Dressgold.ru

Женский интернет журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Семейные отношения как объект исследования в психологии. Семейные отношения это

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления, которая появилась лишь во второй половине XX в. Наряду с психологией личности психология семьи является «дочерней» наукой социальной психологии. Но теоретической основой психологии семьи стали исследования не только социальной психологии и психологии личности, но и других наук и отраслей психологии: философии, антропологии, этнографии, социологии, культурологии, педагогики, педагогической психологии, клинической психологии, психологии развития и др.

Если истолковывать «семью» и «семейные отношения» как понятия, то их истоки восходят к философской мудрости Платона (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»), Аристотеля («Политика»), Ксенофонта («Домострой»), Плутарха («Наставление супругам»), Ф. Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства»), М. Монтеня («Опыты»), И. Канта («Метафизика нравов»), Г. Гегеля («Философия религии», «Философия права»), Н. Г. Чернышевского («Русский человек на rendez-vous»), А. Шопенгауэра («Афоризмы житейской мудрости»), П. А. Флоренского («Столп и утверждение истины»), В. В. Розанова («Семейный вопрос в России»).

Интерпретацией понятий семьи и семейных отношений занимались также разные школы психологической науки: психоанализ, ин- теракционизм, бихевиоризм, психосинтез, экзистенциальная психология и др.

В исследовательское поле психологии семьи включены психологические, социологические, антропологические, философские, биологические и культурологические точки зрения таких зарубежных и отечественных авторов, как Л. А. Файнберг, Ю. И. Семенов, М. Мид,

Э. Берн, Э. Фромм, Д. Д. Фрэзер, Д. Аккерман, К. Г. Юнг, А. Адлер, Т. В. Андреева, И. С. Кон, М. С. Мацковский, А. С. Спиваковская,

A. М. Свядощ, В. В. Бойко, В. С. Торохтий, В. Владин, Д. Капустин,

B. Р. Дольник, Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин, В. В. Дружинин,

О. А. Карабанова, А. А. Кроник, А. И. Антонов, В. М. Медков,

Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Г. Навайтис, М. Таргакова и другие известные специалисты.

Для фундаментальной науки заниматься исследованиями семейных отношений долгое время было делом несерьезным. Неформальные отношения, эмоциональная близость, любовь, симпатия всемерно выживались из процесса развития научного познания, семейные отношения как психологические феномены постоянно ускользали от четкого определения. Нередким случаем было отношение к проблемам семейных отношений как к некоей «ненаучной» или «полуна- учной» области. Поэтому изучение психологии семьи идет через формирование практических запросов, а уже потом в эту сферу внедряются научные исследования.

Сложность и труднодоступность семейных отношений как предмета изучения связаны не только с сохраняющейся отсталостью психологической науки и терминологии в данной области. Это очень личная, интимная сфера, и от участников исследований требуется глубина раскрытия.

Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество вербальных и невербальных методов, позволяющих с высокой степенью достоверности изучать семейные отношения.

Практическое приложение знаний в области психологии семьи предполагает следующие виды деятельности:

  • • психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака;
  • • консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);
  • • психологическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах;
  • • консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений;
  • • психологическое консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и отклонений в развитии);
  • • психологическое консультирование по проблемам воспитания детей «группы риска» и одаренных детей;
  • • психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей;
  • • психологическая профилактика отклонений и нарушений развития детей и подростков, воспитывающихся «без семьи» (в условиях депривации общения с близким взрослым);
  • • психологическое консультирование и сопровождение беременности и родов;
  • • психологическое сопровождение становления родительства.

Таким образом, очевидна необходимость концентрации усилий

на изучении семьи как объекта и семейных отношений как предмета психологического исследования.

Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

Задачи психологии семьи:

  • • исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
  • • изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера;
  • • изучение психологических особенностей супружеских отношений;
  • • изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;
  • • изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях;
  • • изучение кризисов семьи и выработка стратегий их преодоления;
  • • интеграция системы научных знаний о семье и практического опыта оказания психологической помощи семье.
Читайте так же:
Как парни лишают девушек. Тату в интересном месте лишила парня интимных отношений. Что чувствуют парни

Междисциплинарные связи психологии семьи довольно разнообразны. Например, социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения.

Психология личности — общение и межличностные отношения в семье как основу личностного роста и самореализации, разрабатывает формы и методы оптимизации личностного развития человека с учетом ресурсов семьи.

Психология развития и возрастная психология фокусом своего исследования сделали закономерности развития личности в семье на разных возрастных стадиях, содержание, условия и факторы социализации, проблемы воспитания ребенка в семье, психологические особенности детско-родительских отношений.

Семейное воспитание и педагогика всегда были одним из предметов педагогической психологии, рассматривающей психологические основы и формы практической работы с семьями обучающихся с целью оптимизации воспитания и образования ребенка.

Возрастно-психологическое консультирование, направленное на контроль за ходом психического развития ребенка, профилактику и коррекцию негативных тенденций развития ребенка под невротизи- рующим влиянием семьи, изучает семью и семейное воспитание как важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка.

В рамках клинической психологии внутрисемейные отношения исследуются как важный фактор в контексте проблем этиологии, терапии и реабилитации после преодоления психических нарушений и отклонений (например, алкогольной или наркотической зависимости или др.).

Итак, теоретическую основу современной семейной психологии создали научные знания, добытые в различных сферах психологического исследования, а также опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования.

Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются сегодня актуальными задачами. И не только по причине отмечаемого исследователями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами. Психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений, так и для реализации эвристических целей научного поиска в ситуации власти информационных технологий, кризиса общественных систем.

Молодость изучения семейной проблематики привела к тому, что пока стройной психологической теории, достаточной научной терминологии не сложилось.

Психология семейных отношений базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Поэтому данный курс состоит из двух основных частей: психологии семьи и семейного воспитания.

Современные исследования семейно-брачных отношений

В настоящее время проблемам супружества – родительства – родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.

Психология семейных отношений развивается в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, а также проблемами семейного воспитания. Вопросы, рассматриваемые семейной психологией, разнообразны: это проблемы супружеских, родительско-детских отношений, взаимоотношений со старшими поколениями в семье, направления развития, диагностика, семейное консультирование, коррекция отношений.

Семья является объектом исследования многих наук – социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика – потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография – особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография – роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика – ее воспитательные возможности.

Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы.

Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.

Читайте так же:
Почему портятся отношения после рождения ребенка. Признаки дисгармонии в паре после родов. Как не развестись после рождения ребенка

Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) – уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).

Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно – 36 и 29 %). Появилась социокультурная нормативная система – прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.

Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.

Важный методологический принцип – синергетинеский – позволяет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов.

В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.

Валеева Р.Н. Семья как объект исследования социальной психологии

Аннотация. В статье приведен анализ структурных и функциональных компонентов исследования семьи как объекта социальной психологии.

Annotation. The article analyzes the structural and functional components of the study of the family as an object of social psychology.

Ключевые слова: малая социальная группа, функции семьи, структура семьи, динамика семьи, виды супружеских отношений, фазы супружеских отношений.

Key words: small social group, family functions, family structure, family dynamics, types of matrimonial relations, phases of matrimonial relations.

Область исследования проблемы семейных отношений лежит на стыке психологии семьи и социальной психологии, которая рассматривает семью как пример естественной социальной малой группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику, но, тем не менее, знание закономерностей функционирования и развития малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений.

Исследование семейных отношений, получение новых знаний в этой области необходимо и актуально, т. к. среди разных причин увеличения разводов, проанализированных неоднократно в специальной демографической литературе, в качестве важной причины отмечается неумение строить повседневные взаимоотношения между супругами. Это означает, что важнейшей формой прикладных социально-психологических исследований должны стать исследования, изучающие отношения в семье, выясняющие структуру и динамику семейных отношений, причины возникновения конфликтов, способы их разрешения. [1]

«Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Соловьев Н.Я.). В супружестве осуществляются самые интимные отношения двух партнеров противоположного пола, но одновременно оно является и довольно открытой ячейкой человеческого общества, что и делает ее объектом изучения социальной психологии. Это динамичная, очень хрупкая система, подвергающаяся влиянию многих факторов.

Задача изучения семьи весьма сложна. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т. д.

Отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры.

Тем, что при изучении семейных отношений исследуется та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов и представление о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Каждый человек имеет свой собственный семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще.

Читайте так же:
Отчим: как наладить отношения с ребенком? Отец — ребенок — отчим.Как строить отношения с «бывшими» и «новыми» родственниками

Скрытостью (интимностью) многих происходящих в семье событий, а также их изменчивостью, отсутствием четких контуров.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика, а также виды и фазы супружеских отношений.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» (Соловьев Н. Я.). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья.

Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Функция духовного (культурного общения) – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.

Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

Нарушения функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи и т. д. [5].

Структура семьи – т. е. состав семьи и ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором – о демократической.

Нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном обогащении).

Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, — один из наиболее трудных вопросов в современной науке о семье. Часть семейных психотерапевтов имеют определенное представление, какой должна быть семья – например какими могут и должны быть отношения между супругами и каких отношений не должно быть между родителями и детьми. Другие более четко определяют требования, предъявляемые к семье, — например, необходимость создавать условия для развития личностей членов семьи – «опытная» семейная психотерапия. Третьи точнее знают, какой не должна быть семья, — учение о «семейных треугольниках» и о «двойной связи». Наконец, четвертые верят пациенту и помогают ему избавиться от того, что ему мешает, — такова практика бихевиоризма.

Динамика семьи. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. Кризисы развития могут быть описаны как критические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи. Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье ранее, не способствуют достижению новых потребностей, появившихся у членов семьи.

Семейные системные психотерапевты Вархнилл и Лонго для объяснения того, что происходит с семьей при переходе от фазы к фазе, заимствовали психоаналитические идеи о фиксации и регрессии: во время нормативного стрессора дисфункциональные семьи, вместо того, чтобы продвигаться вперед, регрессируют на более ранние фазы развития семьи, либо останавливаются в своем развитии, т.е. фиксируются на определенной фазе. Дюваль выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:

Читайте так же:
Недоверие в семье: пeрвый шaг к рaзводу. Основные ошибки при попытке вернуть доверительные отношения в семье – не совершайте их! Мужу пришло СМС…

Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

Принятие и развитие новых родительских ролей.

Принятие в семью новой личности. переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

Введение детей во внесемейные институты.

Экспериментирование с независимостью.

Подготовка к уходу детей из семьи.

Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».

Принятие факта ухода на пенсию и старости [5].

Можно выделить четыре основных вида супружеских отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.

Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения.

Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.

Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.

Культурные – это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т. п.), внутри которой данная семья возникла и существует [3].

В результате анализа научной литературы можно выделить следующие фазы супружеских отношений.

  1. Выбор партнера.
  2. Романтизация отношений. На этой фазе влюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнера только достоинства. Отсутствует восприятие себя и другого в супружестве. В случае мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера – психологические, физические и др., которые вначале как бы не замечались, в дальнейшем могут восприниматься гипертрофированно.
  3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие – кто, каким образом и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Многократно повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.
  4. Стабильность / изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? Повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое? Необходимый опыт по автоматизации взаимодействий уже накоплен; наверно, можно успокоиться и отдохнуть? В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными.
  5. Фаза экзистенциональной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности / неудовлетворенности прожитыми годами. Основной итог этой фазы – решение вопроса о том, был ли брак подлинным (и желанным, и гармоничным) или случайным. [4]

Необходимо отметить, что существует определенная зависимость супружеских отношений от стажа общения.

Исследования показали, что первые пять лет общения отличаются тенденцией к сближению, шестой и седьмой годы – некоторым отдалением в отношениях мужа к жене, затем последующим возрождением чувства «Мы» до прежнего уровня. Характерно, что отношение жены к мужу продолжает

изменяться в сторону усиления «Мы» и лишь десятые-одиннадцатые годы чреваты отдалением. [2]

Рисунок 1 График усредненных линий супружеских отношений

Вместе с тем стоит заметить, что когда взаимоотношения достигают высокой степени интимности, необычайно важной становится достоверность – наша способность отказаться от попыток произвести хорошее впечатление и начать раскрывать самих себя такими, как мы есть на самом деле. [2]

Семью необходимо рассматривать как единое целое, единый психологический и биологический организм, так как все ее структурные и функциональные компоненты находятся в тесной связи между собой. Именно поэтому, какой бы вопрос, касающийся жизни семьи, не рассматривался бы, всегда нужно в полной мере учитывать, как он связан со всеми остальными сторонами ее жизни.

Статья «Семья как объект психологического исследования»

Определений семьи в научной литературе достаточно много, причем некоторые из них настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений.

Приведем традиционное определение данного понятия, встречающееся во многих справочных изданиях. Семья – это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [8, с. 21].

Читайте так же:
Как понять отношение мужчины к женщине. О чем можно разговаривать с девушкой. Выбираем тему для общения

Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А. Г. Харчевым: «семья – это исторически – конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [8, с. 22].

В рамках психологического подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями [8, с. 10].

Для человека семья – главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. По мнению В. Н. Дружинина, специфической особенностью семьи является ее «несвобода» – в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако эта несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности.

В. Н. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:

«нормальная — аномальная семья»;

Рассматривая первую шкалу, В. Н. Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, он считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие «идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной.

Статья Семья как объект психологического исследования

Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы [8, с. 12].

С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, семья – группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Американский социальный психолог Д. Майерс предлагает недвусмысленное определение: группа – это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы» [8, с. 26].

В науке принято рассматривать семью как систему. Семейная система – это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система – это самоорганизующаяся система, т. е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы.

С позиций семейной психотерапии выделяют три типа семьи:

Стабильные семьи – субъективно удовлетворенные своим браком и оцениваемые окружающими как благополучные.

Проблемные семьи – обратившиеся за консультацией к психологу в связи с неудовлетворенностью своими семейными отношениями и осознающие возможность распада семьи. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи. [1, с. 34].

Нестабильные семьи – семьи, не преодолевающие конфликт при наличии негативной семейной ситуации и принявшие решение о расторжении брака.

Важным отличием проблемных семей от нестабильных являются цели их прихода к психологу. Члены проблемных семей хотят улучшить семейные отношения, чтобы избежать расставания. А члены нестабильных семей обращаются к психологу с целью получить психологическую помощь и поддержку в процессе развода, осуществить развод как можно безболезненнее для всех членов семьи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию