Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Семейные отношения и брачные ценности. Типология семьи. Формы брачных отношений. Глава I. Историческая значимость семейных отношений

Типология семейно-брачных отношений

Семья, как и любое социальное явление, не возникла спонтанно. Появление семьи было необходимым результатом исторического развития общества. Появление первых упорядоченных отношений между полами ученые связывают с возникновением родов.

Род — это малая этническая группа, представители которой связаны кровными узами и ведут свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). Важнейшим признаком рода в первобытном обществе являлась экзогамия (запрет браков внутри рода), поэтому роды не могли существовать изолированно друг от друга и постепенно объединялись в племена.

Первым, кто обратил внимание на появление новых отношений между противоположными полами и проанализировал их, был американский ученый Льюис Г. Морган. В своей книге “Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации”, вышедшей в 1877 г., Морган впервые попытался упорядочить накопленный исторический опыт и знания о возникновении и развитии семейно-брачных отношений у различных народов. Этот труд он вынашивал в течение сорока лет. До сих пор “Древнее общество” является одним из самых фундаментальных исследований в области истории возникновения семьи. Ф. Энгельс в своей работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884) подробно анализирует работу Моргана и еще более четко выявляет экономические, социальные, природно-географические причины, влияющие на различие форм и типов семейно-брачных отношений.

Развитие общества как социальное явление включает в себя реализацию определенных потребностей. С одной стороны, это потребность в еде, питье, одежде, предметах быта, с другой — в существовании себе подобных. Таким образом, развитие общества с необходимостью воспроизводится в двух аспектах: производство и воспроизводство средств производства и средств потребления, а также производство и воспроизводство самого человека, продолжение рода. Эти два процесса очень тесно взаимосвязаны.

Неразвитость общественных отношений отражалась и на неразвитости отношений между полами. В первобытном обществе эти отношения носили хаотический промискуитетный

(неупорядоченный) характер. Развитие общества, необходимость разделения труда, упорядочения взаимодействия между людьми постепенно заставляли их упорядочивать и взаимоотношения полов. С укреплением родов отношения полов стали носить все более позитивный упорядоченный характер. На смену промискуитету приходят отношения брака.

Брак— это социальный институт, представляющий собой совокупность норм, предписаний, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, их отношения друг к другу, детям, совместному имуществу и т. д.

Исторически первой формой брачных отношений, отражающей уровень развития взаимодействия между родами, был дуально-групповой брак. Данная норма брака носила позитивный характер и давала возможность воспроизводства родовых отношений через взаимодействие двух различных родов.

Основу взаимодействия родов составляла не экономическая деятельность, а необходимость реализации основной функции семьи — детопроизводства (репродуктивная функция). Внутри каждого рода кровосмешение было запрещено. Род мог воспроизводить себя лишь через другой род. Запрещение браков внутри рода называется экзогамией. Противоположностью экзогамии выступает эндогамия — обязывающая выбирать партнера только внутри своей группы.

Первоначально дуально-групповой брак связывают с периодом дикости. В этот период экономические, хозяйственные связи между вступающими в брачный союз очень слабы, поэтому брачные пары легко распадаются. В брачном союзе противоположных полов создаются пока лишь предпосылки возникновения семьи.

Семья — основанная на браке или кровном родстве первичная социальная группа, члены которой связаны общностью быта (ведением общего хозяйства), взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. Важнейшая функция семьи — репродуктивная (рождение и воспитание детей).

Первобытный род, являясь экзогамным, не мог состоять из семей, но дал толчок к ее появлению. В связи с тем, что в групповых брачных отношениях единственно неоспоримым родителем ребенка являлась мать, то и родословная велась по материнской линии. Неупорядоченные отношения — это отношения, не облеченные еще в форму правил, обязательных для обеих сторон. Эти правила формулируются гораздо позже.

Выделяют несколько этапов развития семьи.

Кровнородственная семья — простейшая форма семьи. Отношения между полами запрещены только между родителями и детьми. Все остальные члены семьи, имеющие родственные отношения (братья и сестры любых степеней родства) являются одновременно друг для друга мужьями и женами. Кровосмешение объективно вело такой тип семьи к вымиранию.

Второй, более развитой исторической формой семьи стала пуналуальная семья (группа мужчин одного рода образует семью с группой женщин другого рода), распространившая запрет половых отношений между различными поколениями на всех без исключения кровных родственников, как единоутробных братьев и сестер (т. е. по материнской линии), так и по всем родственным линиям (дети, внуки, правнуки родных братьев и сестер). Племена, более жестко ограничивавшие родственные половые отношения, развивались более интенсивно. Наиболее долго кровосмешение допускалось на Гавайских островах. Процесс отказа от кровосмешения был очень сложным, но исторически неизбежным. Именно пуналуальная семья может считаться классическим образцом, высшей формой группового брака, в основе которого лежат отношения рода.

Парная семья являет собой следующую качественную ступень развития брачных отношений, зародившуюся еще в недрах группового брака. Групповой брак не исключал и наличие отдельных пар, сосуществующих друг с другом. Мужчина мог выделять одну женщину как главную (любимую) жену среди других женщин, отдавать ей предпочтение, являясь, в свою очередь, для нее главным (любимым) мужем. Эти отношения строились не на экономическом интересе, а лишь на взаимном влечении. Чем более развивался род (а он все еще определялся по материнской линии), чем сложнее было найти себе пару не среди родственников, которых становилось все больше, тем более крепкими становились парные браки. Парный брак все больше вытеснял групповой. При расставании пары дети оставались с матерью. Парная семья при всех своих достоинствах все же несла в себе элемент неустойчивости. Возможность легкого расторжения брака обоими супругами и право повторного вступления в новый брак порождало чувство временности и не вызывала потребности в обзаведении домашним хозяйством. Особенно это касалось мужчин, вынужденных при разводе покидать домашний очаг. Такое положение вещей подталкивало признавать родной лишь мать. Женщины данной эпохи занимают очень высокое положение в социальной иерархии общественных отношений.

Разложение первобытно-общинных отношений и зарождение частной собственности ведет к постепенному превращению парной семьи в моногамную. Моногамия выступает как основа развития нового качества в отношениях между мужчиной и женщиной. Наступает эпоха цивилизации.

Моногамия— единобрачие, исторически обусловленная форма брака и семьи, при которой мужчина женат на одной женщине, а женщина замужем за одним мужчиной, причем в отличие от парного брака, общество санкционирует долговременный союз супругов.

Читайте так же:
Как строить отношения с мужчиной. Как строить отношения с мужчиной: первый закон

Эпоха усиления частной собственности и разложения материнского права связана со стремительным развитием процессов одомашнивания животных. Приручение животных привело к появлению огромных стад скота, что, в свою очередь, укрепляло роль мужского начала и порождало качественно новые общественные отношения. Тот, кто пас стада, постепенно становился и их собственником. Главой семьи по необходимости становится мужчина. Развитие скотоводства, обработки металлов, ткачества, земледелия все более укрепляет статус мужчины как главы семьи. После его смерти имущество наследовалось общиной, а не женой и детьми. Другой стороной развития скотоводства, требующего дополнительных рабочих рук, явилось появление рабства. Муж становился собственником не только скота, но и говорящих орудий труда — рабов. Таким образом, по мере увеличения размеров собственности муж объективно занимал все более главенствующую позицию в семье. В связи с этим постепенно изменившееся положение мужчины было закреплено законодательно, и женское право наследования по материнской линии сменилось правом наследования по линии отца. Именно с этого времени роль женщины свелась лишь к почетному положению домохозяйки и хранительницы домашнего очага. Жена и дети наравне с рабами становятся собственностью мужа. Для того чтобы передавать наследство, муж должен быть уверен в верности жены. Муж получает практически безграничные права.

Наряду с моногамией (единобрачием) исторически возникает еще одна важная форма брака — полигамия. Полигамия существует двух видов; полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество).

Полигиния — одна из исторически сложившихся форм брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными женщинами. Полигиния признана одной из мировых религий — исламом. Данная форма брака связана не с распущенностью восточных народов, а с их кочевым образом жизни, который не позволяет им, в отличие от народов, занимающихся земледелием, вести оседлый образ жизни. Скотоводство требует постоянного перемещения со стадами. Кроме того, кочевой образ жизни предполагает частые конфликты из-за пастбищ и территорий для стойбищ скота, что приводит к большому уровню смертности среди мужчин. Все эти причины и явились основой признания исламом возможности мужчине иметь несколько жен. Но даже на Востоке это привилегия богатых.

Еще более специфической формой брака выступает полиандрия — исторически сложившаяся форма брака, при которой одна женщина состоит одновременно в браке с несколькими мужчинами. Этот феномен очень слабо анализируется в современной литературе, но он был довольно сильно распространен в Индии, Тибете и горных районах других стран, где географические и природные условия не позволяли каждому из множества сыновей семейства создать и прокормить свою семью. Иногда клочок земли был настолько мал, что мог прокормить лишь ограниченное количество едоков. В такой ситуации сыновья были вынуждены вступать в брак с одной женщиной. В такой семье землю стал наследовать старший сын. Остальные отправлялись в растущие города.

Итак, можно выделить три основные формы брака, соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству — парный брак, цивилизации — моногамия.

В современных урбанизированных условиях быстрорастущих городов самым распространенным типом моногамных отношений между супругами выступает нуклеарная семья, состоящая лишь из родителей и их детей. В случае отсутствия детей или одного из родителей семья называется неполной. Если несколько нуклеарных семей живут под одной крышей и ведут общее домашнее хозяйство, такую семью принято считать расширенной. Расширенная семья состоит из трех и более поколений, место и роль каждого из которых могут быть различны. Как правило, центральное место в такой семье занимают родители, но бывает, что лидером выступает и кто-то из “молодых”. Социальные роли обычно распределяются в течение нескольких лет и зависят от реального положения каждого члена семьи. В случае если молодожены приходят жить в дом родителей жены, возникает матрило- калъная семья. Если же супруги поселяются в доме родителей мужа, семья называется патрилокалъной.

Семьеведение: учебное пособие (2 стр.)

Подобная двойственная взаимосвязь формирует зону разнообразных интересов «семьеведов» и ученых других специальностей, обусловливает необходимость использования данных других наук для объяснения явлений и процессов, связанных с семейно-брачными отношениями.

«Социология семьи» занимает одно из первых мест в исследовании социальной жизни. Изучение проблем брака и семьи – наиболее развитая отрасль социологического знания. Научные социологические исследования брачно-семейных отношений являются основанием для выработки государственной социальной политики.

Изучение основ «Социальной демографии» дает возможность рассматривать следующие вопросы: брачность и разводимость как социологические и демографические категории, современное состояние и развитие семьи, влияние социально-экономических факторов на реализацию репродуктивной функции семьи.

«Психология семейных отношений» освещает основные психологические механизмы функционирования семьи – динамику семьи, структуру семейных ролей, коммуникации в семье, действие на жизнедеятельность семьи различных стрессоров.

«Этнография» отражает этнопсихологическую специфику и этапы формирования семейных отношений, этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях и пр.

«Педагогика» как научная и практическая дисциплина является одним из важнейших направлений развития социальной работы. Педагогические аспекты выступают одновременно основой и средством социальной работы, обеспечивающим реализацию ее потенциала в процессе взаимодействия личности и общества. Педагогическое содержание социальной работы с семьей включает в себя следующие элементы: формирование социальных идеалов, гуманистических ценностей, социальных действий, умений и навыков, приемов самопомощи и т. д.

Теория и практика «Социальной педагогики» связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях. Социальная педагогика рассматривает педагогические возможности социального работника по адаптации, коррекции и реабилитации нуждающихся членов семей, организации современной системы социальной помощи и защиты материнства, отцовства и детства.

«Семейная педагогика» является прямым продолжением семьеведения и расширяет знания студентов о проблемах развития воспитательного потенциала семьи, семейных отношений. Основной акцент делается на семье как на главном институте социализации личности. Изучается влияние семейного неблагополучия на воспитание ребенка.

«Технология социальной работы» как учебная дисциплина демонстрирует возможности профессиональной деятельности социального работника в организации социальной помощи и поддержки семьям разных категорий.

Перечень учебных дисциплин, которые связаны общим объектом изучения, можно продолжать. Семьеведение, опираясь на научные данные, обобщает сведения о семье как социальном институте и малой группе и дает основы организации современной системы социальной помощи семье и детям на основе имеющегося исторического опыта и опыта зарубежных стран.

Читайте так же:
Поможет добавить искры отношениям набор. Пропала искра в отношениях

РАЗДЕЛ 1. Социология семьи

Глава 1. Генезис брачно-семейных отношений

1. Эволюция половых и семейных взаимоотношений в истории человеческого общества

Чтобы понять современное состояние брака, осмыслить тенденции брачно-семейных отношений и выработать стратегию помощи семье, необходимо знать о тех изменениях, которые происходили на протяжении долгой истории развития человека. Брачно-семейные традиции и нормы, семейные роли и ценности современной семьи имеют исторические корни.

Проблемы брачно-семейных отношений с древности привлекали людей как предмет обсуждения, изучения, исследования, потому что в их основе заложен один из самых важных и сильных инстинктов человека – половой, т. е. инстинкт продолжения человеческого рода.

Половой инстинкт имеет огромное значение как биологический механизм, обеспечивающий естественное и непрерывное воспроизводство людей. Без его постоянной реализации в жизни существование общества практически невозможно. Действие полового инстинкта человека, как и других животных, составляющих огромную группу млекопитающих, оставалось в продолжение тысячелетий почти неизменным. Это система безусловных рефлексов, которые выражают генетически предопределенную и детерминированную устойчивость вида при существующих условиях на Земле.

Биологически «технология» воспроизводства людей почти не претерпела изменений даже в условиях наиболее глубоких переходных периодов из одной исторической эпохи в другую. Половой инстинкт человека сам по себе полностью безразличен к социальной системе. Однако сама социальная система никогда не является безразличной к его объективной реализации. Не изменяя его существенных устойчивых биологических механизмов, она начинает его использовать и регулировать с точки зрения ценностной и культурной ориентации.

У человека, в отличие от животных, половой инстинкт находится во взаимодействии с определенными социальными факторами. Он соотносится с существующей общественной системой. Таким образом, сексуальные отношения в обществе, с одной стороны, биологичны, а с другой, – социальны. Механизмы биологического поведения человека подчиняются принципам и нормам, присущим той или иной культуре.

Сексуальные взаимоотношения в обществе всегда являются объектом социального контроля, сознательной общественной регуляции. Системное воздействие социального контроля осуществляется через воспитание, традиции, обычаи, санкции. Социальный контроль создает ограничения проявлениям полового инстинкта с учетом определенной социальной целесообразности.

В истории человечества существовали разные формы общественного регулирования отношений между полами. Некоторые формы были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали тому или иному уровню социально-экономического развития общества.

Брачная форма регулирования отношений между мужчиной и женщиной появилась не сразу. Для первобытного человеческого общества присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. К сожалению, эпоха предыстории человека недостаточно исследована, что связано с объективными трудностями.

Если следовать теории Дарвина, то на первых стадиях превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между мужчиной и женщиной регулировались только биологическими импульсами, потребностями. В то время в половое общение могли вступать друг с другом все члены данного рода: мужчины, женщины, родители, дети, братья, сестры и т. д. Такая форма отношений называется – промискуитет (от лат. promiscuus – смешанный, общий). Это была биогенная добрачная форма сожительства между мужчиной и женщиной. Иногда ее называют эндогамией – брачные (сексуальные) связи внутри группы, рода, а семейно-брачные эндогамные отношения – кровнородственными.

Эндогамные отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей: острые конфликты и драки на сексуальной почве в период подготовки к охоте, отсутствие единства действий в момент защиты племени от внешних врагов и др. Это стало тормозить развитие социальных отношений и угрожать самому существованию человеческого общества. Заключение в определенные рамки биологического инстинкта человека стало объективной необходимостью. Некоторые ученые считают, что превращение обезьяны в человека связано с первым сексуальным «табу» – запретом кровосмешения.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. А. Г. Харчев полагает, что эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. Следующим важным шагом стало запрещение сексуальных контактов между братьями и сестрами (запрет на кровосмешение).

С появлением рода возникает и групповой брак (групповая семья): мужчины определенной группы (рода) являются коллективными супругами женщин другой группы. Для ранней стадии первобытно-общинного строя характерным считается дуально-родовой брак. Данная форма группового брака называлась экзогамией – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (брачные отношения) только с членами другого рода. Этот необходимый процесс первоначальной социализации сексуальных отношений продолжался сотни тысяч лет.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

– она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети;

– жизнь требовала расширения социальных контактов, связи с другими человеческими объединениями;

– таким путем достигалось установление внутри рода социального мира, половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы;

– человеку свойственно искать новые контакты и впечатления, в том числе и в половой сфере.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех перечисленных обстоятельств. Таким образом, экзогамия – первая форма человеческого социального регулирования отношений между полами, между мужчиной и женщиной. Так появилось противоречие между биологическим и социальным в человеке.

Исторические этапы развития брачно-семейных отношений: от «Гетеризма» до моногамного, гармоничного брака Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Статья посвящена анализу основных исторических этапов развития брачносемейных отношений. Первоначально, существовали ни чем не ограниченные половые отношения «гетеризм», но с каждым этапом общественного развития эталон, брачно-семейных отношений, менялся: от кровнородственной семьи до моногамного союза. На сегодняшний день, в «эпоху разводов», возникла острая необходимость молодых людей и общества в целом в согласованных, перспективных отношениях между супругами, то есть в гармоничном браке .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гаврилова Е. А.

Текст научной работы на тему «Исторические этапы развития брачно-семейных отношений: от «Гетеризма» до моногамного, гармоничного брака»

Аспирант, кафедра общей психологии, Российский государственный социальный

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ОТ «ГЕТЕРИЗМА» ДО МОНОГАМНОГО, ГАРМОНИЧНОГО БРАКА

Статья посвящена анализу основных исторических этапов развития брачно-семейных отношений. Первоначально, существовали ни чем не ограниченные половые отношения — «гетеризм», но с каждым этапом общественного развития эталон, брачно-семейных отношений, менялся: от кровнородственной семьи до моногамного союза. На сегодняшний день, в «эпоху разводов», возникла острая необходимость молодых людей и общества в целом в согласованных, перспективных отношениях между супругами, то есть в гармоничном браке.

Читайте так же:
Как найти девушку для серьезных отношений и брака. Нормальные девушки, где вы

Ключевые слова: супружество, гармоничный брак, семья Keywords: matrimony, harmonious marriage, family

Семья и брак, являясь неотъемлемой частью общества, выступают постоянным объектом исследования, в связи с меняющимися общественными условиями -политическими, экономическими, моральными, духовными и др. Каждая эпоха по-своему трактует брачно-семейные отношения и причины, повлекшие к их трансформации, учитывая работы в области истории возникновения семьи и брака (И.Л. Бахофен, Дж. Леббок, Дж. Ф. Мак-Ленан, Л.Г. Моргана, Ф. Энгельс, М.М. Ковалевский, Л. Штенберг и др.

Изучение истории семьи начинается с 1861 г., когда вышла в свет работа И.Л. Бахофена «Материнское право». Автор выдвинул в этой работе следующие положения: 1) у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения — «гетеризм»; 2) такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определить лишь по женской линии — согласно материнскому праву; 3) вследствие этого женщины как матери, как единственные достоверно известные родители молодого поколения пользовались высокой степенью уважения и почета, доходившей, по мнению И.Л. Бахофена, до полного господства женщин (гинекократии); 4) переход к единобрачию, при котором женщина принадлежала исключительно одному мужчине, таил в себе нарушение древней религиозной заповеди, которое требовало искупления или допускалось при условии выкупа, состоявшего в том, что женщина в течение определенного времени должна была отдаваться посторонним [6, 215].

Помимо выкупа, невесту у родных мог похитить жених. Такая форма брачных отношений называется «брак-похищение» (Дж. Ф. Мак-Леннан). При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа, поэтому в отношении нее возникали права скорее вещного, чем личного характера. Это подтверждается и существованием древнейшего обычая сжигать жену, как остальное имущество ее мужа, вместе с его телом [1, 40].

На основании вышеуказанных предположений (И.Л. Бахофена, Дж. Ф. Мак-Леннана), Л. Морган, воссоздал историю семьи в обратном порядке: 1) кровнородственная семья -первая ступень семьи. Здесь брачные группы разделены по поколениям: все деды и бабки в пределах семьи являются друг для друга мужьями и женами, равно как и их дети, то есть отцы и матери; равным образом дети последних образуют третий круг общих супругов, а их дети, правнуки первых, — четвертый круг; 2) пуналуальная семья. Если первый шаг вперед в организации семьи состоял в том, чтобы исключить половую связь между родителями и детьми, то второй состоял в исключении ее для сестер и братьев. Каждая первоначальная

семья должна была раздробиться через несколько поколений. Ряд или несколько рядов сестер становились ядром одной общины, их единоутробные братья — ядром другой. Таким или подобным путем из кровнородственной семьи произошла форма семьи, названная Морганом пуналуальной; 3) Парная семья. На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако возможны многоженство отношений с другими женщинами. Брачные узы, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери; 4) моногамная семья основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию любой из сторон. Моногамия появляется как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во всей предшествующей истории противоречия между полами [6, 262; 265].

Подтверждением такого отношения мужчины к женщине (супруга к супруге) можно найти в «наказах» Домостроя — основном «путеводителе» по супружеской жизни, в котором отмечалось, например, следующее: «как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу угодить и к мужу своему приноровиться, чтобы могла дом свой получше устроить, и всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться» [цит. по 3; 146].

Рассмотрения основных исторических этапов развития брачно-семейных отношений выявило, в большинстве случаев, отсутствие гармонии между супругами. Даже если и было место данному феномену, то его значение занимало далеко не первое место и учитывалось, скорее всего, одним из супругов. Такое взаимоотношение полов отразилось на дальнейшем господстве мужчины в семье и обществе в целом. Однако, несмотря на то, что патриархат занимает главенствующее положение в обществе, на сегодняшний день власть женщин (матриархат) существует у представительниц слабого пола одного из китайских этносов -наси и мосо. Борозды правления занимают женщины: дают фамилию детям, распоряжаются собственностью и определяют наследников, а неформальная брачная практика (ачжу) торжествует над общегосударственными нормами и декретами.

В целом, включение женщин в систему социально-экономических отношений относится к концу ХХ в. Женщины во всех развитых капиталистических странах добились равных с мужчинами гражданских прав. Освобождение семьи от влияния отношений собственности и наследования явилось условием для юридического и фактического равенства мужчины и женщины, которые становятся субъектами брачного выбора [5; 21].

С этой позиции социальное содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает в себя как экономическую, так и психологическую стороны. Экономические отношения между супругами первоначально были следствием половозрастного разделения труда и имели характер взаимопомощи в обеспечении детей и престарелых родственников; затем у классов, связанных с частной собственностью, эти отношения оказались подчиненными интересам институализации и преумножения последней. В свою очередь психологическая сторона брака состоит в любви, доверии и общности индивидуального существования [8; 48].

Брак и семья являются неотъемлемой частью общества, колоссальное значение которых измеряется в будущем любого народа. Вступая в брак, каждый человек открывает для себя новый этап, этап совместной жизни, создавая начало начал — семью. Понятие счастья, как правило, связывают с браком и семьей, где отношения проявляются в партнерском взаимодействии и самореализации, как в супружеской (личной), так и в общественной жизни. Большинство ученых разных научных дисциплин единодушны в том,

что в течение последних десятилетий институт брака и семьи претерпел значительный кризис.

Читайте так же:
Как пережить разрыв в отношениях с мужчиной. Психология разрыва отношений без разрыва сердца. Почему люди сильно переживают расставание

В настоящее время брак определяется как исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу [7, 50]. В связи с этим развитие семейных отношений рассматривается в контексте уменьшения числа брачных партнеров и ужесточения правил, регламентирующих выбор партнера. Для того чтобы половое общение приобрело черты брака, необходимо его санкционирование общественной средой. В то же время возникновение правомерных отношений между мужчиной и женщиной не означает появления семьи.

На сегодняшнем этапе, необходимо отметить, важность межличностных отношений супругов, супружество. Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями (С.И. Голод). Основой взаимодействия супругов в браке может выступать: любовь (не любовь), гармония (дисгармония), уважение (не уважение) и др., а также особенности их перетекания одного в другое, то есть процесс сублимации в браке, ведущий к согласованным, гармоничным отношениям.

Так как в тексте встречаются понятия и «брак» и «семья», необходимо отметить, что в обыденной жизни они часто употребляются как синонимы. Их значение в сознании людей очень взаимосвязано. Но это скорее не тождественные, а пересекающиеся понятия, так как могут существовать самостоятельно друг без друга. В связи с этим многие дисциплины (социология, педагогика, правоведение, психология, этика и др.) по-своему трактуют данные понятия. Рассмотрим эти понятия с позиции социологии и психологии.

Брак и семья с точки зрения социологии (А.И. Антонов, С.И. Голод, С.В. Ковалев, В.М. Медков, А.Г. Харчев и др.). Исторически семья появилась значительно позже брака, так как семья представляется, в первую очередь, как форма социального отношения. А.И. Антонов рассматривает семью, как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [2, 241].

Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. А.Г. Харчев определяет брак как равноправный и добровольный союз мужчины и женщины, предполагающие одинаковые критерии оценки их сексуального статуса [8, 180], а семью как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание [9, 27].

Семья — это совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства (брат-брат, брат-сестра и т.п..), порождения (родители-дети), свойства (муж-жена) (С.И. Голод).

Брак и семья в психологии (Т.В. Андреева, Л.Я. Гозман, В.Н. Дружинин, Н.Н. Обозов, В.А. Сысенко, Ю.Г. Эйдемиллер, Н.Г. Юркевич, В. Юстицкис и др.) рассматриваются как отдельные, малые группы, со своими ценностями и обязанностями, функциями и ролями, ответственность за которые лежит на каждом индивидууме. Брак рассматривается как механизм равного сотрудничества супругов для удовлетворения определенной совокупности потребностей, где отношения «муж-жена» — центральные (Н.Г. Юркевич). Их половая связь и любовь признаются обществом, церковью, государством и оформляются тем или иным образом. Семья возникает не после того, как в браке или вне его рожден ребенок, а тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за его жизнь, экономическое благосостояние и воспитание [4, 11].

Как видно, понимание брака и семьи претерпело значительные изменения: налицо признание брака равноправным союзом супругов, в котором каждый способен наиболее полно самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, не ущемляя интересов другого. Все это послужило основой для формирования новых видов брачно-семейных отношений: нормативных, квазисемейных и особых моделей брачно-семейных отношений.

1. Нормативную модель отличает фиксированность и стабильность супружеских отношений, наличие детей или желание их иметь, сексуальная верность партнеров, гетеросексуальность (юридический брак);

2. Квазисемейные модели: сознательное одиночество; незарегистрированное сожительство; повторные брачно-семейные отношения;

3. Особые модели. Это смешанные браки, семьи не состоявшего в браке родителя с ребенком и др.

Альтернативные формы брачно-семейных отношений: «открытый брак», «браки на время», «свингерство», «гомосексуальный брак», «групповой брак», «гостевой брак» («визитный» брак), «коммуна» и др. [5, 48].

Таким образом, развития семьи непосредственно связано с общественными преобразованиями. Супружеские отношения сегодня — это неустойчивая система, которая, скорее всего, стремится не к «закону равновесия» (гомеостазу), а к разрушению, так как отказывается решать возникшие проблемы совместной супружеской жизни. В связи с этим, важную роль для молодых людей, общества в целом, несет в себе гармоничный брак -непротиворечивые, согласованные отношения между супругами, проявляющиеся в партнерском взаимодействии, направленном на их (супругов) самореализацию в супружеской (личностной) и профессиональной сферах.

В таком случае, мы можем предположить, что особенностями гармоничных отношений в браке могут быть: 1) моногамные отношения (муж и жена), предполагающие взаимодействие в диаде; 2) официально зарегистрированные отношения, так как мы рассматривает брак в качестве легитимных отношений между мужчиной и женщиной; 3) равенство сторон в правах и обязанностях, взаимное уважение, любовь, ответственность за партнера; 4) создание, в дальнейшем крепкой семьи, рождение и воспитание детей.

Сегодня сложно сказать, каким будет брак через 10 — 15 лет. Но в тоже время, взаимоотношения между мужчиной и женщиной будут носить особенный характер, достойный данного общества и данной эпохи.

1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник / М.В. Антокольская. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1999. — 336с.

2. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. — Издательство МГУ: Издательство международного университета бизнеса и управления, 1996. — 304с.

3. Домострой / Сост., вступ. ст., перевод и комментарий В.В. Колясова; Подготовка текстов В.В. Рождественский, В.В Колясова и М.В. Пименовой. — М.: Сов. Россия, 1990.- 304с.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд./ В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2008. -176с.

5. Коваль Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптации: Учеб. пособие / Н.А. Коваль, Е.А. Калинина; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им Г.Р. Державина, 2007. — 351с.

6. Маркс К. Энгельс Ф. Избранные произведения в трех томах. Т. 3. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Издательство Политической литературы, 1970. — 644с.

7. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 672с.

Читайте так же:
Как избавиться от навязчивости в отношениях. Как не быть навязчивым. Навязчивость в отношениях со стороны мужчины

8. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. — 2-е изд., перераб. и доп. / А.Г. Харчев. — М.: Мысль, 1979. — 367с.

9. Харчев А.Г. Исследование семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. — 1986. — № 3. — С.26 — 30.

Исторические формы семьи и брака

Институционализация семейных отношений носила длительный и сложный характер.

На них существенное влияние оказали природный, трудовой, экономический, религиозный, моральный, политический и правовой факторы. В зависимости от них семья и брак приобретали самые разные, порой причудливые формы. К сожалению, в современной социологии нет однозначной классификации (типологии) семейно-брачных отношений. При решении этой задачи исследователи используют самые разные критерии. Нам представляется, что ведущим критерием, основным фактором, позволяющим определить форму семейных отношений, является брак между субъектами семьи (мужем или мужьями и женой или жёнами и, соответственно, нормы взаимоотношений между ними). Если применить этот критерий, то просматривается следующая картина семейнобрачных отношений.

Очевидно, первой исторической формой брака был групповой. Его основу составлял сексуальный союз определённой группы мужчин и женщин, в которой все взрослые одновременно являлись мужьями и жёнами (сексуальными партнёрами). Следовательно, и семья носила групповую форму (семейная группа). Дети считались общим достоянием, велось совместное хозяйство, разделение труда имело примитивные формы. Забота о членах семьи и особенно о детях носила коллективный характер. Разумеется, групповые формы брака и семьи имели у разных народов своеобразие, порой весьма существенно отличались; но в главном — они совпадают.

Такая форма брачно-семейных отношений имела место в примитивных обществах (предобществах, доиндустриальных обществах). Правда, её отголоски имеют место и в современном обществе. Речь идёт о так называемой «шведской семье» и семейных коммунах, изредка встречающихся в США и некоторых других странах.

В шведской семье, например, совместно проживают несколько мужчин и женщин. Их соединяют не только сексуальные, но и хозяйственные, эмоциональные и другие взаимоотношения.

Второй исторической формой брачных отношений стал полигамный брак (от древнегреческого poli — много и gamos — брак) объединяющий трёх, или большее количество сексуальных партнёров. Такая форма брака появилась благодаря зарождению частной собственности, государства, права. Подобный брак, соответственно, породил и полигамную семью. Полигамные брачно-семейные отношения имеют два вида — полигинию и полиандрию.

Полигиния (многожёнство) предполагает одного мужа и несколько жён. Их количество может достигать несколько сотен. Полиандрия означает многомужество, т.е. одна женщина является одновременно женой нескольким мужчинам. В этом случае, как правило, женится старший брат, приводит жену в свой дом, а младшие братья автоматически становятся ей мужьями.

Полигиния имеет широкое распространение в странах с исламской религией. Причём возможны её различные варианты. Скажем, все жёны могут проживать в одном доме с мужем и вести совместное хозяйство. Но они могут проживать и раздельно, имея отдельный дом и индивидуальное хозяйство. В таком случае муж эпизодически наведывается к своей супруге и детям. В каждом конкретном случае имеет место собственная регламентация семейно-брачных отношений, но не выходящая за рамки данного института.

Полиандрия (многомужество) встречается довольно редко. В наше время она сохранилась на Тибете.

Третьей исторической формой брачно-семейных отношений является моногамия (единобрачие), представляющая собой союз двух субъектов — мужчины и женщины. Возникнув в глубокой древности, моногамия со временем стала ведущей формой семейных отношений во многих обществах, во всяком случае, в евроаме- риканских.

Преимущество моногамии над другими формами семьи очевидно. Здесь имеют место более близкие отношения супругов между собой, чувство любви, заботы, верности, стремления эффективно вести хозяйство, передать наследство детям и т.п.

Итак, тремя основными историческими формами семьи являются семейная группа, полигамная и моногамная семьи.

Вместе с тем семейные отношения, особенно в условиях моногамии имеет множество вариантов в связи с чем, социологи выделяют их различные виды и разновидности.

Так, если за критерий классификации взять степень самостоятельности, то выделяют нуклеарную и расширенную семью.

Нуклеарная, или простая семья состоит из мужа, жены, их детей. Супруги самостоятельны, независимы от своих родителей, имеют собственное хозяйство. Нуклеарные семьи наиболее рапро- странены в современных обществах.

Расширенная, или сложная семья, состоит из родственников двух-трёх поколений (дедушки, бабушки, их дети, внуки и т.д.), проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство.

В свою очередь, расширенная семья имеет такие разновидности, как патрилокальная и матрилокальная. Критерием такого деления выступает место проживания супругов. Если супружеская

пара проживает вместе с родственниками мужа или поблизости от них, то такую семью называют патрилокальной. А если супруги живут вместе или поблизости от родственников жены, то такую семью принято называть матрилокальной.

Патрилокальные и матрилокальные семьи преимущественно характерны для архаичных обществ. Хотя встречаются и в современных, особенно в России, где имеет место дефицит жилья. В России семья традиционно рассматривалась как весьма крупное объединение людей — семь «я», семь личностей, т.е. супругов, родителей одного из супругов и нескольких детей.

Иногда социологи и демографы за критерий классификации семей берут количество детей, имеющихся в них. Следовательно, выделяются семьи: бездетные, однодетные, малодетные и многодетные.

Если за критерий взять длительность супружеских отношений, то можно получить такие разновидности семьи, как: молодёжная, молодая, среднего супружеского возраста и пожилая семьи.

Если за основу супружеских отношений взять юридический аспект, что можно все семьи разделить на формальные и неформальные.

В формальных семьях брачные отношения между супругами закреплены юридически и религиозно, т.е. санкционированы государством или церковью.

В неформальных семьях брак между супругами не санкционирован ни церковью, ни государством. Неформальные семьи, как и формальные, могут иметь детей, имущество, вести совместно хозяйство, воспитывать подрастающее поколение и т.п. В простона- речьи такую форму брачно-семейных отношений называют «гражданским» браком или сожительством. Последнее более точно отражает реальное положение вещей.

В последнее время появилась новая разновидность брачносемейных отношений — гомосексуальная. Речь идёт о том, что представители одного пола будь-то мужчины или женщины получили право заключать между собой брачный союз и вести официально совместную жизнь. Такие брачно-семейные отношения имеют место в Голландии, Швеции, Англии и ряде других стран.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию