой

Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Чтобы ваше взаимодействие с ребёнком было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой, задайте себе вопрос: «Что я чувствую?». Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие. Спросите себя, чего вы хотите достичь — наказать, отреагировать свой гнев, выразить своё отношение или создать условия для изменения поведения ребёнка? Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также её понятность, доступность, привлекательность для ребёнка.

2. Доверительное взаимодействие

Необходимо потратить немало времени и сил на установление доверительного контакта с ребёнком. Древние мудрецы говорили, что можно перейти только мост, к которому подошел. Контакт между ребёнком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста — нет связи, нет пути от взрослого к ребёнку и наоборот.

При взаимодействии ребёнок ведёт себя в соответствии с законами живой природы. Уровень его открытости прямо связан с ощущением собственной безопасности. Представьте, что вам попался раненый ёж. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки, до тех пор пока ёж не почувствует тепло, покой, безопасность и не развернётся сам. До этого помощь невозможна. Ребёнок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку — это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия — первоочередная задача. Её решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принятия его, заботой о реализации его потребностей.

Читайте так же:
Отношение к гражданскому браку. Защита от манипуляций. Хладнокровие. «Такие отношения более выгодны для мужчины»

3. Выявление причин

Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, мы ничего не добьёмся. Путь же от конца к началу может подсказать направление психологической поддержки.

Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими.

  • Стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребёнок с хорошими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашних заданий. А уж такие способы привлечения внимания, как дёрганье за косички, подножки, просто широко известны.
  • Стремление к самоутверждению. Многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя.
  • Стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.

4. Последовательность во взаимоотношениях

Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям. Например, вы советуете ребёнку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребёнка и наказываете его. В результате дети начинают презирать взрослых. Особенно опасно, если у детей и подростков возникает негативизм: они не хотят слушать никого из взрослых, в особенности употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст. Конечно же, последовательность не означает, что вы должны упорно «стоять на своём» даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции. Вы только выиграете в углублении отношений, если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.

5. Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребёнка

Например, бессмысленно от ребёнка с холерическим темпераментом добиваться плавных движений, равномерных усилий и ровного, спокойного поведения. Однако при этом можно ставить задачу повышения у него произвольности поведения и развития волевого контроля.

Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»).

6. Опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения

Ребёнок, проявляющий «трудное» поведение, подвергается критике со стороны взрослых, на него обрушиваются негативные эмоции, поэтому у него, как правило, отрицательная самооценка: «Я — плохой». Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий.

Важно вместе с ребёнком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных поступков, чувств, мыслей и намерений ребёнка. Нужно помочь ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах, мыслях, найти положительный смысл (например, упрямство может свидетельствовать об упорстве; драка — о стремлении отстоять справедливость; курение — о желании быть взрослым).

7. Поощрение положительных изменений

Традиционно в нашей культуре принято вознаграждать за «высокие успехи» с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Мало кому придет в голову радоваться в связи с получением тройки по русскому языку, но если твердая тройка получена после бесконечных двоек? Тогда надо праздновать!

8. Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы

Важно, чтобы ребёнок не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребёнка, и позволяет достичь значимых целей.

Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций.

Очень важным для детей-сирот является оказание ребёнку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении. Прежде всего, необходимо понять, что это, как правило, ребёнок, в душе которого затаилось чувство «сиротства и отверженности». Ощущение своей беззащитности и «оставленности» формирует в сознании такого ребёнка болезненный «комплекс неполноценности», который требует выработки компенсаторных, защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. Странности в поведении детей вызывают у родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.

В процессе воспитания приёмного ребёнка, наверняка каждая семья столкнется со своим собственным, уникальным случаем. Поэтому важно помнить о том, что мы не можем изменить прошлое, и опыт детей навсегда останется с ними, что характерно и для всех нас. Как взрослые, мы должны осознавать существование данного опыта у ребёнка, и это может помочь нам не только справиться с конфликтами, но и помочь ребёнку стать счастливым и успешным.

Главное, не игнорировать трудности и проблемы, которые появляются в замещающей семье. И если не получается решить проблему самим, вовремя обратиться за помощью.

Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар

Как создать приемную семью

Приемная семья — это один из видов опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (есть еще собственно опека (попечительство) и патронатное воспитание).

Отличие приемной семьи от простой опеки (попечительства) в том, что ребенка берут в семью на возмездной основе. При таком устройстве ребенка в семью между органом опеки и попечительства и приемным родителем (родителями) заключается срочный договор о приемной семье (отношения, возникающие в результате заключения такого договора, регулируются не Трудовым, а Гражданским кодексом). Срок нахождения ребенка в приемной семье определяется договором.

В приемной семье не может быть больше 8 детей, включая родных и усыновленных. При этом братьев и сестер можно взять на воспитание в приемную семью только вместе, за исключением тех случаев, когда раздельное воспитание служит их интересам.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, определяются законодательством субъектов Российской Федерации и обязательно прописываются в договоре.

2. Кто может взять ребенка под опеку?

Приемным родителем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет, желающий взять ребенка на воспитание и соответствующий требованиям к опекунам (попечителям) .

Люди, не состоящие в браке, не могут опекать одного и того же ребенка.

Читайте так же:
Как восстановить отношения с любовницей. Отношения с женатым мужчиной

3. Как найти ребенка?

Если вы еще не знаете, какого ребенка хотите взять под опеку (на попечительство), вам нужно сначала ознакомиться с банком данных о детях-сиротах.

Посмотреть анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, вы можете онлайн. Сейчас в регионах есть территориальные банки данных о детях-сиротах (в Москве это портал usynovi-moskva.ru), кроме того, существует федеральный банк. На электронных ресурсах вы можете ознакомиться с фотографиями детей, кратким описанием их характера, узнать о состоянии их здоровья, а также о том, в каком детском доме они находятся, — таким образом, в дальнейшем вы можете обратиться непосредственно в нужное учреждение.

С просьбой подобрать ребенка вы можете обратиться и сразу в орган опеки и попечительства.

Для получения доступа к полным анкетным данным детей* вам необходимо будет ответить на вопросы анкеты и предоставить документ, удостоверяющий личность, и заключение о возможности быть опекуном или попечителем (либо заключение о возможности быть усыновителем). При заполнении анкеты понадобится страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Когда вы выберете ребенка, вам выдадут направление на его посещение.

С 1 января 2020 года осуществляется учет граждан, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, граждан, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине. Им информация о детях, оставшихся без попечения родителей, не предоставляется.

4. Как проходит встреча с ребенком?

Вы обязаны встретиться с ребенком в присутствии специалиста по охране детства органа опеки и попечительства. Кроме того, вам должны показать все документы ребенка.

Факт ознакомления с его медицинским заключением подтверждается в письменной форме. Вы имеете право также обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка. На медосмотре должен присутствовать сотрудник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

После встречи с ребенком вам необходимо сообщить оператору органа опеки, что вы готовы взять ребенка под опеку (попечительство), затем вам будет выдан акт о назначении вас приемным родителем.

5. Как заключить договор о приемной опеке?

В течение 10 дней после того, как вам выдадут акт о назначении вас приемным родителем, орган опеки и попечительства по будущему месту жительства ребенка должен заключить с вами договор о приемной семье, содержащий сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие). Также в нем должны быть указаны: срок действия договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, размер и периодичность денежного вознаграждения, а также основания и последствия прекращения договора.

 В случае изменения места жительства ребенка этот договор необходимо будет расторгнуть и заключить другой — с органом опеки и попечительства по новому месту жительства ребенка.

6. Будет ли кто-то следить за тем, как воспитывается ребенок?

Да. После того как вы возьмете ребенка на воспитание в приемную семью, органы опеки и попечительства будут проверять, в каких условиях он живет и воспитывается. Проверки включают в себя оценку жилищно-бытовых условий ребенка, его состояния здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить его потребности развития. Плановые проверки проводятся:

  • в течение первого месяца после передачи ребенка в семью — 1 раз;
  • в течение года после передачи ребенка в семью — 1 раз в 3 месяца;
  • в течение последующих лет — 1 раз в 6 месяцев.

Кроме того, если поступят жалобы о неисполнении или ненадлежащем исполнении приемными родителями своих обязанностей, орган опеки и попечительства может провести внеплановую проверку.

Также приемным родителям ежегодно нужно предоставлять в орган опеки и попечительства отчет о расходовании денежных средств, выделяемых на ребенка, и состоянии его имущества.

7. На какие выплаты можно рассчитывать?

Вы можете рассчитывать на следующие виды материальной поддержки:

  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
  • денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью;
  • ежемесячную компенсацию на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает подопечный или дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание;
  • ежемесячную компенсационную выплату отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей.
  • ежемесячное вознаграждение приемным родителям, патронатным воспитателям.

8. Какое наказание грозит за невыполнение обязательств?

Опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели за некачественное исполнение или неисполнение обязанностей по воспитанию детей несут административную (ст. 5. 35 КоАП РФ) и уголовную (ст. 156 УК РФ) ответственность.

Что такое приемная семья?

Приемная семья создается с целью выполнения двух основных функций: родительской и профессиональной. С одной стороны, приемный родитель должен выполнять родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он должен создать необходимые условия для воспитания и развития ребенка, уважать в нем личность. С другой стороны, приемный родитель должен являться профессионалом. Он должен использовать специальные навыки, профессионально выполнять поставленные перед ним задачи по воспитанию ребенка, подготовке его к самостоятельной жизни. Граждане, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, должны обратиться в территориальное управление социальной политики, являющееся органом опеки и попечительства, по месту своего жительства с заявлением о выдаче заключения о возможности быть приемными родителями.

Требования к приемным родителям.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц:

— признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

— лишенных родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

— отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

— имеющих заболевания, при наличии которых взять ребенка на воспитание нельзя.

Учет личных качеств лиц, желающих стать приемными родителями:

Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

Права и обязанности приемных родителей:

Приемные родители, являясь законными представителями ребенка, обязаны его воспитывать, заботиться о здоровье, развитии, создавать условия для получения им образования, готовить к самостоятельной жизни. Ребенок в приемной семье имеет право на поддержание контактов с биологическими родителями, родственниками.

Читайте так же:
Отчим: как наладить отношения с ребенком? Отец — ребенок — отчим.Как строить отношения с «бывшими» и «новыми» родственниками

Приемный родитель обязан ежегодно не позднее 1 февраля текущего года представлять в территориальное управление социальной политики отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имущества подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов). Обязанность приемного родителя о предоставлении отчета предусмотрена статьей 25 Федерального закона от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Территориальные управления социальной политики не менее 2-х раз в год осуществляют контроль условий жизни и воспитания ребенка, переданного в приемную семью. Целью контроля является своевременное предупреждение возникновения возможных проблем в воспитании ребенка, а также оказание медицинской, психологической, юридической, педагогической и других видов поддержки через учреждения социального обслуживания семьи и детей.

Число детей, помещаемых в приемную семью

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Правовые последствия между приемными родителями и детьми

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Помещение в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем

В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.

Дальнейшее устройство ребенка

Ребенок, помещенный в приемную семью, при наличии у него соответствующего статуса и при появлении кандидата, желающего его усыновить, может быть передан усыновителю по решению суда.

Число детей, помещаемых в приемную семью

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Правовые последствия между приемными родителями и детьми

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Помещение в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем

В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.

Дальнейшее устройство ребенка

Ребенок, помещенный в приемную семью, при наличии у него соответствующего статуса и при появлении кандидата, желающего его усыновить, может быть передан усыновителю по решению суда.

Советы будущим приемным родителям: формирование здоровой привязанности в семье

У тех, кто задумался о приеме в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения, есть немало страхов. Один из них — опасение, что дети будут склонны к деструктивному поведению. Это возможно, но проблема решаема. Часто сложности в поведении приемных детей могут объясняться нарушением привязанности. Подробнее об этом явлении и о том, как с ним справиться, рассказывает психолог Центра содействия семейному воспитанию «Радуга» Ольга Гарба.

Что такое нарушение привязанности и почему оно возникает?

Под привязанностью в психологии принято понимать отношения между ребенком и ухаживающим за ним взрослым. Это не всегда родная мама — может быть другой родственник, приемный родитель или даже няня. С самых первых дней жизни к малышу «прикреплен» взрослый, который отвечает за его безопасность и развитие. Если такой контакт не установился, то может возникнуть нарушение привязанности.

Взрослым нравится испытывать чувство привязанности, но они могут прожить и без него. Детям же такая связь необходима. Они не могут полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, так как от этого зависит ощущение безопасности, их восприятие мира и развитие.

Есть три источника формирования привязанности: удовлетворение потребностей ребенка, позитивное взаимодействие и принятие ребенка как своего, одного из нас.

Здоровая привязанность способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, помогает понимать собственные чувства, находить общий язык с другими людьми.

В учреждениях, берущих на себя заботу о детях, работают очень заботливые и внимательные воспитатели, которые стремятся создать все условия для того, чтобы малыши росли психологически устойчивыми. Но сложность в том, что ребенок может попасть в учреждение с уже имеющимися нарушениями привязанности.

В чем опасность нарушения привязанности?

«Такая психологическая особенность имеет свои последствия. Детям, испытавшим травму, часто бывает сложно открываться миру, у них могут отсутствовать сочувствие и эмпатия. Их поведение может транслировать, что у ребенка „нет совести“. Обусловлено это отсутствием фигуры взрослого, который давал бы адекватную реакцию на детские слезы и другие эмоции, а позднее, когда дети начинают осваивать мир, устанавливал бы границы», — считает Ольга Гарба.

К счастью, такие искажения в развитии ребенка поддаются коррекции и, следуя правилам, можно свести их к минимуму.

Правила формирования привязанности у приемного ребенка

«По моим наблюдениям формирование привязанности к приемным родителям занимает от шести месяцев до двух лет — в зависимости от возраста, особенностей ребенка и его жизненного опыта. Ребенку необходимы ваши внимание и время, будьте готовы к терпеливой работе над созданием прочных отношений с сыном или дочкой. Постарайтесь следовать этим правилам, и у вас обязательно все получится», — советует психолог.

  • Не расставайтесь с ребенком больше чем на 4 часа
    Родителям не стоит покидать ребенка на долгое время, особенно в первые несколько месяцев, пока проходит взаимная адаптация. Для формирования привязанности необходимо присутствие родителя, постоянный контакт, поэтому проводите с ребенком как можно больше времени. Если это необходимо, выберете доверенного взрослого, который изредка будет вас подменять.
  • Стремитесь к тактильному и зрительному контакту
    Многие малыши, попавшие в семью из ЦССВ, стремятся к интенсивному телесному контакту: любят посидеть на коленях, просят, чтобы их носили на руках, укачивали. И это очень хорошо, хотя многих родителей такой чрезмерный контакт может настораживать, особенно в ситуации, когда взрослый сам не очень к нему расположен. Со временем интенсивность таких контактов снижается, ребенок как бы «насыщается», восполняя то, что недополучил в раннем детстве.
    Однако дети, которые не стремятся к таким контактам, некоторые даже опасаются их, отстраняясь от взрослого и вздрагивая от прикосновений. Как правило, это следствие негативного опыта, нередко такое поведение вызвано пережитым физическим насилием. В таком случае не стоит слишком давить на ребенка, навязывая ему телесный контакт, но можно предложить игры, направленные на развитие этого контакта. Например, игры с ручками, пальчиками, ножками.
    Старайтесь как можно чаще смотреть ребенку в глаза. Если он отворачивается, привлекайте внимание. Постепенно он научится удерживать зрительный контакт и сам будет его искать.
  • Проявляйте эмпатию, сопереживайте ребенку, учите проявлять чувства
    Обязательно реагируйте на все чувства ребенка. Нарушение привязанности как раз и сформировалось, потому что потребности, страхи и желание быть любимым игнорировались, и теперь ребенок может нуждаться в «получении разрешения» на выражение чувств. Очень часто дети, не имея опыта позитивных отношений со взрослыми, не умеют выражать свои чувства. Например, их опыт говорит им, что, когда злишься, нужно ударить. Этот способ выражения злости не приветствуется в большинстве семей, и детям запрещают вести себя так, но при этом не всегда предлагают другие способы выражения чувств. Ребенку также важно знать, что он вполне может испытывать сильные чувства, связанные со своим прошлым: грусть, гнев, стыд. Важно объяснить ему, что он может сделать с этими эмоциями.
  • Формируйте чувство принадлежности к семье
    Предлагайте ребенку игры и способы взаимодействия, направленные на формирование у него чувства принадлежности к семье. Во время совместных прогулок устраивайте перебежки, чтобы ребенок прыгал, скакал на одной ножке от одного взрослого к другому. Играйте в прятки, когда один из взрослых прячется вместе с ребенком. Постоянно давайте ребенку понять, что он — часть семьи.
Читайте так же:
Насколько безопасен тайм-аут в отношениях? Пауза в отношениях — спасательный круг или начало конца

«Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Следуя этим простым правилам, вы сможете сформировать здоровую привязанность в вашей семье», — уверена Ольга Гарба.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Как взять ребенка под опеку

1 июня 2012 года моя свекровь Светлана взяла к себе домой 6-летнего мальчика из приюта. Она стала его опекуном.

Я узнала у Светланы, как взять ребенка под опеку, что для этого нужно и какие выплаты может получить опекун от государства.

Как Светлана приняла решение

У моей свекрови есть три родных дочери и один сын. Ее дети уже взрослые, и она нечасто с ними видится. С некоторыми из них она встречается всего раз в год.

В 2012 году Светлана осознала, что ее младшая дочь скоро тоже окончит школу и уедет учиться в Сыктывкар. А до него от их села 730 километров.

На тот момент моей свекрови было 50 лет, и она не хотела оставаться с гражданским мужем без детей. Ей казалось, что в большом деревенском доме без них будет пусто и одиноко. Для нее это стало поводом взять под опеку 6-летнего мальчика из приюта. Гражданский муж поддержал ее в этом решении.

Что такое опека

По закону опека — это устройство в семью детей, которые не достигли возраста 14 лет. Опекуны, которых назначили органы опеки и попечительства, считаются законными представителями своих подопечных и действуют от их имени и в их интересах.

Опека — это не усыновление. Они различаются по своей сути, по документам, по форме контроля государством и по размеру выплат.

Усыновление — это принятие ребенка в семью на правах сына или дочери. Оно влечет за собой необратимые правовые последствия. Например, приемный ребенок сразу приравнивается в имущественных правах к родному: после смерти усыновителя приемные дети считаются наследниками первой очереди. У опекаемого ребенка таких прав нет.

Усыновление Светлана не рассматривала, потому что понимала, что отношения с ребенком из приюта могут не сложиться.

Отличия опеки от усыновления

Оформление документов. Для того чтобы взять ребенка под опеку, требуется меньше справок и удостоверений, чем для его усыновления. Для моей свекрови это тоже сыграло важную роль. Она работает специалистом по социальной работе и изначально понимала, что оформить опеку над ребенком легче, чем собрать документы для усыновления.

Форма контроля государством. К опекуну чаще приходят проверки от соцзащиты, чем к усыновителю. У некоторых людей это может вызвать психологический дискомфорт.

Размер выплат. Если человек усыновляет ребенка, ему положена единовременная выплата от государства: 200 тысяч рублей за здорового ребенка и 250 тысяч рублей за ребенка, у которого есть физические отклонения. Эти размеры выплат действуют на территории Республики Коми.

Опекуну не дается таких больших сумм. Он получает выплату в размере 16 759 рублей. Размеры единовременных пособий для опекунов и усыновителей в разных регионах России могут отличаться — они устанавливаются законами каждого конкретного региона.

Школа приемных родителей

Будущий опекун должен подать в органы опеки заявление о том, что он хочет пройти обучение в школе приемных родителей.

Затем необходимо пройти эти курсы и получить документ об их окончании. На учебе будущие приемные родители и опекуны знакомятся с законами в области опеки, а также с размерами выплат и пособий. Специалисты органов опеки психологически готовят людей к чужому ребенку в семье и обсуждают с ними стрессовые ситуации, которые могут возникнуть при воспитании ребенка.

На курсах будущим опекунам выдаются тесты, памятки и информационные листки с советами по воспитанию детей и номерами телефонов доверия — туда опекун может позвонить в экстренных ситуациях.

Органы опеки могут пойти кандидату навстречу и разрешить ему пройти учебу уже после того, как тот возьмет ребенка под опеку. А некоторые опекуны проходят эти курсы по 2—3 раза, чтобы научиться ладить с ребенком.

Документы

Будущему опекуну необходимо подать в отдел опеки по своему месту жительства пакет документов:

  1. Заявление о желании стать опекуном.
  2. Справку с места работы с указанием размера средней зарплаты или справку с места работы супруга или супруги того, кто решил стать опекуном. Можно представить и другой документ, который подтверждает доходы кандидата или его супруга.
  3. Копию свидетельства о браке.
  4. Согласие совершеннолетних членов семьи на принятие ребенка в семью.
  5. Копию свидетельства о прохождении обучения для опекунов.
  6. Автобиографию.
  7. Заключение о результатах медицинского освидетельствования.

Кандидату в опекуны придется проверить, нет ли у него заболеваний, которые могут помешать взять ребенка под опеку. Например, к ним относятся психические расстройства и алкоголизм. Не могут взять ребенка под опеку и инвалиды первой группы.

Все документы должны быть актуальными. Справка с места работы действует в течение года, справка о состоянии здоровья — в течение 6 месяцев.

Светлана считает, что пройти отбор и стать опекуном ей помогло наличие педагогического образования. О нем она сообщила в автобиографии. Там же она написала, что ее гражданский муж много лет был тренером по лыжным гонкам и работал с детьми.

Органы опеки также запросили у Светланы характеристику с работы, хотя в законе этот документ не указан. Светлане не составило большого труда получить все эти справки, выписки и свидетельства. Вместо копий можно принести в органы опеки оригиналы всех документов. Специалисты сделают копии сами.

Читайте так же:
Из за чего парень влюбляется в девушку. Как понять, что мужчина влюбился: анализ отношений. Поведение при разговоре

Документы можно подать через интернет: на сайте госуслуг или на официальном сайте органов опеки и попечительства вашего региона. Еще можно сделать это в ближайшем МФЦ .

В течение 2 рабочих дней с момента подачи заявления и документов органы опеки проверят информацию о месте жительства и наличии у кандидата в опекуны судимости.

Подготовка жилья

Сдав документы в органы опеки, будущий опекун должен подготовить свое жилье к осмотру специалистами. В течение 3 рабочих дней после того, как органы подтвердят сведения, которые предоставил им кандидат, они проверят его жилищные условия и составят специальный акт обследования.

В доме опекуна должно быть чисто, для ребенка необходимо оборудовать уголок и спальное место, а также купить ему игрушки. Во время визита специалисты из органов опеки будут спрашивать об отношениях между членами семьи.

В некоторых случаях сотрудники органов опеки могут и не осматривать дом кандидата, например, если у человека положительная характеристика с работы.

Когда будет готов акт обследования жилищных условий, органы опеки в течение 10 рабочих дней должны вынести решение по кандидату в опекуны.

Если решение положительное, специалисты выдадут заключение о возможности человека быть опекуном — оно действует 2 года.

Выбор ребенка

Получив заключение, будущий опекун должен выбрать ребенка, которого он хочет взять к себе в семью. Для начала нужно определиться с возрастом и полом, а потом познакомиться с ним, чтобы понять, смогут ли опекун и ребенок жить вместе.

Найти ребенка можно в приюте или на специальных сайтах, например: «Дети-сироты» или «Усыновление в России».

Сайт «Усыновление в России» — это проект Минобразования и один из основных ресурсов для поиска ребенка. Там можно выбрать себе сына или дочку определенного возраста. На этом сайте есть поиск по разным регионам.

Еще информацию о детях, которых можно взять в семью, публикуют фонды и новостные сайты. В каждом регионе есть свои информационные источники, где размещаются данные о детях, оставшихся без попечения родителей.

Светлана познакомилась с ребенком в кабинете органа опеки. Мальчик сразу ей понравился. С согласия специалистов опеки, она взяла его к себе на выходные. С тех пор ребенок стал жить вместе со Светланой, она решила никуда его не отдавать.

Светлана сразу заметила, что мальчик часто бывает перевозбужден. Она посчитала, что такое поведение было связано с его тяжелой судьбой. Еще у этого ребенка были психологические травмы и проблемы со здоровьем — плохое зрение. Это не испугало мою свекровь: у нее уже был опыт воспитания трудных детей.

Взяв мальчика из приюта, Светлана понимала, что ей придется возить его в республиканскую больницу и оплачивать расходы на лечение. Но это выбор моей свекрови — в приютах живут и здоровые дети.

Договор с органами опеки

Такой договор заключают при необходимости, если это в интересах подопечного. Опека над ребенком по умолчанию безвозмездна. Опекун получает только детские выплаты — 10 899 рублей, которые он обязан потратить строго на ребенка. Но опекун или кандидат в опекуны может заключить договор с органами опеки о возмездном исполнении всех обязанностей и получать дополнительные денежные выплаты. Для этого нужно написать специальное заявление.

Если подписать такой договор, опекуну будут платить вознаграждение за то, что он воспитывает ребенка. За эти деньги не нужно отчитываться перед государством. Светлана тоже является опекуном по договору.

После сбора всех документов, подачи заявлений и выбора ребенка специалисты органов опеки составляют акт о назначении человека опекуном.

Затраты на опеку

Деятельность опекуна и качество жизни ребенка постоянно контролируют органы опеки и попечительства. Светлана живет в Усть-Цилемском районе и как опекун прикреплена к местному центру социальной защиты. Раз в полгода к ней приходят проверки из органов опеки. Специалисты смотрят на внешний вид подопечного, есть ли у него одежда и обувь по сезону. Также они спрашивают опекуна о том, как ребенок общается со сверстниками, с членами семьи.

Специалисты контролируют и условия, в которых растет ребенок. Чтобы поддерживать условия его жизни на должном уровне, нужны постоянные затраты на обновление ремонта, покупку книг, игрушек.

Ребенок должен жить с опекуном

По закону опекун и ребенок должны жить вместе. Раздельное проживание допускается, но только когда ребенку исполнится 16 лет. Это возможно лишь с согласия соцработников.

Опекуны должны извещать органы опеки о любой перемене места жительства.

Личное пространство. В квартире или доме для ребенка должны быть отдельное спальное место и уголок для игр. В акте проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, который составляется на каждой проверке, есть даже соответствующая строчка.

Если у ребенка не будет обустроенного личного пространства, опекуна обяжут в скором времени его оборудовать.

Чистота и порядок. Дома должно быть чисто: пол и посуда вымыты, пыль протерта.

На момент проверки на кухне должна быть приготовленная еда, а в холодильнике должны лежать запасы продуктов хотя бы на два дня. Некоторые сотрудники соцзащиты даже заглядывают в кастрюли к проверяемым семьям, чтобы узнать, чем кормят ребенка.

Ремонт. Каждый год Светлана делает косметический ремонт в комнате ребенка. Например, она красит пол и окна, клеит обои. На это уходит 2500—3500 рублей в год.

Делать ежегодный ремонт необходимо, потому что органы опеки тщательно следят за тем, чтобы ребенок жил в чистой и отремонтированной комнате. И если в обычных семьях ремонт в комнате можно сделать тогда, когда родители сами этого захотят, в опекунской семье органы опеки будут следить за тем, чтобы он всегда был свежим.

Суммы, которые Светлана тратит на содержание сына, различаются от месяца к месяцу.

Поначалу у мальчика была одежда, которая осталась еще от жизни в родной семье. Это помогло моей свекрови сэкономить в первые месяцы опекунства. Тогда же специалисты органов опеки посоветовали Светлане не покупать сыну дорогие игрушки, потому что он их быстро ломал. Вместо этого они предложили ей приобрести недорогие конструкторы, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук.

Светлана регулярно дарит сыну что-то, что выходит за рамки бюджета. Например, за последний год она купила ему смартфон, новую одежду для школы, а еще куртку и модные кроссовки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию