Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль воспитания в развитии личности. Воспитание как влияние на систему отношений человека

Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности

Воспитание — третий существенный фактор развития и формирования личности. Оно корректирует влияние наследственности и среды в целях реализации социальной программы развития личности. В отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (школьное, семейное, религиозное воспитание) как своеобразный механизм управления процессом социализации, идеальной целью которой является человек, отвечающий социальным требованиям и одновременно противостоит негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, которые тормозят развитие его индивидуальности. Воспитание выполняет две основные функции: упорядочивает весь спектр воздействий на личность и создает условия для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Сила воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и в квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно базируется на сознании человека и требует ее участия, зато наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Именно этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк — от утверждения его полного бессилия и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохих действиях среды) к признанию единственным средством изменения человеческой природы.

Без сомнения, воспитание не может повлиять на особенности таких физических качеств, как цвет глаз, волос, кожи, общую конституцию ребенка. Однако может повлиять на ее общее физическое развитие, ведь путем специальной тренировки и упражнений можно укрепить и закалить здоровья человека, что, в свою очередь, отразится на ее активности и работоспособности.

Природные задатки могут развиться в способности только под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности. Для развития задатков и преобразования их в Способности, а также для развития таланта, нужны работоспособность и трудолюбие. Последние являются теми качествами, которые достигаются в результате воспитания.

Большое значение для понимания возможностей воспитания в формировании личности человека имеет опыт обучения, воспитания и приобщения к жизни слепоглухих от рождения детей, все контакты которых с жизнью и овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками проходят под руководством воспитателя. Основой методики их воспитания является так называемая спильнороздилена деятельность, в процессе которой воспитатель ослабляет свое начало с целью поддержки пробужденного у ребенка стремление выполнить действие самостоятельно. 1

Воспитание вносит в судьбе людей разный вклад от незначительного до максимально возможного. Воспитанием можно много достичь, но полностью изменить человека нельзя. Лозунг «воспитание может все», с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдало.

Специальные исследования показали, что воспитание способно обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание малышей обезьяны в одинаковых с ребенком условиях показало, что малыши обезьяны, имея такие же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, между тем не приобретают ни психической качества, присущего человеку (исследования Н. И. Ладыгина-Котс).

Восприятие человеком воспитательного воздействия зависит от уровня его подготовки к этому восприятия, обусловленный влиянием наследственности и среды. Диапазон восприятия влияния очень широк — от полного игнорирования воспитательных требований к абсолютному подчинения воле воспитателя. Существующий «сопротивление воспитанию», как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателя, решает судьбу конечного результата.

Результативность воспитательного воздействия зависит от соответствия цели, содержания и методов воспитания не только достигнутому уровню развития ребенка — «уровню актуального развития», но и «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Ориентируясь на процессы, которые еще не созрели, находятся в стадии становления, воспитатель может создать новую «зону актуального развития», повести за собой развитие.

В этом смысле воспитания является главной силой, которая способна сформировать полноценную личность.

Физическое, духовное, социальной, психическое развитие личности осуществляется в деятельности.

Под понятием деятельность понимают все разнообразие занятий человека, все то, что она выполняет. Основными видами деятельности детей и подростков является игра, учение, труд. По направленности выделяют познавательную, общественную, художественную, спортивную, техническую, ремесленные и гедоническую (направленную на получение удовольствия) деятельность. Особым видом деятельности является общение. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения:

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, то человеком считаться не масс права.

Я.А. Коменский

Что человек делает, такой она и есть.

Г. Гггель

Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев.

Д.И. Менделеев

Деятельность — путь к знаниям.

Б. Шоу

Ничто так человека ли не моментально, как опыт.

AC Макаренко

Если вы удачно выберете труд и вложите в нее всю свою душу, то счастье само вас найдет.

К.Д. Ушинский

Высказывания выдающихся людей свидетельствуют о прямой связи между интенсивностью деятельности и результатами развития. Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень ее развития в ней. Конечно, рамки действия этой закономерности не безграничны. Они регламентируются способностями, возрасту, организацией самой деятельности и др.

Деятельность может быть активной и пассивной. Работа, выполняемая без желания, настроения не обеспечивает высоких результатов развития. Эффективное развитие происходит только в процессе активной, эмоционально окрашенной деятельности, в которую человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовольствие, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важно не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, проявляющаяся в этой деятельности.

Воспитание играет главную роль в развитии личности только при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности в отношении работы над собой, то есть когда развитие приобретает характер саморазвития. Вот почему Л. Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодоносящее дерево. Ведь в буквальном смысле человек его выращивает — оно же растет. Она только копает землю, вносит удобрения, обрезает лишнее ветви, то есть создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвития. Сам же развитие происходит по своим внутренним законам. Нечто подобное наблюдается и в саморазвития личности. Хотя он и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но они развивают и формируют личность лишь в определенной степени, благодаря которой вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере и стимулируют собственную активность в работе над собой.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Каждый, кто желает к ним присоединиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. А. Дистервег

Читайте так же:
Хочу помириться с девушкой после расставания. Как восстановить отношения. Как помириться с девушкой

Понимание роли активности самого человека в собственном развитии позволяет педагогу целенаправленно организовывать деятельность школьника, ставить его в позицию активного деятеля, вооружать такими способами деятельности, которые дают возможность активно проявлять свои силы; изучать его личностную своеобразие, раскрывать потенциальные возможности, то есть разумно направлять процесс развития личности.

Воспитание как влияние на систему отношений человека

Воспитатель стремится сформировать у своих воспитанников определенные качества личности. Он не в силах передать им нужные качества личности, так же как воспитанники не способны у воспитателя их взять. Можно с утра до вечера рассказывать детям, как важно быть честным, подробно объяснять, что такое честность, и призывать детей быть честными. Но это вовсе не приведет к тому, что дети обязательно станут честными. Качества личности складываются, вызревают как кристаллы.

Как же помочь их образованию? Для этого надо, прежде всего, разобраться в сущности этих качеств и в особенностях этого процесса.

Основу качества личности составляет некоторое отношение. В основе честности и нечестности лежат определенные, хотя и противоположные отношения к чужой собственности; дисциплинированность — это отношение к установленным порядкам. Все это нравственные отношения. Но можно говорить и об эстетических, экологических и других отношениях как качествах личности. Именно отношения ребенкаглавный предмет заботы воспитателя.

«Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала — с детства — в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), в которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью». [1]

Слово «отношение» употребляется в разных смыслах. Отношение — это, прежде всего, элемент и характер связи и взаимодействия между людьми, а также особенность связи с окружающими предметами и явлениями. Человек постоянно вступает с окружающим миром в те или иные живые, действующие, функционирующие отношения, без этого невозможна никакая деятельность. Ко всему окружающему, ко всем значимым для него людям и явлениям он как-то относится, причем эти отношения — весьма разные; объекты (или предметы) его отношений представляют для него неодинаковую ценность — в зависимости от его потребностей и представлений.

Однако если некоторое значимое для человека ценностное отношение длительно, многократно повторяется, оно может задержаться, отложиться, затвердеть в психике человека, стать частью его личности.

Допустим, ребенок не подчинился матери, не выполнил ее требования. Это вовсе не значит, что он недисциплинирован. Но если он не выполняет раз, другой, третий требований матери, распоряжений учителя, порядков, установленных в школе, в магазине или других общественных местах, то вполне возможно, что это войдет в стиль его поведения, в его привычку, и недисциплинированность превратится в качество личности. В основе этого качества тоже имеется определенное отношение. Сначала это было текущее, живое, не закрепившееся отношение. Теперь оно закрепилось, и его можно определить как элемент психики: в данном случае отношение — это установившаяся и закрепившаяся в психике человека своеобразная, характерная для него связь с объектами окружающего мира.

Основа сложившегося качества личности представляет собой отношение в трех формах:

  • убеждение (рациональное отношение)
  • привычка (стереотип поведения)
  • • эмоционально-волевая установка [2] и мотив деятельности.

Если какой-либо из этих форм в некотором качестве нет, то

отношение (и, соответственно, качество личности) неполное, возможно, оно только складывается.

Поскольку затвердевшее отношение является сутью качества личности и потенцией будущего поведения человека, именно на выращивание культурного, социально ценного отношения, прежде всего, и направлены силы воспитателя Поэтому воспитателя интересует, как вызвать у ученика нужные, культурные отношения к окружающим и как закрепить эти отношения.

Качество личности навязать детям нельзя, потому что собственное отношение складывается свободно. Оно возникает в процессе собственной деятельности и связанных с нею переживаний и размышлений. Детям, а особенно подросткам и юношам не может нравиться, если кто-то пытается давить и явно влиять на их отношения. Отсюда следует, что ребенок не должен видеть, как его воспитывают. Процесс воспитания должен быть скрыт от детей, иначе он неизбежно вызовет их сопротивление.

Какие именно отношения будут возникать, функционировать и закрепляться, зависит от всей организации деятельности детей, а если говорить шире — жизнедеятельности. Поэтому посмотрим на деятельность повнимательнее.

Человек включается в некоторое дело тогда, когда у него появляется свой мотив, желание делать именно это. Мотив пробуждается одной из потребностей человека, материальной или духовной.

Появившийся (или выбранный из нескольких, возникших в сознании) мотив включает цепочку деятельности. Осознается желаемая цель, вырабатывается план действий, осуществляется (под контролем сознания и иногда с необходимой их корректировкой) ряд действий, достигается цель. И тогда акт деятельности закончен.

Схематично это выглядит так: пробудившаяся потребность — возникший мотив — цель — план действий — последовательные действия — коррекция (при необходимости) — полученный результат.

Например. Захотелось кушать — подумал: «Неплохо бы поесть!» — понял: «Пора обедать!» — решил: надо разогреть суп и второе, достать компот из холодильника, накрыть на стол, нарезать хлеб — все это выполнил, однако забыл положить на стол ложку — достал ложкупообедал. Таков конкретный пример деятельности.

Но в нашем примере не хватает главного с воспитательной точки зрения — отношения. На самом деле, кроме запланированного прямого результата, т. е. желаемого конкретного продукта, деятельность порождает некоторый незапланированный самой личностью побочный результат — возникновение группы тех или иных отношений.

Возьмем тот же пример обеда. Обедая, человек может стараться быть поаккуратней, а может и не обращать на это внимания. Испытывает благодарность к тому, кто приготовил обед, а возможно, совсем иные чувства. Может экономно использовать продукты питания, а может и транжирить их. Может наслаждаться этим процессом, а может безразлично «насыщаться». Короче говоря, при подготовке и в процессе обеда возникают и проявляются определенные отношения.

В неменьшей степени это свойственно для всей деятельности человека. В процессе его разнообразной жизнедеятельности он включен в большое число одновременно функционирующих отношений. Причем связи деятельности и отношений не одномерны: отношения человека порождаются и закрепляются в деятельности, но, возникнув и закрепившись, они влияют на последующую деятельность и поведение человека.

То же можно сказать и о деятельности и отношениях ребенка. Имея в виду воспитание детей, А.С. Макаренко написал так: «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот “хаос” не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя» [3] .

Читайте так же:
Какой подарок сделать парню на годовщину отношений. Что подарить на годовщину отношений мужчине

Отношения проявляются в деятельности, поведении ребенка, в его высказываниях и переживаниях. В реальной жизнедеятельности человека многие отношения переплетаются и взаимосвязаны.

Еще раз подчеркнем сложность и переплетение этих отношений. Одновременно у одного и того же школьника могут быть и сочетаться такие отношения: любовь к отцу, недоверие учителю, симпатия к жулику. Возможен целый комплекс разных, хотя и одновременных отношений к одному и тому же человеку. Например: любовь к отцу, недоверие ему, презрение и жалость!

При такой сложности отношений воспитатель не может влиять лишь на одно из них. В реальном воспитательном процессе, организуя деятельность детей, он влияет на систему отношений, и даже не одного ребенка, а целой группы детей, с которыми приходится работать.

Все это предопределяет сложность воспитательного процесса, а также проблематичность, вариативность и вероятность точного достижения запланированного результата (т. е. намеченной цели воспитания). Вероятность достижения цели зависит преимущественно от того, насколько воспитатель овладеет методикой воспитания (не узким набором методических штампов, а накопленным в опыте многих поколений педагогов и в педагогической науке методическим богатством), т. е. от уровня его мастерства.

Роль воспитания в развитии личности. Воспитание как влияние на систему отношений человека

Роль воспитания в формировании личности

Что такое хорошо, а что такое плохо? Вопросы, которые актуальны в любой период времени. Не зря однажды известный поэт написал произведение на данную тему. Каждый человек, начиная с юных лет, узнает о “правильном” поведении. Делиться своим видением могут родители, педагоги разных образовательных учреждений и просто окружающие люди. Но какое влияние этот процесс оказывает на ребенка, а в последующем на взрослого? Можно сказать заранее, что роль воспитания в формировании личности очень велика.

Что такое воспитание

Воспитательный подход позволяет направить человека в нужное русло, соотносясь с его способностями и индивидуальными особенностями; помогает овладеть социальными, духовными и другими ценностями, которые необходимы в жизни; дает возможность раскрыть собственное “Я”. Однако стоит отметить, что воспитание не может изменять заложенные от природы генетические и физиологические данные.

Роль воспитания в формировании личности

Обычно все начинается с родительского дома. Образовавшаяся семейная пара начинает воспитывать юного человека. И здесь появляются варианты дальнейшего развития.

1. Если люди живут осознанно; придерживаются основ психологии; хорошо понимают типичные проявления детей в разном возрасте; знают о причинах детских кризисов – тогда вариант развития личности скорее будет благополучный, если при этом нет ограничивающих факторов. Например, таких, как, неблагоприятные условия жилья или наследственность. Помимо прочего, нужно учитывать тот факт, что каждый ребенок по своему поддается воспитанию. Кому-то может потребоваться особый индивидуальный подход.

2. Более распространенный способ воспитания – не вдумываясь, отталкиваться от основ, которые люди получили от своих мам, пап, бабушек и дедушек. Те, в свою очередь, могли не быть грамотными педагогами. Последствия могут быть разными.

Безусловно, многое зависит от самого человека. Каждая личность может влиять на свою жизнь, если начнет самосовершенствоваться и менять сформированные убеждения.

К чему приводит неграмотное воспитание:

  • Внутренняя незрелость

Инфантильность – один из результатов неправильного подхода. Такой человек может бояться совершать ответственные шаги, которые могут привести к серьезным изменениям в жизни. Процесс проявляется в нежелании устраиваться на работу, съезжать от родителей, менять комфортную обстановку на неизвестную.

  • Неконтролируемое поведение

Когда нарушается грань между можно и нельзя, человек перестает ощущать необходимость в ограничении себя. Все начинается с поощряющейся вседозволенности. Если воспитуемый с юного возраста привыкает к тому, что ему всегда все можно, то это может привести к неприятным последствиям. Например, спровоцировать излишнюю наглость и нарциссизм или перерасти в неуважительное отношение к окружающим.

  • Отсутствие эмпатии к другим

Если с детства ребенок часто видел агрессию в семье; испытывал страх находиться дома; не видел доброго отношения – ему вряд ли захочется помогать другим. Убеждение, что хорошего ждать не следует может преследовать долго. До тех пор, пока личность не получит новый, более положительный опыт и закрепит его.

  • Проблемы с привязанностью

Между родителем и ребенком с детства возникает глубокая связь. Нарушения в стабильности этой связи приводит к расстройствам. Игнорирование детских потребностей, отсутствие телесных контактов, нежелание выражать любовь – вот из-за чего возникают проблемы. Дети с нарушенной привязанностью сталкиваются со сложностями в построении отношений с людьми. Во взрослой жизни это может быть созависимая любовь, либо избегание близости. В любом из этих вариантов человеку трудно быть счастливым.

Признаки удачного воспитания:

blank

  • Адекватное оценивание себя

Самооценка играет значимую роль в жизни каждой личности. При нормальном формировании, человек умеет налаживать контакт с разными людьми; знает свои способности и проявляет их; не боится ошибаться и пробовать снова. Если же показатели занижены или наоборот завышены, то это ведет к перекосу в восприятии мира и своих возможностей.

  • Сопереживание окружающим

Способность поставить себя на место другого человека позволяет личности проявлять сопереживание и понимание. Этот навык имеет большое значение в выстраивании близких отношений с людьми в любой сфере жизни.

  • Свобода в проявлении эмоций

Умение воспитателей создать для человека комфортную психологическую обстановку помогает ему в будущем чувствовать себя уверенным и раскрепощенным. Такие люди обычно не боятся принимать себя и проявлять такими, какие они есть. Это хорошо сказывается на эмоциональном фоне человека.

  • Проявление личных талантов

Индивидуальность, одаренность и отличие от других не всегда воспринимаются окружающими спокойно. Если человек сильно выделяется в социальной среде, ему может быть не всегда просто отстаивать собственные позиции. Грамотный подход воспитателя помогает личности раскрыться и понять, что его особенность является талантом. Так, человек понимает, что он может дарить людям свое творчество, а не прятать его внутри.

Роль воспитания в формировании личности: коллективное воздействие

Жизнь в обществе предполагает взаимодействие с разными людьми. Каждый человек наделен своим характером, темпераментом и взглядом на жизнь. Когда неодинаковые личности собираются в коллектив, то образуется определенная атмосфера. Люди притираются друг к другу, создают общие привычки и правила. Это приводит к тому, что каждому приходиться подстраиваться и быть гибким, в чем-то меняться. Так или иначе, нет сомнений, что долгое нахождение в определенном окружении наложит отпечаток на личность.

Читайте так же:
Виды дружбы между людьми, отличие дружбы от обычного общения. Как человек выбирает друзей, по каким признакам? Как поддерживать хорошие добрососедские отношения

Влияние коллектива может оказаться положительным и спровоцировать внутренний рост человека или наоборот отрицательно сказаться на моральном состоянии индивида. Именно поэтому рекомендуется выбирать окружение осознанно.

Если после общения с кем-либо появляется ощущение эмоциональной опустошенности, неуверенность в собственных силах и ухудшается настроение, стоит прекращать контактировать с таким манипулятором.

Если же наоборот возникает радостное ощущение и желание создавать новое, внимательно присмотритесь к этому человеку. Взаимодействие с такой личностью не будет забирать ваши силы.

Проводя большое количество времени в одном коллективе, стоит наблюдать за собой. Бывает так, что человек чувствовал себя гораздо лучше и увереннее, перед тем как попасть на данную работу, в секцию или учебное заведение. При негативном воздействии общества, по возможности, старайтесь сменить место на другое или четко обозначьте личные границы.

Вывод

Роль воспитания в формировании личности очень высока. Оно позволяет вырастить полноценную личность или оказать влияние на человека, если процесс происходит в более зрелом возрасте. Однако полностью изменить кого-либо нельзя. Тем не менее, подходить к процессу формирования человека стоит осознанно и с умом, помня о возможных последствиях.

Роль воспитания в развитии личности

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три генеральных фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относится наследственность, а к социальным – среда и воспитание. Однако и обучение, не относящееся к генеральным факторам, играет большую роль в развитии личности.

Содержание

Введение. 3
Роль воспитания в развитии личности. 3
Роль обучения в развитии личности. 5
Заключение. 7
Источники. 9

Вложенные файлы: 1 файл

Роль воспитания и обучения в развитии личности.docx

Роль воспитания в развитии личности. . . 3

Роль обучения в развитии личности. . . 5

Обучение и воспитание — два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить. Действительно, учитель ведет урок природоведения. Он вывел детей на экскурсию в лес для ознакомления с деревьями; ученики узнают названия деревьев, учатся распознавать их по форме листьев, по цвету коры и т. д. В то же время учитель обращает внимание на красоту природы, на многообразие жизни в лесу. Он, таким образом, и учит детей, и воспитывает. Не случайно в педагогике появилось понятие «воспитывающее обучение» (обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием их личности).

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три генеральных фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относится наследственность, а к социальным – среда и воспитание. Однако и обучение, не относящееся к генеральным факторам, играет большую роль в развитии личности.

Роль воспитания в развитии личности

Воспитание как целенаправленный процесс должно обеспечивать поведение человека в соответствии с нормами и правилами, принятыми в данном обществе, и вместе с тем способствовать формированию индивидуальных черт и качеств личности. Воспитание оказывает большое влияние на развитие человека и формирование его личности. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств и прежде всего от характера влияния, идущего от среды, а также от наследственности.

Особую роль в развитии человека и формировании его личности играет взаимодействие воспитания с влиянием микросреды — семьи и ближайшего окружения. Изучение и учет этих влияний позволяет понять особенности поведения каждого ребенка. В случае обнаружения неблагоприятной домашней обстановки, отражающейся на развитии, успеваемости и поведении ребенка, воспитатель может и должен вмешиваться в семейное воспитание: повлиять на родителей, обратиться в общественные организации по месту их работы. Одновременно он усиливает индивидуальный подход к ребенку, организует необходимую помощь в занятиях и т. д.

Воспитатель должен также знать и ближайшее окружение ребенка вне школы, так как порой оно может оказывать нежелательное влияние на детей и подростков. В настоящее время проводится большая совместная работа школы и общественности по месту жительства учащихся с целью организации культурного досуга детей и подростков, более широкого вовлечения их в спорт, в разнообразные кружки, занятия техническим творчеством.

Школа все больше превращается в центр воспитательной работы и пропаганды педагогических знаний среди родителей и общественности. Следует отметить, что дошкольные учреждения также играют большую роль в пропаганде педагогических знаний и педагогическом просвещении родителей.

Таким образом, воспитание находится в тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущих от среды, играя при этом ведущую роль как в использовании благоприятных социальных условий, так и в устранении или ослаблении влияния неблагоприятных воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы.

Воспитание — процесс двусторонний. Оно достигает должного эффекта, если воспитанник понимает и принимает требования воспитателя, стремится активно их выполнить. В основе формирования такого отношения лежит понимание ребенком разумности предъявляемых ему требований, их справедливости, обоснованности.

Наибольшая активность личности в воспитательном процессе отмечается тогда, когда ученик начинает серьезно задумываться над самовоспитанием, разрабатывает программу своего совершенствования, мобилизует свою волю. Затрачивая специальные усилия по выполнению этой программы, он сам активно формирует свою личность. Естественно, интерес к самовоспитанию и самосовершенствованию может возникнуть только по достижении уже известного уровня нравственного развития, при пробуждении самосознания. Очень важно и развитие умения сравнивать свое поведение, особенности своего характера и личные качества с поведением и чертами характера других людей. Немалое значение имеет и наличие у человека своего идеала, на который ему хочется равняться. Важна постановка человеком личных общественно значимых целей в жизни, выработка стремления добиваться их выполнения, развитие у себя необходимых для этого качеств. Подобная зрелость и степень самосознания обычно связываются с юношеским возрастом, но могут проявляться уже и у подростков.

Читайте так же:
Сожитель не хочет жениться. Ловушка для одинокой женщины:Чем грозит гражданский брак, и почему мужчина не хочет жениться. Гражданский брак: психология отношений

Главное, что характеризует результаты воспитания, — это обеспечение общего развития человека, формирование направленности его личности, развитие у него духовных потребностей и интересов.

Роль обучения в развитии личности

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Напомним, что под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.

В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая, и наиболее распространенная, заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в, процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, надо не мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ж. Пиаже отмечал, что умственное развитие идет по своим внутренним законам, поэтому обучение может только несущественно замедлить или ускорить этот процесс. Однако, например, пока у ребенка не созрело логическое операторное мышление, бессмысленно обучать его логически рассуждать.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа теорий (Коффка и др.) объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.

Эту существенно новую идею выдвинул Л. С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой. В связи с этим Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий, уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л. С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Так и идет развитие личности по всем направлениям.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению Л. С. Выготского, ведущую роль обучению. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими и последовательными как иерархизированные понятия, а также в достаточной степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где ученику обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия — важнейший механизм развития; соблюдение этапов самого процесса развития личности.

На воспитании и обучении основывается развитие человека. Они – главная сила, способная «подправить» недостатки природы и отрицательного действия среды. Только во взаимодействии воспитание и обучение могут сформировать личность как результат всестороннего развития человека. Обучение является одним из ведущих средств воспитания, так как именно оно формирует у человека систему норм, правил, взглядов, с которыми он подходит к оценке и анализу явлений окружающего мира, поступков и поведения людей и своих собственных поступков. Обучение носит воспитывающий характер, что является следствием взаимосвязанности воспитания и обучения.

Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из содержания, форм и методов обучения. Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обучения требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях воспитательная функция предполагает формирование научного мировоззрения, понимания законов природы, общества и мышления, формирования отношений воспитанников к науке, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим. Важнейшим аспектом осуществления воспитательной функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих её успешность.

В процессе обучения необходим не набор приемов и методов, а гамма влияний, одновременно воздействующая на память, на мышление ученика, на его чувства, вызывающая переживания радости, гнева, боли, удивления, сочувствия. Воспитательное влияние уроков зависит не только от методов, но и от форм организации обучения. При умелом сочетании общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения учитель может усилить воспитывающее влияние содержания обучения на каждого ученика с учетом его особенностей.

Читайте так же:
Оригинальный подарок парню на годовщину. Какой подарок сделать парню на годовщину отношений. Поздравления любимому с годовщиной отношений своими словами

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитательной функций обучения.

Но при процессах воспитания и обучения необходимо учитывать и генетические предрасположенности, т. е. наследственность.

1) Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 176 с.

2) Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

Какую роль в становлении личности играет воспитание

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

непослушный ребенок

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Что такое воспитание?

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

воспитание ребенка

Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Влияние воспитания на личность

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

гитаристОсобенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.

Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.

Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.

спортсменки

Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.

Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.

Коллективное воздействие

Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша. Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.

счастливая семья

По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.

Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.

Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.

Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.

велосипедисты

Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.

Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.

Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию