Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы взаимоотношений в молодой семье. Единственный ребенок в семье. Особенности воспитания

Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Статья посвящена актуальной проблеме современного семейного воспитания , трудностям, неизбежно встающим перед родителями на пути воспитания единственного ребенка . В большинстве семей единственный ребенок растет с чувством сильной защищенности и опеки в кругу семьи. Он знает, что родители живут ради него и любят только его одного. Как сделать, чтобы особые привилегии единственных детей не сослужили им плохую службу в дальнейшей взрослой жизни? Все это зависит от отношения родителей к единственному ребенку и их поведения.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Джиоева Г.Х.

PARENTING THE ONLY CHILD IN THE FAMILY: PROBLEMS AND EXPECTATIONS

The article is devoted to the urgent problem of modern family upbringing, the difficulties that inevitably arise in front of parents on the path of raising the only child. In most families, the only child grows with a sense of strong protection and care in the family. They know that parents live for them and their parents love only them. How can we ensure that the special privileges of the only children do not serve them badly in their later adulthood? All this depends on the relationship of parents to the only child and their behavior.

Текст научной работы на тему «Воспитание единственного ребенка в семье: проблемы и ожидания»

УДК 378 ДЖИОЕВА Г.Х.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северо-Осетинекий государственный университет имени K.JI. Хетагурова E-mail: dzhioeva_55@mail.ru

UDC378 DZHIOEVA G.H.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Department of Education and Psychology, North Ossetian State University named K.L. Khetagurov E-mail: dzhioeva_55@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ: ПРОБЛЕМЫ И ОЖИДАНИЯ PARENTING THE ONLY CHILD IN THE FAMILY: PROBLEMS AND EXPECTATIONS

Статья посвящена актуальной проблеме современного семейного воспитания, трудностям, неизбежно встающим перед родителями на пути воспитания единственного ребенка. В большинстве семей единственный ребенок растет с чувством сильной защищенности и опеки в кругу семьи. Он знает, что родители живут ради него и любят только его одного. Как сделать, чтобы особые привилегии единственных детей не сослужили им плохую службу в дальнейшей взрослой жизни? Все это зависит от отношения родителей к единственному ребенку и их поведения.

Ключевые слова: семейное воспитание, воспитание единственного ребенка, воспитательный потенциал семьи, трудности воспитания единственного ребенка.

The article is devoted to the urgent problem of modern family upbringing, the difficulties that inevitably arise in front ofparents on the path of raising the only child. In most families, the only child grows with a sense of strong protection and care in the family. They knmv that parents live for them and their parents love only them. How can we ensure that the special privileges of the only children do not serve them badly in their later adulthood? All this depends on the relationship of parents to the only child and their behavior.

Keywords: family education, the upbringing of the only child, the educational potential of the family, the difficulties of raising the only child.

Несмотря на выгодные позиции России в мировых демографических рейтингах некоторые родители по-прежнему предпочитают иметь только одного ребенка. Многие такую ситуацию объясняют, прежде всего, социально-экономическими проблемами. Другая часть достаточно обеспеченного населения жалуется на недостаток времени для воспитания детей. Отстаивая свою позицию, родители единственного ребенка ссылаются на то, что одного ребенка гораздо легче содержать, больше времени можно посвящать его воспитанию.

Несомненно, в отличие от детей из многодетных семей, единственный ребенок имеет возможность получать больше внимания со стороны родителей, но этот вопрос следует рассматривать и с другой позиции. Как отмечают многие ученые (С.А. Амбалова, М.И. Бекоева, А.Д. Гусова, Т.А. Подольская, С.А. Русс), интеллектуальное развитие единственного ребенка часто опережает развитие ровесников: он раньше других детей начинает говорить, читать, считать, складывать, поскольку родители имеют возможность уделять ему больше внимания и стараются развивать его способности, формировать интерес к окружающему миру. Разумеется, единственный ребенок в семье раньше проходит путь психологического созревания, участвуя в семейных делах взрослых. Но, в то же время, раннее психологическое взросление может стать чрезвычайной нагрузкой для ребенка. Положение становится еще

сложнее, если ребенок живет в неполной семье. По мнению Т.А Куликовой, все свое внимание родитель сосредотачивает на ребенке и фактически отгораживает его от окружающего пространства и, прежде всего, от группы сверстников [6].

Какие проблемы могут ожидать такого ребенка в будущем7 По мнению A.C. Спиваковской, если единственный ребенок — мальчик, то он будет держаться за маму даже будучи взрослым. Свою счастливую семью ему создать будет сложно, так как, по его мнению, ни одна женщина с его мамой не сможет сравниться ни в чем. Если единственный ребенок — девочка, то в подростковом возрасте такая дочь становится настоящей соперницей для матери: чтобы обрести независимость и освободиться от опеки матери, девочка-подросток не может найти другого пути, кроме открытого конфликта в семье [10].

Единственные дети, как отмечают некоторые исследователи (К.Е. Игошев, Г.М. Минковский), не так легко вступают в контакт с незнакомыми людьми и в меньшей степени способны к сочувствию и сопереживанию по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер [5]. Отрицательно сказываются на единственных детях издержки их воспитания. Как правило, пишет С.А. Амбалова, помимо родителей, в семье есть еще и мощная группа взрослой поддержки — бабушки, дедушки и т.п. [1]. Чем больше взрослых, тем больше опеки и взаимоисключающих требований. Это повышает чув-

© Джиоева Г.Х. © Dzhioeva G.H.

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (76), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 — no. 76. 2017

ство собственной значимости ребенка (А. Д. Гусова), заостряет самолюбие |4|.

Известно, что в семье единственный ребенок очень часто вырастает эгоистом, самолюбивым человеком. С первых дней жизни на нем сосредотачиваются внимание и заботы всего семейства, вся любовь мамы, папы, дедушки, бабушки. Но как бы ни старались родители воспитать его самым умным, самым красивым, самым счастливым, — это чаще всего не всегда удается. Наоборот, как бывает часто, единственный и самый драгоценный ребенок вырастает и не таким уж способным, некоммуникативным, здоровым, нетрудолюбивым, а уж любви и заботы от него родители подчас не получают и малой толики. Панически боясь болезней, единственного ребенка охраняют от малейшего дуновения ветерка, чрезмерно закутывают. не дают попрыгать, побегать, не говоря уже об активных занятиях спортом. И в результате ребенок тепличный, не закален, плохо способен сопротивляться инфекциям и другим малоприятным воздействиям.

Читайте так же:
Как расторгать отношения с мужчиной. «Про любовь»: современные разговорные выражения о любви, нелюбви, встречах и расставаниях

Поскольку единственный ребенок больше общается с взрослыми и пытается вести себя с ними на равных, умеет четко выражать свои мысли, раньше «взрослеет». Самооценка у таких детей довольно высокая. Многие исследователи убеждены в том. что единственный ребенок вырастает более эмоционально устойчивым, поскольку не переживает из-за соперничества с братьями и сестрами, не боится того, например, что на его игрушки кто-нибудь посягнет и т.д.. Имея достаточно много потребностей и возможностей благодаря уровню материального благосостояния родителей, он может полностью себя реализовать в определенной области, занять достойное место в коллективе. Но опять-таки существуют и определенные трудности у такого ребенка. При общении. например, с другими детьми он может испытывать определенные неудобства (H.A. Рождественская), труднее вливается в коллектив своих сверстников. Со стороны родителей на него часто возлагаются большие надежды, однако, будучи не в состоянии полностью или частично оправдать эти надежды, он становится подавленным, скованным и неуверенным в себе [8].

Безусловно, родители, воспитывающие единственного ребенка, уделяют ему гораздо больше внимания, чем детям из многодетной семьи. Немногие могут спокойно. без волнения обращаться с первым ребенком так, как занимаются потом последующими детьми. Основной причиной этого, как нам представляется, является отсутствие опыта. Однако существуют и другие причины, объясняющие проблему распространенности в современном обществе такого явления как однодетность. И среди них: родители не в состоянии брать на себя ответственность, которую накладывает на них рождение детей; родители остерегаются того, что рождение второго ребенка отразится на их материальном положении; супружеская пара не хочет отягощать себя воспитанием детей, хотя в этом не все признаются, и для продолжения рода или обеспечения своей старости им достаточно одного ребенка. Воспитывая ребенка в так называемых «тепличных условиях» очень часто родители сами могут препятствовать

его психическому развитию. При этом его балуют, холят, чрезмерно ласкают, ограничивают его общение со сверстниками и т.д. В результате этого он обязательно будет сталкиваться с очень серьезными проблемами и разочарованием, особенно когда окажется за пределами дома и семьи, поскольку и от других людей будет ожидать такого же трепетного внимания и отношения, к которому привык в родительском доме [3]. По такой же причине он излишне требовательно и придирчиво начинает относиться к самому себе, многие мелочи кажутся ему слишком большими и непреодолимыми.

Родителям любого ребенка следует владеть знанием психологии развития ребенка, знать о возрастной периодизации развития детской психики и сознания. В процессе его воспитания добиваться того, чтобы он прошел через все ступеньки естественного, природой заложенного жизненного пути. Ему необходимо создать соответствующие условия для взаимодействия с обществом, с жизнью, которые естественным путем формируются в многодетных семьях [6].

Родители, воспитывающие одного ребенка, живут в напряжении и испытывают необъяснимый страх. Их ребенок является одновременно и первым, и последним, он — их единственная надежда, единственный шанс проявить родительские способности и чувства, поэтому они стремятся выполнить все максимально правильно. Привязанность родителей к единственному ребенку, их озабоченность его завтрашним днем значительно повышаются. Эта чрезмерная близость заставляет и родителей и ребенка неустанно заботиться о том, как доставить друг другу радость. Замечено, что когда один попадает в беду или чем-то сильно огорчен, другой ощущает эмоциональный дискомфорт. При таких отношениях, когда родители стараются любой ценой дать своему ребенку все самое лучшее, ребенок чувствует себя обязанным отвечать ожиданиям матери и отца.

Таким образом, единственный ребенок в семье чаще всего бывает окружен чрезмерным вниманием родителей и других взрослых членов семьи. Однако известно, что такая гиперопека может порождать детские страхи, которые во взрослой жизни переходят в настоящие комплексы. В результате вчерашний ребенок оказывается в жизни недостаточно способным на смелые, решительные действия и поступки, чаще вырастает одиноким, неуверенным в себе человеком.

Родителям всегда надо помнить, что для психического развития ребенка необходимо создавать условия для самостоятельного решения посильных для него жизненные задач, принятия необходимых решений в различных ситуациях. Ребенку не обойтись без так называемых «дворовых приключений», допускающих и разорванной одежды, и пачкания лица и рук и даже уличных «дружеских» драк. Совершенно осознанно родители навязывают ему роль образцового ребенка, не похожего на остальных. Такое отношение к нему несет для ребенка опасность превратиться из избалованного существа в неуверенного в себе, чувствующего себя отчужденным от общества, несамостоятельного человека.

1. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). €. 9-11.

2. Бекоева M.IL, Хуриева ALIO. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 3. С. 127-132.

3. Бурцева К.А. Особенности воспитания единственного ребёнка в семье //Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. №22. С. 214-216.

4. Гусова А.Д. Психологические особенности современной семьи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 (15). С. 206-209.

5. Нгошев К.Е., МинковстшГ.М. Семья, дети, школа. М. 2004. 485 с.

6. Куликова ТА. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М: Академия, 2007. 232 с.

7. Подольская Т.А., Гусова А.Д. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 158-160.

8. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей //Вестник МГУ. Психология. 2012. №2. С. 113-115.

9. Русс С.А. Влияние стилей семейного воспитания на личностное развитие единственных детей //Образование и саморазвитие. 2007. Т. 4. № 6. С. 201-208.

10. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. М.: Академия, 2005. 455 с.

Читайте так же:
Можно ли сохранить отношения на расстоянии. Любовь на расстоянии мотивирует. Когда отношения на расстоянии могут продлиться не один год

1. Ambalova SA. Personality and its involvement in the social world //Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2016. Vol. 5. No. 1 (14). Pp. 9-11."

Единственный ребенок в семье. Особенности воспитания

Единственный ребенок в семье. Особенности воспитания

Определенные трудности неизбежно встают на жизненном пути родителей единственного ребенка. В данной статье мы рассмотрим, каких подводных камней при воспитании единственного ребенка в семье следует ожидать, и какие существуют наиболее эффективные методы обхода этих подводных камней. Да, быть единственным объектом родительской любви и опеки – не самое легкое испытание для ребенка. Ребенок может наслаждаться любовью, он привыкает быть в центре внимания, привыкает к привилегиям. Но важно, чтобы это в дальнейшем не сослужило ему плохую службу. И здесь очень многое будет зависеть, конечно, от родителей.

Содержание Свернуть

Воспитание единственного ребенка в семье

За последние годы значительно возросло количество семей с единственным ребенком. Первого ребенка женщины решаются рожать все позднее, и зачастую препятствием для появления второго малыша становится возраст. В большинстве случаев женщины продолжают заниматься карьерой, а свой материнский долг считают уже исполненным. К тому же, обособленно живущие семьи (а сейчас таких большинство, редко пары остаются жить с родителями) не могут получать поддержку близких. Таким образом, двое детей и более становятся непозволительной роскошью.

Единственный ребенок – не значит одинокий. У него может быть много друзей среди сверстников, даже больше, чем у тех, кто имеет братьев и сестер. Единственный ребенок – не значит избалованный. Часто родители внимательно следят за тем, чтобы не разбаловать ребенка. Единственный ребенок не выпадает из семьи. Такие дети, как правило, принимают активное участие в делах и заботах семьи. Единственный ребенок требователен. Да, ничуть не более требователен, чем каждый нормальный ребенок. Единственный ребенок не вырастет одиночкой! Потому что такие дети особенно ценят дружбу, семейные связи, и трепетно к ним относятся.

Таких детей часто считают избалованными, эгоистичными – это не так. Просто им не приходится делить с братьями и сестрами родительское внимание. Помимо этого, родители могут выделить больше средств на одежду, игрушки, увлечения, путешествия ребенка, да и бабушки с дедушками дарят больше подарков единственному внуку. Невозможность иметь братьев и сестер в качестве друзей, действительно, является минусом, но зато единственный ребенок зачастую хорошо находит сам себе занятия, он более самостоятелен. Проводя много времени со взрослыми, он кажется взрослее своих лет.

малыш, семья, первенец, первый ребенок, единственный ребенок, счастливая семья, любовь к ребенку

Важность общения со сверстниками

По мере взросления ребенка потребность в общении с другими детьми будет выходить у него на первый план. Желание взаимодействовать с ровесниками станет проявляться все более отчетливо, однако от чрезмерной родительской опеки порой избавиться не так-то просто. Это может совпасть с критическим периодом в жизни ребенка, и тогда родители окажутся в замешательстве по поводу резко изменившегося поведения ребенка, в то время как оно будет являться абсолютно нормальным возрастным поведением. Ребенок может стать скрытным, раздражительным, менее охотно идти на контакт с родителями, проводить больше времени с друзьями. Он начинает приглашать в гости друзей, имеющих братьев или сестер – это помогает ребенку приобщаться к духу взаимопомощи и дружбы. Если компания приличная и не оказывает отрицательного влияния на сына или дочь, не препятствуйте таким встречам.

дети, сверстники, друзья, общение ребенка с друзьями

Успехи ребенка

Согласно исследованиям, единственные дети в семье демонстрируют больше успехов, чем ребята из многодетных семей. Они раньше начинают читать, проявляют творческие наклонности, а в юности являются более развитыми и образованными, чем их сверстники, имеющие нескольких братьев и сестер.

Чрезмерная забота

Гиперопека естественна в том случае, когда ваши заботы сосредотачиваются на одном ребенке. Вы не даете ему упасть, когда он только-только начинает делать свои первые шаги, вы приходите на помощь, когда ребенок вступает в конфликт со сверстниками. Но, если вы всегда будете выигрывать его битвы и вмешиваться, то малыш не сможет грамотно и самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. Поэтому, насколько возможно, постарайтесь минимизировать свои вмешательства, а также обращайтесь за советом к другим родителям, у которых несколько детей. Поинтересуйтесь, какие существуют для них границы вмешательства. Это поможет вам нащупать ту самую золотую середину, найти разумный баланс между опекой и гиперопекой, и в дальнейшем его придерживаться.

Ограничение общения с ровесниками

Для вас единственный ребенок может стать центром вселенной, что, скорее всего, повлечет для малыша сложности в его общении со сверстниками. Поэтому для единственного ребенка в семье особенно важна его ранняя социализация. Это учит ребенка разрешать конфликты, делиться с друзьями, что-то делать по очереди. Необходимо, чтобы ваш ребенок достаточно времени проводил в общении с ровесниками – например, на развивающих занятиях, на детских площадках, во дворе. Очень хорошо, если у ребенка есть двоюродные братья и сестры примерно того же возраста. Общение с ними принесет неоценимую пользу для социализации малыша.

братья и сестры, двоюродные братья, брат и сестра играют, дети играют, детская дружба

Завышенные ожидания родителей

Порой родители единственного ребенка ставят перед ним завышенные или даже недостижимые цели, поскольку один ребенок – одна-единственная возможность достичь в вопросах родительства определенных высот. Такие дети отчаянно стремятся всю жизнь порадовать своих родителей, заслужить их одобрение, становятся перфекционистами, забывая о собственных желаниях и стремлениях. Помните, что ваши требования должны соответствовать способностям ребенка. Не следует постоянно твердить ребенку, что он во всем должен быть лучшим. К примеру, если вы замечаете, что ваша дочь любит рисовать, это совсем не означает, что она обязана в будущем стать известной художницей, и не стремитесь сделать из нее таковую. Пусть просто наслаждается процессом.

семья, родители, гиперопека, счастливая семья, единственный ребенок

Родители принимают все решения за кроху

Очень распространенная проблема в семьях с единственным ребенком. Подрастая, ребенок во всем полагается на родителей и боится делать самостоятельные шаги, боится даже думать самостоятельно и принимать собственные решения. Рекомендуется изначально предоставлять ребенку возможность выбора, еще в раннем возрасте. Например, пусть сам решает, какую сказку почитать сегодня вечером. Постарайтесь не забрасывать его советами во время игры – например, когда малыш собирает мозаику (какой кусочек следует выбрать) или когда рисует (какого цвета краска здесь больше подходит).

Ребенок, которого окружают «великаны»

Характер единственного ребенка в семье формируется под непосредственным влиянием и окружением взрослых людей. Психологи называют такого ребенка малышом в «стране великанов». Вы только представьте, каково ему! Сравнить себя с братьями и сестрами нет возможности, у малыша перед глазами всегда лишь могущественные, недосягаемые взрослые люди. Родители уделяют повышенное внимание, всячески поддерживают, но ребенок порой сильно ощущает свое несовершенство и слабость, а в результате может и вовсе разувериться в собственных силах. У единственных детей в семье отмечаются так называемые высокие стандарты исполнения по сравнению со сверстниками, имеющими братьев и сестер. Это означает, что в любом навыке такой ребенок продемонстрирует более высокие результаты, даже если начнет изучать навык позже, чем ровесник, у которого перед глазами есть пример старшего брата или сестры. Но единственный ребенок зачастую получает помощь, и может со временем осознавать себя как постоянно нуждающегося в помощи человека. Чтобы «страна великанов» не оказывала такого негативного влияния на развитие ребенка, оставляйте ему место для инициативы, пусть чаще и больше пробует свои силы, поощряйте попытки ребенка к самостоятельному преодолению препятствий.

Читайте так же:
Каким чаще вырастает единственный ребенок в семье. Единственный ребенок в семье — как этот статус влияет на отношение к жизни

Центр Вселенной

Единственный ребенок окружен постоянной заботой, и постепенно привыкает воспринимать помощь взрослых как само собой разумеющееся, начинает в своей слабости ощущать силу и понемногу он учится искусно манипулировать родителями. Родители такого ребенка проявляют больше чуткости к его внутреннему миру и, таким образом, у них больше возможностей оказывать положительное влияние на развитие личности ребенка. Но привычка использовать для своей выгоды свое положение слабого и ранимого человека может в дальнейшем стать причиной неврозов, постоянной зависимости от окружающих, неспособности самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Чтобы не стать заложниками маленького манипулятора, пресекайте попытки ребенка манипулировать вами, игнорируйте злобу, слезы, истерики, четко определяйте границы дозволенного и правила поведения в семье. А поведение ребенка, говорящее о попытках преодоления своих страхов, старайтесь поощрять.

малыш, ребенок, семья, день рождения ребенка, единственный ребенок

Завышенная самооценка

Вне общения с братьями и сестрами у ребенка может сформироваться неадекватная самооценка. Такой ребенок, окруженный восхищением, заботой и любовью родителей, может считать себя уникальным и ставить себя выше сверстников. На такого ребенка родители, как правило, возлагают большие надежды. Он хорошо учится в школе, на его обучение затрачиваются дополнительные средства (например, привлекаются репетиторы, ребенок посещает различные секции и кружки). Повзрослев, ребенок продолжает получать материальную поддержку. Он стремится быть успешным во всех своих начинаниях, поскольку привыкает с детства быть в центре внимания. Он самоуверен и самолюбив. В обществе сверстников такие дети занимают одну из двух позиций – либо становятся тихонями-одиночками, либо тянут одеяло на себя, стремясь занять в коллективе позицию лидера. В таком случае родители должны помочь ребенку поддерживать свой авторитет в условиях здоровой конкуренции, не опускаясь до сомнительных «подвигов».

Маленький взрослый

Поскольку в детстве единственный ребенок не общается с братьями и сестрами, он может в дальнейшем испытывать определенные трудности в общении со сверстниками, не умея приспосабливаться к другим детям, учитывать их интересы. Зачастую отличается и словарный запас такого ребенка. В его речи присутствуют термины и взрослые выражения, которые непонятны сверстникам, а сам он, в свою очередь, не понимает шутки ровесников. Наедине с собой такой ребенок чувствует себя более уверенно, не стесняется обращаться за помощью при необходимости. Иногда он менее склонен к играм и напоминает маленького взрослого. Речевые навыки у таких детей, как правило, значительно опережают навыки сверстников. Но среди ровесников такие дети мало популярны, что не может в дальнейшем не сказаться на развитии личности. Если ребенок просит сестричку или братика, или даже умоляет завести собаку – все это сигнал об остром недостатке общения с другими детьми. Чаще приглашайте в гости товарищей ребенка, запишите его в кружок или секцию, пусть занимается командными видами спорта.

общение со сверстниками, детский день рождения, дети играют

Правильная организация досуга

Итак, вам необходимо правильно организовать досуг ребенка, чтобы компенсировать то время, которое он проводит в одиночестве.

  1. Ребенок обязательно должен посещать детский сад, игровые площадки, где он будет социализироваться, общаясь с другими детьми.
  2. У ребенка должны быть товарищи по интересам, для этого запишите его в школу рисования, спортивную секцию, курсы иностранного языка и т.д.
  3. Поддерживайте связь с другими членами семьи, пусть ребенок общается с родственниками, особенно полезно общение с двоюродными братьями и сестрами.
  4. Приглашайте других детей в гости, пусть ребенок играет с ними, скорее всего, он также получит ответное приглашение.
  5. Встречайтесь с друзьями, у которых тоже есть дети примерного того же возраста.

Да, существует много причин, по которым родители решают иметь только одного ребенка. Однако такой выбор является ничуть не менее ответственным, чем выбор семей, в которых растут двое детей и более. Сложно ли воспитывать единственного ребенка? Пожалуй, не легче, чем быть единственным ребенком в семье.

Проблемы взаимоотношений в молодой семье. Единственный ребенок в семье. Особенности воспитания

Все чаще в последнее время родители принимают решение рожать и воспитывать только одного ребенка. При этом их, разумеется, мучает совесть, потому что слухи о детях, которые воспитываются одни в семье, ходят самые разные и далеко не все они приятные. Как уже говорилось ранее, считается, что такие дети эгоистичны, избалованы и страдают от проблем преждевременного развития. Но, ведь не только у родителей единственного сына или дочери наблюдается склонность к тому, чтобы без меры баловать свое любимое чадо. В результате детские комнаты трещат по швам от обилия игрушек, а сами чада слишком много времени просиживают перед телевизором или компьютером. И это вполне понятно — ведь родители во всем им потакают. Однако одним из методов воспитания является слово «нет». Установить правила, которых должны придерживаться обе стороны. Вот что не маловажно. Результат превзойдет все ожидания, с какой легкостью дети начинают выполнять правила, если мама с папой четко дадут им понять, что приступы бешенства и истерики на них не действуют. [8, c.1].

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений. Но давайте разберем по порядку особенности воспитания единственного ребенка в семье.

Читайте так же:
В чём заключается любовь к девушке. Как выражается любовь: отношения в паре. Как выражается настоящая любовь? Сохранность отношений — это тяжёлый труд

Зачастую наш герой считает себя средоточием своего маленького мира. Родители, бабушки и дедушки, а также многочисленные родственники осыпают его знаками внимания. Чрезмерная опека может привести к тому, что ребенок утратит связь с окружающим миром. Но ведь детям надо учиться обращаться с собственными чувствами. Потому что это очень нелегко для маленького человека справляться с разочарованиями, скукой, фрустрацией или яростью. Чувства необходимо переживать самостоятельно и преодолевать тоже самостоятельно. Поэтому очень важна доверительная атмосфера в родительском доме — атмосфера, в которой можно открыто говорить о том, что ты чувствуешь.

Родители очень часто ведут себя со своими единственными детьми как хозяева. Любые мероприятия, которые таят в себе потенциальную опасность, строжайше запрещаются. И подобные запреты сказываются на творческом мышлении и любопытстве детей. Даже если очень сложно — нужно пытаться преодолеть себя и позволить своему ребенку учиться самостоятельно.

Единственным детям в семье очень не хватает отношений с братьями или сестрами. Поэтому с другими детьми они ведут себя скромно и зажато. С самого раннего возраста ребенок должен общаться со своими сверстниками.

Тот, кто пережил проблемы и разногласия с братьями и сестрами, ни за что не поверит, что только единственные дети в семье не любят делиться своими вещами. По натуре дети сконцентрированы на себе, и только правильное воспитание может научить их ценностям и нормам поведения. А готовность родителя прийти на помощь и его собственная социальная позиция могут стать ориентирами для ребенка.

Единственные дети в семье вовсе необязательно в будущем становятся одиночками. Если они играют с другими детьми, они непременно научатся выстраивать отношения. Важно предоставить ребенку самостоятельно решать, с кем ему дружить, ну без крайностей конечно же. Это укрепит его чувство собственного достоинства. Поосторожней с критикой. Нужно чаще хвалить своего ребенка, но только в тех случаях, когда похвала действительно заслужена.

Дети, которые в семье воспитываются одни, очень часто имеют более интенсивную связь со своими родителями, которая возникает за счет того, что оба родителя посвящают себя своему ребенку в свободное время. Отсутствие соперничества с братьями и сестрами позволяет отношениям развиваться в гармоническом ключе.

Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному, маленькому в стране великанов не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда надо и не надо. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе — истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. Например, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т.п.) для того, чтобы удерживать родителей в постоянной заботе о нем, чтобы настоять на том, чтобы было так, как он (она) хочет. Дети становятся маленькими тиранами, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за этого изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или болен.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название — тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают — одним словом, носят на руках. Из — за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой родители окружают его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться.

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка. Но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что родив еще одного ребенка, сразу можно добиться полной адаптации первого, хотя чрезмерная опека уже разделиться на двоих деток, а может и увеличится. В любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей — неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует собственного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Читайте так же:
Как поддерживать отношения с парнем. Как вернуть отношения по окончании расставания? Налаживание отношений на расстоянии

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Семья – это клетка социального организма, которая живет в едином ритме. Семья – источник и опосредующее звено передачи ребенку социально-исторического опыта, в первую очередь опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.

Современная наука сходится в едином мнении, что невозможно отказаться от воспитания в семье без ущерба для развивающейся детской личности, так как именно в семье дети получают всю гамму чувств и широчайший круг представлений о жизни. Помимо этого, сила и действенность семейного воспитания не может сравниться ни с одним, даже наиболее квалифицированным воспитанием в детском саду, школе или любом другом образовательном учреждении.

Когда говорят о семьях, воспитывающих единственного ребенка, возникает ряд противоречий в процессе толкования положительных и отрицательных последствий такого исключительного положения ребенка в семье.

Более 60% всех семей с детьми в России – это семьи с единственным ребенком. Однако еще в начале прошлого века это было редкостью, поэтому за единственными детьми закрепились представления как об избалованных, эгоистичных и не приспособленных к жизни. Альфредом Адлером в 1920-х годах было доказано, что единственные дети в семье зачастую испытывают затруднения в общении, так как ребенок может застрять в своем психическом развитии на стадии, когда мир вращается вокруг него.

Единственный ребенок в семье

Единственные дети – это дети, у которых нет братьев и сестер, и они одни воспитываются родителями.

Родители единственного ребенка считают, что смогут дать ему все необходимое, он будет лучше развит, получит необходимый объем их внимания, не так, как дети в многодетных семьях.

Готовые работы на аналогичную тему

Интеллектуальное развитие единственного ребенка идет впереди развития ровесников, он начинает и говорить, и читать раньше, так как родители уделяют ему массу своего времени, стараясь развивать его способности. Также принято считать, что единственные дети вырастают более устойчивыми эмоционально, так как у них нет волнения из-за соперничества с братьями и сестрами.

Имея весь спектр возможностей, единственный ребенок имеет все шансы реализовать себя и занять в обществе достойное место.

Благодаря своему исключительному положению в семье, единственный ребенок получает большой объем ласки, заботы и внимания со стороны взрослых, по сравнению с многодетными семьями. Если учитывать, что к воспитанию ребенка подключается и старшее поколение родственников, то он буквально купается в любви. Это все делает ребенка более эмоционально устойчивым по сравнению с другими детьми.

Закономерно, что родители возлагают на своего единственного ребенка максимум надежд, создавая для него самые благоприятные условия и в быту, и в занятиях любой деятельностью. Преимуществом процесса становления единственного ребенка является множество взрослых, которые занимаются уходом за ним, развитием, образованием и воспитанием, а также финансовым обеспечением его потребностей. В связи с этим единственные дети чаще всего хорошо успевают в школе и отличаются удачливостью в жизни, а также показывают высокие результаты проверки логических способностей, в сравнении с детьми с другим порядком рождения. Единственные дети постоянно находятся в обществе взрослых, что заставляет их быстрее повзрослеть, рано приобщаются к серьезной интеллектуальной деятельности и обладают высоким уровнем самооценки, легко перенося одиночество.

Характерной чертой единственных детей выступает их стремление к совершенству, которое может доходить до крайности, в связи с чем, дети могут расстраиваться, если преуспевают не во всем, чем занимаются.

Единственные дети в семье чаще всего отдают предпочтение интеллектуальной и исследовательской деятельности, а не физической, так как родители проявляют повышенную заботу о единственном ребенке и беспокоятся о его физической безопасности.

Особенности воспитания единственного ребенка в семье

На проблему воспитания единственного ребенка в семье, существует два наиболее распространенных взгляда:

  • единственный ребенок – более эмоционально устойчив, по сравнению с другими детьми, так как не знает волнений, которые связаны с соперничеством с другими детьми в семье;
  • единственный ребенок вынужден преодолевать огромный объем трудностей, чтобы приобрести психическое равновесие, так как у него братьев или сестер.

Отдельные препятствия для психического развития детей создаются тепличными условиями, когда ребенка холят и лелеют, ласкают и балуют, из-за чего его психическое развитие замедляется. В результате ребенок столкнется с серьезными трудностями и разочарованием, когда попадет за пределы домашнего круга, так как будет от других людей ждать внимания, к которому привык в родительском доме. Многие мелочи будут казаться ему излишне большими и значительными в связи со слишком ограниченным собственным кругозором. Результатом будет более трудное протекание общения с людьми, по сравнению с другими детьми. Единственные дети начинают уходить от контактов и уединяться, так как они никогда не делились с братьями или сестрами родительской любовью, играми и своими вещами, он затрудняется в налаживании контактов с другими детьми в сообществе сверстников.

Для нормального психического развития, каждому ребенку нужно душевное пространство, в котором он сможет свободно передвигаться. Ему необходимо внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающими, чтобы его постоянно не поддерживала родительская рука.

Такое отношение к ребенку опасно тем, что он вырастет избалованным, несамостоятельным, неуверенным в себе, переоценивающим себя ребенком.

Единственный ребенок действительно представляет сложную проблему воспитания, так как родители склонны видеть в нем малыша, а он до совершеннолетия будет видеть в своем инфантилизме основное достоинство, так как до поры до времени в родительском доме это предоставляет ему некоторые привилегии. Ранняя взрослость проявляется только чрезмерным скепсисом и словесными оценками. Часто единственные дети превращаются в жертв родительского эгоизма, что выражается преувеличением его достижений и возможностей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию