Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование брачно-семейных отношений в древней индии — государство, право, экономика, история. Право древней индии

Семейные отношения в Древней Индии

Регулирование семейных отношений отразило понятие брака, порядок наследования имущества и положение женщины в обществе. Были узаконены 8 форм заключения брака. На взгляд человека, живущего в XXI веке в развитой стране, некоторые способы заключения брака в Древней Индии абсолютно неправомерны, в смысле отношения к женщине. Но вспомните, какое отношение к женщине пропагандировала христианская церковь в средние века: каждая третья – ведьма, и абсолютно все — «сосуды греховные», не имеющие права голоса.

Содержание

Введение Стр.3
Глава 1 Формы брака Стр.6
Глава 2 Права мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях Стр.10
Заключение Стр.13
Литература и источники Стр.15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ИДМ (2).doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Кафедра Всемирной истории

студентка 1 курса

очной формы обучения

направление «Педагогическое образование»

профиль «История и обществознание»

Семейные отношения в Древней Индии

кандидат исторических наук

Права мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях

Литература и источники

Семья является одним из фундаментальных институтов общества всех времен. Во всех древнейших цивилизациях семья выполняла функцию воспроизводства населения. Но также она выполняла экономическую и социально-статусную функции.

В последние время проблемы брака и семьи являются одними из самых актуальных в обществе. Способом решения этих проблем может быть краткий «экскурс в историю», либо чтобы узнать, как справлялись с подобными трудностями предки, либо чтобы понять, что не все так уж и плохо.

Цивилизация, сложившаяся в долине реки Инд является одной из древнейших. Так почему бы и не изучить, в качестве примера ранних форм развития семейных отношений, особенности брачно-семейных отношений в Древней Индии и источники права этого государства, на основе которых и был построен институт брака и семьи.

Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по ранним периодам истории Древней Индии. Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. — до I века н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования — империи Маурьев. К этому периоду относят появление Законов Ману1 —древнеиндийского сборника предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга. С помощью этих законов мы и будем рассматривать брачно-семейные отношения в Древней Индии.

Целью нашего реферата является рассмотрение особенностей брачно-семейных отношений в Древней Индии.

Для достижения этой цели нам необходимо выяснить, какие формы брака были выделены в Законах Ману. Также нам нужно рассмотреть положение мужчин и женщин в семейных отношениях.

Чтобы выполнить поставленные перед нами задачи, мы использовали Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшей в Древней Индии системой взглядов и религиозных догм брахманизма. Составление законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей — Ману2. Но несмотря на «сверхъестественное» происхождение, этот юридический источник можно считать достаточно достоверным.

Также мы использовали несколько книг по истории Древнего мира и Древнего Востока. «История Индии» написана двумя известными индийскими историками Н.К. Синха и А.Ч. Банерджи (в переводе Л.В. Степанова). Она отражает точку зрения некоторых индийских историков на ход развития своей страны. Авторами были тщательно проанализированы различные оценки событий истории Индии. Эта книга выгодно отличается от многих других исследований по истории Индии, вышедших за рубежом. А в другой книге, с тем же названием — «История Индии» (авторы К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский) излагается многовековая история Индии. В ней показаны роль Индии в историко-культурном развитии человечества. «История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии» — книга с длинным названием и большим количеством авторов: А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – посвящена истории великих цивилизаций Востока. Панорама реальной истории этих уникальных цивилизаций богато иллюстрирована шедеврами литературы. Книги из «Большой серии знаний» («Древний мир» и «Мифы народов мира») не являются специальной научной литературой. Они скорее написаны для любознательного читателя, а не профессионала, но в то же время в этих книгах содержится достаточно интересных фактов.

В Древней Индии семейные отношения в значительной степени сохранили влияние первобытных порядков.

Существование любой семьи начинается со свадьбы. Свадьба — наиболее важная из всех индийских санскар. Любой мужчина должен был жениться и вести жизнь домохозяина. Брак был еще и религиозной обязанностью каждого человека. Всех, кто не пожелал вступать в брак, презирали в обществе. Обычно брак одобрялся родителями после долгого изучения всяческих предзнаменований и длительных совещаний. Браки обычно заключались внутри одной касты3, но мужчина мог взять жену и из низшего, чем то к которому он принадлежал, сословия. Младший брат не мог жениться раньше старшего. Браки между родственниками были запрещены. Особенно строго следили за этим в Северной Индии, где свободно могли вступить в брак только люди, не имеющие общих предков до седьмого колена по отцу и до пятого по матери.

Существовали различные формы брака, в той или иной степени согласованные с религиозной философией, но, по существу, они зависели от экономических и социальных факторов. Выделяют восемь форм заключения брака, которые были распространены в Индии. Первые четыре, поощрялись брахманами, это были нерасторжимые освященные союзы:

    • брахма
    • дайва
    • арша
    • праджапатья

    Другие («дурные») формы принимались набожными семьями с большим или меньшим неодобрением, они включали:

      • гандхарву
      • асуру
      • ракшасу
      • пайшачу4

      Теперь, поговорим об этих формах брака в частности. Итак, брахма. Эта форма заключения брака считалась наиболее похвальной. Она называлась так потому, что была подобающей для брахманов5. При этой форме девушку выдавал отец, давая столько украшений, сколько мог, мужчине, которого он сам приглашал по своей воле и принимал с почетом, не беря ничего взамен. Такой брак приносил больше всего духовных заслуг отцу девушки.

      Следующая форма — дайва. По этой форме отец отдавал девушку с украшениями жрецу, совершающему жертвоприношение, фактически, в качестве дакшины. Эта форма существовала в основном у трех высших варн. Считалось престижным отдавать своих дочерей замуж за жреца. Эта форма брака считалась более низкой, чем брахма, так как отцу девушки приходилось принимать во внимание услуги, оказанные женихом, в то время как при форме брахма брак был чистым дарением.

      Арша. Согласно этой форме, отец невесты получал от жениха пару коров, чтобы совершить жертвоприношение. Этот дар не был ценой невесты, но в некоторой степени являлся возмещением за дарение. Законы Ману гласят: «Если родственники не присваивают вознаграждение за кого-либо — это не продажа. Это только знак уважения и благоволения к девушке». Эта форма брака была распространена главным образом в жреческих семьях.

      Затем следует форма брака праджапатья. Согласно ей, отец отдавал свою дочь жениху, сознавая, что они вместе будут совершать свои гражданские и религиозные обязанности. Супруги вступают в союз для освобождения от своих долгов праджапати, т. е. ради рождения детей. Согласно индийской точке зрения она является более низкой, чем первые три формы, так как здесь дарение не свободно, а подчинено определенным условиям. Тем не менее, эта форма является одобряемой, так как она требовала свободного общества, для нее нужны были взрослые партнеры, понимающие смысл принимаемых обязательств.

      Следующим способом брака был гандхарва. Ману дает такое определение: «Добровольный союз девушки и жениха, любострастный, происходящий из желания, называется гандхарва»6. При этой форме девушка, достигшая половой зрелости и не выданная замуж родителями, могла выбрать жениха сама. Такой тип заключения брака был больше распространен среди кшатриев, чем в любой другой варне, поскольку они пользовались наибольшей свободой в обществе. Но брак гандхарва постепенно исчезал. Вопросы о заключении брака стали решаться исключительно старшими в семье.

      Брак асура, для заключения которого девушку покупали у отца, не одобрялся всеми священными текстами. Главным основанием этого вида брака были деньги. Практически, невесту просто продавали за достаточно высокую цену. Продажа собственной дочери считалась большим грехом. Но не все были столь религиозны, а может просто им удавалось найти оправдания перед высшими силами. Так или иначе, этот обычай продолжал существовать.

      Ракшаса, согласно Ману: «Увод девушки силой, в то время как она кричит и плачет, сопровождаемый убийством ее родственников, называется браком ракшаса»7. Скорее всего, эта форма заключения брака появилась в те времена, когда женщин считали военной добычей и только. Но после, похищения девушек против воли переставали практиковаться, девушку стали похищать с ее согласия, но против воли ее родителей. Брак-похищение сохранился только у кшатриев.

      Брак пайшача осуждался всеми, при такой форме брака «мужчина тайком овладевает девушкой, которая спит, находится в бессознательном состоянии или опьянении»8.

      Вообще, названия последних трех типов брака происходят от имен трех демонов, самым худшим из которых был питана. Такой брак признавался только в низшей среде.

      Что ж, скорее всего в Законах Ману упорядочены и узаконены различные виды существовавших отношений, которые до появления законов были обычаями. Регулирование семейных отношений стало носить правовой характер. Хоть и на взгляд современного человека, некоторые формы заключения брака были варварскими, и может даже бесчеловечными, они были узаконены. В большинстве случаев брак был неприкрытой продажей девушки, но теперь, например, девушка, обманутая своим любовником или просто похищенная, могла требовать тех же прав, что и законная супруга, соответственно и ребенок, родившийся от этой связи, признавался законным9.

      Права мужчин и женщин в брачно-семейных отношениях

      Итак, в большинстве случаев брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Причем жена считалась не только собственностью мужа, но и как бы частью его самого. Одна из важнейших обязанностей жены – послушание и уважение мужа. Согласно Законам Ману жена должна почитать мужа, как бога, даже если он плохо с ней обращается10.

      При этом, Законы предписывали содержать женщину на протяжении всей ее жизни. Она никогда не должна быть предоставлена сама себе. В детстве девочка подчиняется своему отцу, потом – мужу, после смерти мужа – своим сыновьям. Ни девочка, ни девушка, ни женщина, ни бабушка не могут делать что-либо по собственной воле даже в своем доме.

      Допускался низкий брачный возраст для женщины – в 12, а по некоторым источникам даже в 8 лет, девочку могли выдать замуж. Мужчины считались совершеннолетними в 16 лет и с этого возраста он могли брать жен11. Низкий брачный возраст зачастую приводил к большой разнице в возрасте супругов.

      Основное назначение женщины – рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, которые после были обязаны совершать поминальные обряды по умершим предкам. Рождение же дочери рассматривалось как несчастье. Потомство, подобно скоту, было основным видом богатства, поэтому отцом ребенка считался муж матери, а не биологический отец. Жена в данном случае приравнивалась к рабыням или даже домашним животным, потомство которых принадлежало хозяину дома. Считалась грехом, но все же допускалась продажа детей и жены в особых случаях. Продажа сыновей не влекла обращения их в рабство, так как их обычно продавали в бездетные семьи. Но даже проданная жена не освобождалась от зависимости от мужа.

      При этом многоженство не было запрещено. Но мужчина не мог взять жену из высшей варны. Только жена из равной с мужем варны могла прислуживать ему во время обрядов. Мужчина мог также иметь наложниц, обычно из числа рабынь.

      Брак был священным институтом, поэтому прелюбодеяние жестоко наказывалось, особенно если оно было совершено между представителями разных варн. В таких случаях мужчину могла сжечь, а женщину затравить собаками.

      По религиозным же соображениям запрещался развод. Но «жена, не рождающая детей, может быть переменена другая на восьмом году, если рождающая детей мертвыми – на десятом, рождающая только девочек – на одиннадцатом, но сварливая – немедленно»12. При этом она, так же как и проданная, не освобождается от зависимости.

      Вдова не может выйти замуж по собственному желанию. Но она должна была, если того потребуют родственники умершего мужа, родить сына от деверя или другого близкого человека. Но идеалом жены в Древней Индии была женщина, которая следовала за мужем и после его смерти, заканчивая свою жизнь в огне костра, в котором сжигали труп ее мужа. Зато вдовец мог свободно жениться снова. Видимо, из-за подобной несправедливости, «идеальные» жены-самоубийцы были редкостью.

      К семейным отношениям также относятся отношения по наследованию имущества внутри семьи. В Индии сложилось правило «не братья, не родители, а сыновья умершего получают наследство отца». Наследства лишались все дочери, слабоумные и калеки, изгнанные из касты и т. п. Решающую роль при разделе имущества играла кастовая принадлежность матерей наследников: «Из наследства (брахмана) брахман (сын жены брахманки) пусть возьмет четыре части, сын жены касты кшатриев – три, сын жены касты вайшьев13 – две, сын касты шудр14 – пусть возьмет одну часть»15. Наследниками могли быть даже сыновья рабыни, если умерший признал их. Братья умершего могли получить наследство в случае отсутствия сыновей. Лица, лишенные наследства, могли рассчитывать только на помощь в пропитании со стороны наследников. Жена, как и всегда, не имела прав на наследство. Но у нее стридхана16 могла переходить по наследству ее дочерям. Например, муж мог еще при жизни подарить ей поле или сад. В этом случае она оставляла его себе. При отсутствии законных наследников вообще, имущество переходило государству.

      Регулирование брачно-семейных отношений в древней индии — государство, право, экономика, история. Право древней индии

      Брак в древней Индии

      О том, как жили люди в древности, мы узнаем из дошедших до нас письменных источников. Для древней Индии это сборники нравственных предписаний и религиозно-правовых норм (дхармашастры) и трактаты о политике и праве (артхашастры). Самые известные из этих источников — это так называемые законы Ману (Дхармашастра Ману) II в. до н.э. — II в.н.э, а также Артхашастра Каутильи (I в до н.э — I в. н. э.). Древняя Индия была крупной державой с высокоразвитой культурой, расцвет которой пришелся на конец III — начало II тысячелетий до нашей эры. По своей территории древняя Индия была примерно равно Местопотамии, Египту, Малой Азии, Ирану, Сирии, Палестине и Финикии вместе взятым.

      Огромное влияние на брак в древней Индии, как, кстати говоря, и в Индии современной, наложила специфическая кастовая система общества, которая определяла все общественные отношения в государстве. С середины II тысячелетия до нашей эры в древней Индии складывается кастовая система. Все общество делится на четыре основных варны (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (войнов), вайшьев (скотоводов, земледельцев и торговцев) и шудр (разнорабочих и слуг), которые были обязаны служить первым трем варнам. Также существовала еще одна часть общества, так называемые «неприкасаемые». Эти люди не принадлежали ни к одной из варн и были обязаны выполнять самую грязную работу. По мере развития общества, складывания ремесел и торговли, появилось деление общества на касты, которое определялось профессией человека. Принадлежность к определенной варне и касте полностью определяло жизнь и поведение человека. Сама структура индийского общества представляла из себя очень сложную многослойную систему, выстроенную в строгом порядке чередования и соотношения разных социальных групп. В середине XX века на законодательном уровне было провозглашено равенство всех каст, но в реальной жизни кастовая система продолжает существенно определять жизнь человека в Индии и по сей день.

      Семья в древней Индии представляла собой большое объединение близких и дальних родственников, живущих под одной крышей или в соседних домах и чаще всего совместно владеющих общим имуществом. Брак в древней Индии устраивался родителями жениха и невесты. Заключению брака предшествовали длительные переговоры, а также изучение различных предзнаменований, благоприятных примет и гороскопов. Вступающие в брак должны были принадлежать к одной варне и касте. Правила относительно степеней родства, исключающих возможность брака, отличались большой строгостью, в частности запрещался брак между лицами, имеющими общего предка со стороны отца в седьмом поколении или со стороны матери в пятом. Приветствовались браки, в которых жених был существенно старше невесты.

      Существовало восемь типов брака в древней Индии, упоминаемых в древнеиндийских письменных памятниках и названных по именам различных сверхъестественных существ или богов.

      Брахма: девушку выдают с соответствующим обычаю приданым за человека того же сословия, согласно установленному обычаем ритуалу.

      Дайва: отец отдает свою дочь жрецу в вознаграждение за то, что тот совершил жертвоприношение.

      Арша: за невестой не дают приданого и, напротив, за нее требуют символический выкуп в виде коровы или быка.

      Праджапатья: отец выдает дочь замуж без выкупа и без приданого.

      Гандхарва: заключается с согласия обеих сторон, часто без всяких обрядов, кроме устного обещания. Такой брак часто бывал тайным.

      Асура: брак с выкупом невесты.

      Ракшаса: брак с умыканием невесты.

      Пайшача: обольщение девушки, пребывающей в сонном состоянии, умалишенной или пьяной, которое едва ли вообще можно назвать браком.

      ancient india marriage 2

      Из этих восьми форм брака в древней Индии лишь первые четыре были общепризнанными и считались допустимыми для брахманов. Они освящались религией и рассматривались как нерасторжимые. Считалось, что в семьях, возникших от четырех форм брака, начиная с первого — брахма и т.д., рождаются сыновья, сияющие знанием Веды, одобряемые учеными людьми. На все прочие формы брака в древней Индии благочестивые люди смотрели более или менее неодобрительно. При этом, как ни странно, брак гандхарва, который часто сводился лишь к временной связи, пользовался признанием. Считалось, что этот брак недопустим для брахманов, но он определенно разрешался членам варны воинов и двух низших сословий.

      Асура, брак в древней Индии, при котором невесту просто покупали у отца, не одобрялся обществом, хотя древнеиндийские своды законов безоговорочно признают его. Брак ракшаса, то есть посредством умыкания, особенно широко практиковался у воинов. Брак пайшача единодушно осуждался. Последние три вида брака были названы именами демонов, среди которых пишачи считались наиболее отвратительными и низкими. Согласно книгам законов пайшача допустим разве что для низших из низших, но отнюдь не для представителей высших варн. Среди высших сословий преобладали браки первого типа.

      Рождение ребенка было большой радостью в древнеиндийской семье. Церемония, знаменующая рождение (джатакарма), осуществлялась до перерезания пуповины и заключалась в том, что новорожденному нашептывали на ухо священные заклинания (мантры), в рот ему вкладывали смесь меда и топленого масла и его нарекали именем, которое родители хранили в тайне до обряда посвящения.

      Важным считалось первое кормление твердой пищей. На шестом месяце ребенку давали мясо, рыбу или рис в смеси с творогом, медом и топленым маслом, сопровождая кормление чтением ведийских гимнов и возлиянием топленого масло в огонь. На третьем году жизни мальчикам при соблюдении различных обрядовых действий брили на особый манер голову, оставляя на макушке небольшой пучок волос, который для благочестивого брахмана полагалось сохранять всю жизнь. Особая церемония знаменовала момент, когда ребенок приступал к изучению грамоты.

      Само обилие обрядов, связанных с детьми, указывает на то, какое важное значение имел ребенок в жизни родителей. Считалось очень важным иметь хотя бы одного сына, так как именно сын, исполнив обряды, связанные с похоронами отца, обеспечивал его беспрепятственный переход в иной мир. Глубокое чувство родовых связей, существовавшее в древней Индии, еще более повышало желание иметь сыновей, без которых прекратилось бы продолжение рода.

      Девочки, напротив, не помогали родителям перейти в иной мир и не способствовали продлению рода, поскольку согласно религиозным воззрениям после замужества становились членами семьи мужа. А, кроме того, их нужно было обеспечивать приданым. Отец невесты нес на себе большие расходы на приданое дочери, в результате которых бедняк на всю жизнь рисковал остаться в долгах. Отсутствие приданого обрекало девушку на безбрачие, что не раз приводило к самоубийству. Трудности в поисках престижного жениха и святая обязанность отца выдать дочь замуж служили почвой для распространения браков несовершеннолетних, признания действительными браков с невменяемым или тяжело больным мужчиной. Поэтому рождение девочек было не очень желательным. Но в обеспеченных индийских семьях дочери были предметом ничуть не меньшей любви и заботы, чем сыновья.

      Брак в древней Индии признавался для женщин священным и нерасторжимым, для вдов были запрещены вторичные браки, жена также не освобождалась от мужа ни в случае ее оставления мужем или даже продажи. Если женщина имела смелость сбежать от мужа, то с нее или с ее семьи взыскивался большой штраф, исключение из этого правила могло составить только дурное обращение мужа с женой. В более ранние времена, на заре становления древнеиндийской цивилизации, развод был возможен по обоюдному согласию, если брак не был освящен религиозным обрядом, и без согласия одной из сторон, если от одного из супругов могла исходить опасность для другого. Также развод был допустим, если муж оставил жену. но для последней устанавливался обязательный срок ожидания от одного до двенадцати лет, зависящий от ее принадлежности к варне. В более поздние времена развод для высших каст стал полностью невозможен.

      Формой брака в древней Индии в основном была моногамия, хотя полигамия (многожество) довольно часто встречалось среди высших и богатых слоев общества: цари и вожди племен, равно как и многие брахманы и обеспеченные представители низших варн имели несколько жен. На законодательном уровне это не одобрялось. В частности, в древнеиндийских сводах законов было запрещено брать вторую жену, если первая жена родила сына и у нее хороший характер. Многоженцы имели некоторые юридические ограничения, например, многоженец не имел права выступать свидетелем в суде. Однако, несмотря на это, среди богатых людей полигамия была довольно распространенным явлением. Мужу позволялось взять вторую жену, в случае, если первая жена была бездетна, причем в таких случаях, он мог жениться многократно, потому что иметь сына его обязывал религиозный долг. Дурной нрав жены, а также ее расточительность и пьянство также считались безоговорочным оправдание многоженства. Также в законах Ману можно найти следы полиандрии, когда братья имели одну жену, ребенок которой считался сыном всех братьев, однако, судя по количеству упоминаний таких ситуаций, они встречались довольно редко.

      Лекция 3. ДРЕВНЕИНДИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

      Историю Древней Индии можно условно разделить на 2 периода: доарийский (до середины 2-го тыс. до н.э.) и арийский (с середины 2-го тыс. до н.э.).

      В III- нач. II-го тыс. до н.э. в долине Инда возникли первые в Индии очаги цивилизации (Хараппской), стоявшие на пути формирования надобщинных структур и социального расслоения. Эти политические объединения имели сильную централизованную власть и прочную общинную систему.

      Верховным органом власти в общине (гане) было общее собрание взрослых членов племени — сабха. Глава общины – ганапати – выбирался сабхой. Ганапати также исполнял религиозную функцию. Племя состояло из нескольких общин. Общее собрание племени называлось самити, оно избирало главу племени и племенного ополчения – раджу, то есть изначально главной функцией раджи была военная.

      Новый период в истории Древней Индии связан с вторжением в середине 2-го тыс. до н.э. древнеиранских племен (индроариев), племен белой расы. Арии – воинственный народ, подчинили аборигенов Индии – дравидов, называли себя расой господ, а аборигенов – «дасы», что означало раб, слуга, превратив их в неравноправных. В дальнейшем все важные посты в государстве занимали потомки ариев.

      После расселения ариев в долине Ганга, здесь создаются предпосылки для возникновения классического индийского рабовладельческого государства.

      Процесс образования государства в Древней Индии был длительным. К середине первого тысячелетия до н.э. в долине Ганга завершился процесс превращения органов племенного самоуправления в государственные, однако родоплеменные пережитки были еще сильны. Царь, хотя и являлся повелителем народа, не мог править без его согласия. Сабха и самити еще имели определенную законодательную и исполнительную власть, решали вопрос об избрании царя.

      Со временем царская власть становится наследственной. С усилением власти царя, сабха и самити заменяют паришады – советы знати при царе.

      При царе большое значение обретает царский жрец – пурохита.

      Первая половина первого тыс. – время постоянных войн между отдельными государствами за лидерство и объединение. В результате ожесточенных войн в 4 в. до н.э. возвышается государство Магадхи, правители которого из династии Маурьев создали первое в истории Индии рабовладельческую державу общеиндийского масштаба.

      Концентрация собственности, профессия, положение на социальной лестнице предопределило формирование 4-х замкнутых групп – варн в Индии: брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр.

      Принадлежность к варне определялось рождением, и переход в другую варну в принципе был невозможен.

      Первая варна – брахманы– занимали верховное положение. Сюда входили представители жречества и царских родов. Им было предоставлено право знакомить людей со священными писаниями, им была доверена духовная жизнь народа. Все должны были считаться с ними, даже цари должны были внимать их советам. Они требовали преклонения, пытались ограничить власть правителя.

      Правители из кшатриев не ладили с брахманами, между ними постоянно шла конкуренция за власть и влияние.

      Вторая варна – кшатрии, в которую входила военная знать. В руках кшатриев была реальная власть, военная сила, богатство, материальные ресурсы. Почти все цари были их кшатриев. Цари- брахманы преследовали кшатриев и наоборот, хотя шастры предписывали им сотрудничество.

      Третья варна – вайшьи – занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей. Это основная масса налогоплательщиков. Вайшьи имели право, хотя и ограниченное, участвовать в управлении государством. Некоторые занимали высокое положение в обществе.

      Первые три варны считались дважды рожденными, так как вторым рождением считалось посвящение в форме обряда в члены общины уже возмужавшего соплеменника. Они имели право изучать священные книги.

      Четвертая варна – шудры (из ступней) – должны были служить дважды рожденным. Они не участвовали в управлении государством, были лишены многих прав, не могли изучать веды, должны были питаться со стола хозяина, носить его старую одежду. Он не мог иметь богатство.

      К концу 1-го тыс. до н.э. древняя система варн видоизменилась, они стали еще более дробиться и превращаться в узкие профессиональные и имущественные группы — со своими правилами поведения, интересами. Таких наследственных замкнутых групп — каст — стало насчитываться несколько сот.

      Основателем империи Маурьев является Чандрагупта, знаменитый полководец, сумевший силой оружия подчинить многие мелкие государств.

      Главным советником и помощником Чандрагупты был ученый брахман Каутилья, которому приписывают авторство Артхашастр — свода рекомендаций по управлению государством, вопросам внутренней и внешней политики, финансам, судебной деятельности и др.

      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

      Индийская государственность продвинулась по пути усиления монархии. Правитель стал рассматриваться как главный элемент в государстве: «Основными элементами государства являются: государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники («Артхашастра»)».

      Царская власть происходила от арийских военных вождей. Среди населения всячески поддерживался культ царя, и распространялось учение о божественном происхождении царской власти.

      Главными фигурами царской администрации были министры, назначаемые раджой по пригодности делу, а не знатности. Министры выполняли волю царя.

      Второй уровень администрации составляли различные чиновники, деятельность которых строго специализировалась.

      • управляющий царской администрации,
      • командующий войсками,
      • главный жрец,
      • главный авторитет по вопросам судопроизводства и толкованию законов и др.

      Важная роль отводилась паришаду, в который входила военная и жреческая знать. От прежней эпохи сохранилась сабха – собрание представителей знати, сельского и городского населения. Оно созывалось теперь по воле царя. Большую роль в управлении страной играли тайные осведомители.

      Царские чиновники получали за службу жалованье или оплату в натуре.

      Вся территория государства Маурьев делилась на наместничества, на исключением столицы, находившейся в ведении самого царя. Наместниками были родственники или доверенные царя, но они были не правителями, а скорее наблюдателями (инспекторами), так как государство Маурьев – сложный комплекс государств и племен, правители которых находились в различных отношениях зависимости; внутренняя администрация этих зависимых и подчиненных государств и племен оставалась автономной.

      В обязанности инспекторов входил контроль над организацией общественных работ, сбором налогов, судебный надзор и др.

      Важной особенностью древнеиндийской государственности является сохранение на протяжении длительного периода общинного уклада. Община была автономным самоуправляющимся органом, сама себя экономически обслуживала. Являлась собственником земли, воды, рабов, иного имущества. Государство почти не вмешивалось во внутреннюю жизнь общины. В общине существовало самоуправление, то есть свои выборные органы – старосты, например.

      Среди источников права можно выделить следующие:

      • кодифицированные нормы обычного права дхармашастры и дхармасутры – сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм), составляемые брахманами; Цель дхармы – указать наилучший путь достижения великой и возвышенной цели по обретению абсолютной свободы.
      • «Артхашастра» – трактаты о политике и праве Каутильи;
      • законы и акты правителя.

      Наиболее известной и полной является дхармашастра — «Законы Ману». Законы Ману – это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций, обычаев.

      Основным в ЗМ является защита собственности, интересов, здоровья, жизни господствующих сословий. Это прослеживается в различии наказаний за одни и те же деяния для представителей различных сословий.

      ЗМ ограничивают, между тем, законодательные полномочия царей, их право распоряжаться земельными наделами других собственников. Раджа не мог отобрать землю у общинника, то есть ЗМ стояли на защите частного и коллективного собственника.

      ЗМ регулировали брачно-семейные отношения, содержали нормы о преступлениях и наказаниях.

      Брачно-семейные отношения

      ЗМ знают 8 видов брака и только в 1 у невесты спрашивали согласие. Брачный возраст для девушек 8-12 лет, мужчин – не меньше 20. Лучшей считалась разница в возрасте, когда возраст невесты составлял третью часть от возраста жениха. Учитывалось положение молодых в варнах, кастах. Выбором, в основном, занимались родители.

      Муж мог купить жену, мог и продать, отдать в рабство, но не терял на нее права. Муж мог взять другую жену, если жена не могла родить ребенка, была больна. Мог принудить ее к сожительству с другим для рождения ребенка, причем сам муж являлся отцом рожденного от другого мужчины ребенка.

      Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жена должна была следовать за мужем даже после смерти.

      С развитием государства положение женщины ухудшилось. Если раньше она могла наравне участвовать в собраниях соплеменников, то в условиях патриархального общества «в детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости – мужа, а после его смерти – сыновей».

      Преступления и наказания

      Представители высших варн несли меньшую ответственность за одинаковые преступления, чем низших.

      — прелюбодеяние, изнасилование, причем между ними не было различий;

      Наказания были щадящие: замечание, выговор, покаяние. Затем следуют штраф, телесные наказания, членовредительство, смертная казнь простая и квалифицированная (посажение на кол, сожжение на костре и др.).

      Уголовный закон наряду с исполнителями карал соучастников – пособников, укрывателей.

      Судебная система была еще примитивной. Уголовные дела разбирал глава исполнительной власти в данном округе. Некоторые наиболее важные дела решал лично царь. Приговор исполнялся немедленно. При решении гражданских дел применялось третейское разбирательство.

      Государство и право Древней Индии

      История государства и права Древний Индии в юридической науке рассматривается в несколько периодов:

      1) Древний период

      (IV – первая половина II тыс. до н.э.)

      2) Ведический период

      (вторая половина II века до н.э. – середина I в. до н.э.)

      3) Период Маурьев

      (вторая половина I в. до н.э. – I в. н.э.)

      Общественно-политический строй. Причины возникновения и развития государства и права Древней Индии имеют характерные признаки, что и во всех государствах Древнего Востока:

      ● экономические потребности общества

      Структура древнеиндийского общества состояла из 4 варн и выстраивалась по иерархии:

      1) брахманы (богорожденные сыны)

      2) кшатрии (воины)

      3)вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы)

      4) шудры (батраки)

      Брахманы имели превосходство над всеми нижестоящими варнами и признавались посланниками Бога, обучали религии и наукам.

      Кшатрии были обязаны осуществлять охрану в государстве.

      Вайшьи, так же как и две вышестоящие варны относились к привилегированному классу древнеиндийского общества. В их обязанности входило ростовщичество, торговля, земледелия, изучение ритуалов и обрядов, распределение милостыни.

      Шудры относились к низшей варне. Первостепенной обязанностью шудры было служение трем варнам (брахманы, кшатрии, вайшьи).

      Исходя из религиозных представлений древнеиндийского общества, варны произошли из тела космического Великана Пуруши:

      Рабы в Древней Индии, как и во всех государствах Древнего Востока не признавались субъектом права. В рабство попадали военнопленные, должники и дети, рожденные от рабыни.

      Государственный строй. По форме государственного устройства Древняя Индия была унитарным государством, по форме правления – монархия. Иерархия власти располагалась в следующем порядке:

      1) Царь (власть безграничная, но подлежит ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей)

      2) центральные органы власти

      3) царевич — глава провинции

      4) раджук — глава области

      5) мукхья — глава города

      6) староста — глава деревни

      Правовое положение монарха в Древней Индии резко отличалось от статуса правителя Древнего Египта и Древнего Вавилона. Царь не обожествлялся, нес гражданскую и уголовную ответственность перед народом и государством, не имел права назначать наказания привилегированным социальным группам.

      Право. Основными источниками права Древней Индии являются Законы Ману, составленные брахманами во II в. до н.э. – II в. н.э.

      Законы Ману носили ярко выраженный идеологический характер и устанавливали неравноправное положения для различных слоев общества.

      Правовой памятник состоял из 12 глав и 2685 статей, регулировал религиозно-нравственные и правовые отношения.

      Обширный перечень предметов и видов собственности в сборник правил поведения свидетельствует о развитости гражданско-правовых отношений, так же четко определены способы приобретения имущества:

      → получение в дар

      → за выполнение определенного объема работ

      В Законах Ману прописаны нормы о необходимости возмещения вреда, в случае порчи чужого имущества.

      Несмотря на то, что источник права не регламентировал возраст наступления дееспособности, сделки заключенные рабами, детьми, стариками или душевно больными людьми признавались недействительными.

      Брачно-семейные отношения базировались на принципах патриархальности и неравноправного положения членов семейства (пол, возраст и происхождению).

      Заключение брака между высшей и низшей варной было запрещено.

      При рассмотрении уголовных дел царю предписывалось при избрании меры наказания учитывать объективные и субъективные стороны совершенного правонарушения.

      Преступления по Законам Ману делились на:

      По степени опасности:

      ► преступления, совершенные без применения насилия

      ►рецидив (неоднократное совершение одного и того же правонарушения).

      Методические указания по решению задач-казусов:

      Актуализировать полученные знания поможет решение рабо­чих ситуаций, которые основаны на реальных судебных спорах или ситуациях, почерпнутых в судебных хрониках, сочинениях древних юристов и иных источниках.

      Юридические казусы составлены таким образом, чтобы оживить представление о крупнейших памятниках зарубежно­го права; на примере той или иной жизненной ситуации пока­зать суть нового, важного правового института, особенности юридического регулирования жизненных ситуаций и, в конеч­ном счете, отразить развитие зарубежной правовой мысли.

      При анализе ситуации необходимо прежде всего четко опре­делить существо проблемы, т.е. какое право нарушено и(или) требует юридической защиты. Далее следует выделить юридически значимые факты. И наконец, каким образом Законы Древнего Востока предлагали урегулировать аналогичные ситуации.

      Для успешного решения юридического казуса необходимо:

      1) внимательно изучить текст соответствующего правового памятника;

      2) ознакомиться со специальной литературой;

      3) проанализировать все возможные, согласно закону, вари­анты его решения;

      4) дать аргументированный ответ на вопросы казуса со ссылками и цитированием статей памятника права. При не­преодолимых затруднениях в подборе современного правово­го понятия используйте в решении терминологию соответству­ющего нормативного акта.

      Решение казуса не требует использования каких-либо спе­циальных сведений по отраслям права, хотя и не исключает этого. Для осмысления казуса и ответа на него полезно привле­кать материал по курсу «Теория государства и права», «Исто­рия отечественного государства и права», гражданское, уголов­ное, процессуальное право и т.д.

      Предлагаем в качестве образца решение задач казусов по праву Древнего Египта:

      В 245 г. до н.э. жена Антипатора Симона взяла в долг у Никона 70 драхм под 6% ежемесячных выплат от долговой суммы. Спустя некото-рое время кредитор обманом заманил Симону и ее сына к себе в дом. Поместив их в охраняемое помещение, он объявил, что будет держать их здесь в качестве обеспечения выплаты долга. Симона каким-то образом сбежала и возвратилась к мужу. Узнав от нее о происходящем, Антипатор потребовал от Никона освободить сына, но тот ответил, что сделает это лишь после того, как получит свой долг с процентами. Антипатор обратился к джати с просьбой наказать Никона за превышение процентов по долгу, а также за то, что держит в неволе свободного мальчика.

      голоса
      Рейтинг статьи
      Читайте так же:
      Женская доминантность. Четыре правила доминирования в отношениях
Ссылка на основную публикацию