Dressgold.ru

Женский интернет журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взаимоотношения между родителями и детьми. Психологические проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Гиперопека и игнорирование потребностей

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей»

Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися во взрослой жизни, нужными обществу. А стало быть, интеллектуально, физически и духовно развитыми. То есть гармоничными, как принято теперь говорить. И, конечно, все родители ищут пути всестороннего развития своего ребёнка.

Проблема взаимоотношений родителей и детей была всегда актуальной.

Зачастую отношения родителей и детей дошкольного возраста складываются по следующей схеме: сначала малыш не имеет другого образца поведения, кроме старших членов семьи, поэтому стремится подражать им, радовать папу, маму, бабушку, дедушку. Всех приводят в умиление сначала первый лепет, затем первые выученные стихотворения и песенки, сказки. Пока ребёнок посещает детский сад, всё, вроде бы, складывается благополучно.

Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребёнок научается в семье, в детском коллективе и в общении со взрослыми-педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушения – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребёнка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо ребёнку помочь наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Наиболее часто родителей беспокоят такие индивидуальные особенности как, медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, враньё и т. п. кроме того, не всегда взрослым понятно, почему у ребёнка нет друзей, не складываются отношения со сверстниками в группе.

За последнее время на практике всё чаще обращаются родители к психологу за советом с целью улучшения своих взаимоотношений с детьми. Однако родители не задумываются, что все ответы на вопросы «Как нужно себя вести?», относятся не только к отношениям с ребёнком, но и к взаимоотношениям взрослых между собой.

Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство друг друга. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться?

Коммуникативные способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми.

Способность к общению включает в себя:

1. желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2. умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

Необходимо понять причины коммуникативных проблем у ребёнка. К ним относятся: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение и излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребёнку.

Показателями благополучной обстановки являются:

— выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

— уверенность в своих силах, удовлетворение собой;

— умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;

— ощущение свободы, автономности при общении с родителями.

Основные ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей.

1. Слишком много строгости.

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная». Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею. Контроль, угрозы, понукания, принуждение, наказания — главные средства этого стиля воспитания. Также возможны постоянная ирония, высмеивания.

2. Эмоциональное отвержение.

Родители не ощущают в своем сердце тепла и любви к ребенку. Эти дети не получают ласки и внимания со стороны родителей. Такое отношение вызывает обидчивость, скрытность, способствует повышенной чувствительности.

3. Завышенные требования.

Проблемы при такой форме воспитания начинаются с раннего детства. Ребенок учится в музыкальной школе, занимается спортом, английским, плаванием. На него возлагаются большие надежды, над ним довлеет убеждение, что родители перестанут его любить, если он не оправдает их надежды. Отсюда и неуверенность, депрессии, повышенная истощаемость нервной системы, тревожность.

4. Повышенный уровень заботы.

Она выражается в стремлении родителей окружить ребенка постоянным вниманием, всегда защищать его, следить за каждым его шагом, удерживать детей около себя. Родители пытаются оберегать ребенка до последнего и не хотят отпускать его в этот суровый мир самостоятельности.

5. Отсутствие или недостаток контроля.

«Делай что хочешь, мне все равно». Такая родительская позиция предоставляет ребенку с раннего возраста полную свободу. Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет взрослым. Часто это выражается в том, что родители не знают где, с кем и зачем бывает ребёнок. Что он читает, на какие сайты и зачем ходит (какую информацию получает, какие у него друзья, какие выводы он делает после просмотра передачи, фильма, или после сложной или конфликтной ситуации с друзьями.

6. Непонимание и игнорирование мнения и интересов ребенка.

Если вы хотите, чтобы ребенок уважал Вас, научите уважать его. Прислушивайтесь к его мнению, спрашивайте совета.

7. Отсутствие поддержки.

В подростковом периоде происходит перерождение ребенка во взрослого человека. Это процесс сложен для подростка и тут без поддержки близких никак не обойтись. Поддержите увлечения ребенка или предложите альтернативу. Подростку важно понимать, что его любят и ценят, иначе он замкнется в себе.

8. Навязанная роль.

«Мой ребенок – мой лучший друг». «Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как взрослый человек». Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

9. Больше денег – лучше воспитание.

«Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т. п. Будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями». Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для детей намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

Читайте так же:
Как ненавязчиво напомнить о себе. Хорошие поводы напомнить клиенту о себе добавить свою цену в базу комментарий. Понимание в отношениях

10. Непоследовательность.

Наша непоследовательность может стать причиной несправедливого отношения к ребенку. Вчера, например, когда нам хотелось подольше пообщаться с подругой, мы позволили дочери смотреть взрослый фильм, а сегодня мы ругаем ее за то, что она увлеклась видео. Из-за родительской непоследовательности в голове у ребенка не откладывается четкое «что такое хорошо и что такое плохо».

11. Слишком мало времени для воспитания ребенка.

«К сожалению, у меня совсем нет времени на тебя». Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свободную минутку стараются проводить с детьми: они готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поговорить, поиграть и почитать с ними.

12. Несогласованность родителей.

Родители, активно участвуя в воспитании ребенка, допускают ошибки из-за несогласованности между собой, или отсутствия определенной позиций в какой-то ситуации. Причем каждый считает мнение и ожидание своего ближнего несправедливым. В таких семьях родители постоянно кричат на детей, бранят их за что-то, считают их поведение несносным, дети, в свою очередь, раздражаются и не хотят подчиняться родителям, выражая протест постоянному давлению.

Заключение

Какие бы прогрессивные методики вы ни применяли, всё будет напрасно, если в родительском доме не будет покоя и семейного уюта. Ругаясь, крича, родители теряют авторитет в глазах ребёнка, который восстановить впоследствии будет очень сложно.

Чаще хвалите и поощряйте своего ребенка за хорошие поступки, не скупитесь на похвалу. Любите и уважайте его. И тогда переходный период пройдет у вас в семье безболезненно.

Консультация для родителей «Проблемы в воспитании дисциплинированности у детей среднего и старшего дошкольного возраста» Проблемы в воспитании послушания, дисциплинированности у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Нравственное воспитание предполагает,.

Консультация для родителей «Детские зубы-взрослые проблемы» Консультация для родителей : «Детские зубы- взрослые проблемы». Здоровые и красивые зубы — это результат качественного питания, полноценного.

Консультация для родителей «Почему возникают проблемы у первоклассников в школе?» Каждый родитель желает видеть своего ребенка здоровым, веселым, счастливым. Это до поступления в школу. А когда дети переступают школьный.

Консультация для родителей «Проблемы детского общения»Консультация для родителей «Проблемы детского общения» Многие взрослые помнят, как родители запрещали им водиться с ребятами постарше, объясняя свой запрет тем, что ребенок старшего возраста.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» Развитие взаимоотношений между родителями и детьми начинается прямиком с момента появления их на свет. С маленькими детьми обычно отношения.

Консультация для родителей «Речевые проблемы современных детей» ГАДЖЕТЫ ВМЕСТО ЛАДУШЕК: ОТКУДА У СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ ПРОБЛЕМЫ С РЕЧЬЮ И КОГДА ИДТИ К ЛОГОПЕДУ. «Подумаешь, молчит ребенок. Заговорит через.

Консультация для родителей «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей» Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные.

Консультация «Проблемы детей — проблема родителей» На сегодняшний день большое внимание уделяется созданию благоприятного психологического климата в семье и дошкольных организациях. Ведь.

Родительское собрание «Праздники в детском саду как средство помощи во взаимоотношениях родителей и ребенка»Родительское собрание «Праздники в детском саду как средство помощи во взаимоотношениях родителей и ребенка» Тема собрания:«Праздники в детском саду как средство помощи во взаимоотношениях родителей и ребенка»Цели собрания:Поиск новых форм взаимодействия.

Консультация для родителей «Роль потребностей и установок в детско-родительских взаимоотношениях» Общеизвестно, что человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей его средой. Это является естественным и необходимым условием.

Проблемы взаимоотношения детей и родителей

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Они, как никто другой, заинтересованы в результатах воспитания.

Для этого, в первую очередь, необходимо наладить доверительные взаимоотношения и сохранить их на протяжении всей жизни.

Как развиваются отношения?

Родители – первые и главные учителя в жизни человека. С появлением малыша, папа и мама становятся ещё и воспитателями. С маленькими детьми отношения складываются довольно просто. Взрослые устанавливают свои правила, а ребёнок послушно их выполняет. Характер отношений начинает меняться с достижением подросткового возраста. В этот период и начинаются проблемы. Возникает недопонимание, подростки пытаются противопоставить себя взрослым и отстоять свою независимость. Они не желают беспрекословно подчиняться воле родителей. Своё «Я» выходит на первый план, дети пытаются выйти из родительской опеки.

В чём кроются причины конфликта?

  • Одна из главных причин — личностная реализация. Свои несбыточные мечты родители пытаются возложить на своих детей. Отправляя их в кружки и секции, мамы и папы, зачастую, не спрашивают желания своих чад. Дети сопротивляются, возникает конфликт. Не нужно давить на ребёнка своим «авторитетом», а всё, что необходимо сделать – увидеть в нём самостоятельную личность.
  • Ещё одной причиной конфликтов является чрезмерная опека. Многие родители активно пытаются оградить своих детей от негативных явлений современного мира. Возлагая все проблемы подростков на себя, они лишают их самостоятельности. Становясь взрослыми, такие люди оказываются неприспособленными к жизни и вступают в конфликт с обществом. Лишняя опека может стать источником будущей несчастливой и тяжёлой судьбы, как ребёнка, так и родителей.

Как решать конфликты?

Самым главным условием для устранения конфликтов являются доверительные отношения между родителями и детьми. Здесь, взрослым, необходимо применить свой педагогический талант и жизненный опыт.

Некоторые принципы, которым должны придерживаться родители:

1. Необходимо совершать только такие поступки, которые заслуживают доверия. Уверенность в том, что родителям можно доверять, добавит им авторитет и станет основным фундаментом взаимоотношений.

2. Нельзя обещать то, что невыполнимо и обманывать ребёнка, иначе он вырастет обманщиком и хитрецом. Стараться вести честный и доверительный диалог.

3. Родители должны поощрять самостоятельность детей. Помнить, что каждый ребёнок – уникальная личность. Уметь находить компромисс между свободой действий и дозволенными рамками.

4. Необходимо поддерживать детей в сложных ситуациях. Проявление родительской любви – источник и гарантия его счастливой жизни. Но, чтобы не вырастить капризного и эгоистичного человека, следует отказаться от чрезмерной опеки.

Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть выстроены на основе любви, доверии и уважении. Только тогда человек вырастет счастливым и проживёт достойную жизнь!

Взаимоотношения между родителями и детьми. Психологические проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Гиперопека и игнорирование потребностей

Мне и моим друзьям по 13-15 лет. Мы любим общаться, вместе проводить время, имеем много общих интересов. Конечно, важное место в нашей жизни занимает учёба, но и общение для нас очень важно.

Так или иначе, но главным местом, где мы ищем поддержку и понимание остаётся для нас наша семья – родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Но в последнее время я часто слышу, что у моих друзей возникают проблемы непонимания между ними и их родителями. Почему это происходит? Ведь мы с родителями являемся самыми близкими на свете людьми и наша любовь к друг другу неоспорима? Задумавшись над этим вопросом, мне стало интересно, как происходит взаимодействие детей и родителей в сложный период подросткового возраста.

Читайте так же:
Мария николаевна москаленко. Поездка в Германию. Имеет отношение к населенным пунктам.

Семья – это группа людей, которые связаны между собой брачными или родственными узами. Семья – то место, откуда все начинается: рождение, воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму.

Семья ассоциируется в первую очередь с родителями. Именно они играют главную роль в жизни каждого ребенка, воспитывают в нем доброту, тактичность. Но взаимоотношения между родителями и детьми становятся сложнее, когда у ребенка начинается переходный возраст (подростковый). Поэтому нужно получше изучить эту тему, чтобы научиться решать конфликтные ситуации между родителями и подростком.

Актуальность: Именно в подростковом возрасте проблема взаимоотношений очень актуальна, так как, несмотря на все близкие связи, ребенок в этот период меняется и растет. В этот период как никогда нужно поддержка и понимание самых близких ему людей — родителей.

Цель: Выявление причин конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Попытка разработать правила общения «родитель – подросток»

Основные задачи: 1.Узнать особенности подросткового возраста

2.Изучить взаимоотношения родителей и подростка на примере нашего класса.

3. Выяснить причины конфликтов между родителями и подростком на основе проведения диагностик, опросов и изучения литературы.

4. Разработать рекомендации взаимоотношений «родитель-подросток»

Объект исследования: учащиеся 8 класса и их родители.

Гипотеза: Я считаю, что взаимопонимание в подростковом возрасте между родителями и детьми возможно при выполнении определённых условий и правил общения.

Для изучения данной темя я выбрала следующие методы исследования: теоретические — анализ литературы по теме, диагностические — психологическая диагностика, анкетирование.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью показать на примере исследования о необходимости поддерживать хорошие взаимоотношения между родителями и подростками.

Подростковый возраст.

1.1.Что такое подростковый возраст и как он проявляется?

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. [5]

Период подросткового возраста не имеет определенных рамок. Многие психологи, например: Людмила Петрановская считает, что подростковый возраст это период с 11-12 лет до 15.[2] А Дэниел Сигел уверен, что этот период с 12 до 24 лет, т.е до поздней юности.[3]

Общая характеристика подросткового возраста отличаются следующими чертами поведения:

-Эмоциональная неустойчивость-это непостоянство эмоциональных реакций и интересов, их непредсказуемость.[4]

-Резкое ухудшение поведения. Проявляется оно в негативизме – это поведение, направленное на отрицание рекомендаций, инструкций, просьб и пожеланий взрослых людей (в основном родителей и педагогов).[7]

-Риски. В этом возрасте мы часто отдаем себе отчет в негативных последствиях наших действий. Но даже в этом случае мы придаем большее значение потенциальным выгодам такого поведения: острым ощущениям, совместному опыту, веселью. [3]

-Реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения.

-Ощущение себя взрослым. В этом возрасте еще нет понимания того, что права влекут за собой обязанности, что это взаимозависимые понятия.[4]

-Самоисследование, самоанализ. Стремление к признанию окружающими своих заслуг.[5]

— Повышенная критика к себе. Поглощённость собой, постоянная потребность оценивать себя делает и особая ранимость в связи с этим.[4]

Характеристикой подросткового возраста является чрезвычайно сильное влияние сверстников. Одним из самых важных факторов является их положение в группе. При этом мнение родителей и других взрослых часто проигрывает по сравнению с авторитетом подросткового сообщества.[4]

Подростковый возраст психология признает одним из самых сложных периодов развития личности. Это трудное время родители должны пройти вместе со своими детьми.[4]

1.2.Взаимоотношения родителей и подростков

Как уже говорилось ранее, одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, и старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Из курса обществознания мы знаем, что одна из задач родителей – социализация своего ребёнка в обществе. Социализация – это процесс становления личности, в котором происходит усвоение норм и ролей, предназначенных человеку. Задача социализации решается старшими на протяжении всего периода от рождения до взросления ребёнка. В ходе социализации человек, постоянно работая над собой, становится личностью.

Из факторов социализации, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. [6]

Таким образом, мы считаем, что семейные взаимоотношения играют одну из главных ролей в социализации личности подростка и оказывают большое влияние на его дальнейшую жизнь.

1.3.Самые распространенные причины конфликты и пути их решения.

По мнению психологов, конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Попытаемся рассмотреть, какие цели и интересы преследуют участники конфликта «Родитель-подросток».

Самая распространенная жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!» Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери — вот что в первую очередь создает барьер между родителями и растущими детьми.[1]

Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Ребенок чувствуя себя взрослым , хочет решать или принимать участие в решении некоторых проблем в семье. Родители очень часто требуют от детей ответственности за поступки, но излишний контроль и отсутствие доверия к подростку «отбивает» у него охоту нести эту ответственность. Родители часто проявляют волнение за подростка, а он всем своим поведением старается показать, что он уже взрослый.[2]

Как найти «золотую середину» в этих взаимоотношениях? Попытаемся разобраться на примере 8-го класса.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Исследование «Взаимоотношения в семье»

Мы проводили исследование в 8 «Б» классе. Для учащихся была проведена анкета «Изучение степени удовлетворенности характером взаимоотношений в семье» (тест Т.Шрайберг) (см. Приложение 1.). Всего в опросе приняло участие 23 учащихся возрасте 13-15 лет. Тест направлен на изучение степени удовлетворенности школьника характером взаимоотношений в семье.

В итоге были получены следующие результаты:

52 % учащихся-имеют неблагоприятную семейную ситуацию

47% учащихся –имеют формализованное общение с родителями

1% учащихся-имеют благоприятную семейную ситуацию

Для удобства мы перенесли эти данные в диаграмму. (см. приложение 2)

Вывод: Большинство учащихся 8 класса имеют неблагоприятные взаимоотношения с родителями.

Следующее исследование необходимо для того, чтобы выяснить, связано ли неблагоприятные отношения с родителями с общим уровнем взаимоотношений в семье.

2.2.Исследование «Моя семья»

Мы проводили исследование в 8 «Б» классе МОУ Лицей. Для учащихся была проведена анкета «Моя семья» (см. приложение 3). Всего в опросе принимало участие 21 учащийся в возрасте 13-15 лет. Анкета направлена изучение уровня взаимоотношений в семье.

Читайте так же:
Что делать если боишься первых отношений. Девушка боится отношений? Что делать парню при этом, почему это происходит? Советы психолога

В итоге были получены следующие результаты:

50% учащихся имеют благополучный уровень взаимоотношений в семье. 47% учащихся имеют удовлетворительный уровень взаимоотношений в семье. 2% учащихся имеют неблагоприятный уровень взаимоотношений в семье.

Вывод: Большинство учащихся 8 класса имеют благополучный уровень взаимоотношений в семье.

То есть, несмотря на благополучный уровень взаимоотношений в семье, существует некое непонимание между родителями и подростками. Как избежать этого непонимания и не допустить конфликтов? Для этого мы разработали анкету-пожелание, которую заполняли и дети, и родители 8 «б» класса.

2.3.Анкета-пожелание

«Чтобы вы хотели изменить во взаимоотношениях «родитель – подросток»

В результате получились следующие ответы:

«не хотят ничего менять и их все устраивает» — 37%.

«хотят чтобы в семье было меньше конфликтов и ссор» — 59%

«хотят больше разговаривать по душам» — 52%

«чтобы родители разрешали им чуть-больше» — 62%

«уважали их мнение» — 57%

«чтобы родители перестали ссориться и в семье было все хорошо» — 44%.

«Хочу, чтобы ребёнок был более самостоятельным» — 67%

«Понимал, что родителям тяжело» — 23%

«Понимал, что ругаемся, потому что любим» — 25%

«Чтобы ничего не скрывал» — 68%

«Чтобы не заставлял волноваться, отвечал на телефон» — 32%

Вывод : таким образом, и та и другая сторона хотят взаимопонимания , любви и внимания друг друга.

Теоретическая часть работы показала нам, что проблем в общении родителей и детей много и практически всегда они связаны с непониманием между растущим подростком и волнующимся за него родителям.

Период подросткового возраста труден как для взрослых, так и для детей. Перепады настроения, желание быть взрослым, доказать свою самостоятельность – все эти стремления 12-15летних детей не всегда нравятся родителям, которые ещё не совсем готовы видеть в своем ребёнке взрослого человека.

Но в любом сложном жизненно периоде очень важна поддержка близких людей и необходимо перестроить взаимоотношения между родителями и детьми так, чтобы конфликтов было как можно меньше, а если бы они возникали, то быстро гасли.

В результате нашего исследования мы убедились в правильности гипотезы: стиль взаимоотношений в семье, где растёт ребёнок-подросток должен быть изменен, в результате чего можно будет избежать проблем взаимоотношений между детьми и родителями.

Для того, чтобы помочь таким семьям, мы попытались сформулировать эти правила.

Правила взаимоотношений в семье, где есть подросток.

Стараться избегать ссор и конфликтов между всеми членами семьи.

Уважать мнение друг друга – сначала выслушать спокойно, а потом уже, высказав также спокойно свою точку зрения, предложить несколько вариантов решения, которые бы устраивали всех. Выбрать оптимальный.

Больше доверять подростку.

Принимать во внимание, что родителям свойственно волнение за детей. Поэтому всегда говорить, какие у вас планы, где вы находитесь, отвечать на телефон.

Не бояться высказывать друг другу свои мнения, даже если они могут быть ошибочными.

НИКОГДА не повышать голос друг на друга.

Уважать мнение другого, советоваться друг с другом, не высмеивать ошибки.

Если возникает безвыходная ситуация – обязательно посоветоваться друг с другом. И не распространять личную информацию всем знакомым, если её доверили по секрету.

Быть не только членами семьи, но и друзьями.

Любить друг друга таким, какие есть.

Список литературы:

Кон , И.С. Психология ранней юности/ И.С Кон – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

Петрановская , Л.В. Большая книга про вас и вашего ребенка/ Л.В. Петрановская – М.: АСТ, 2017. – 370 с.

Сигел , Д. Растущий мозг/ под ред. Е.Олейник- М.: Эксмо, 2016. – 272 с.

Подростковый возраст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : http://love-mother.ru/podrostkovyj-vozrast-psihologiya-osobennosti-harakteristika.html (4.02.2019)

Вотрина, С.А. Особенности подросткового возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : http://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html (4.02.2019)

Значение семьи в жизни человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://otnosheniya.temaretik.com/1306655787432019977/znachenie-semi-v-zhizni-cheloveka/ (4.02.2019)

Учаев , Е.Г. Особенности подросткового возраста и поведение родителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://www.b17.ru/article/osobennosti_podrostkovogo_vozrasta/ (4.02.2019)

Изучение степени удовлетворенности характером взаимоотношений в семье (тест Т.Шрайберг)

Он направлен на изучение степени удовлетворенности школьника характером взаимоотношений в семье.

Показателем крайне неблагоприятной семейной ситуации является результат по тесту – менее 30 баллов. Формализованное общение – 30- 40. Об эмоциональной близости членов семьи, а следовательно, благо­ приятном психо-эмоциональном фоне свидетельствует результат – более 50 баллов, а об идеальных отношениях – более 80.

Инструкция: выразите степень своего согласия со следующими ут­ верждениями

Отношения родителей и детей: проблемы и коррекция

Гармоничные отношения между родителями и детьми – основа психологического здоровья ребенка. Если в семье разлад, ребенок подвергается постоянным унижениям или, наоборот, находится на привилегированном положении, развитие психосоматических симптомов неизбежно. Поэтому при возникновении проблем во взаимоотношениях между родителями и детьми нужно не дожидаясь, пока конфликт усугубится, прибегнуть к коррекции.

Особенности межличностных семейных отношений между родителями и детьми

Здоровье ребенка зависит от многих факторов, и ведущим из них являются отношения родителей и детей. Предпосылки для многих болезней закладываются в период внутриутробного развития и в раннем возрасте, поэтому взаимоотношения между родителями оказывают на здоровье ребенка решающее значение. Ребенок появляется на свет беззащитным, не имеющим опыта взаимодействия с внешним миром и всему учится у родителей, в результате общения с ними.

Особенности существования брака, взаимоотношения между супругами и отношения детей и родителей в семье влияют на развитие психосоматических болезней, от которых обычно страдает вся семья. Как правило, у родителей и других родственников больного ребенка они тоже выявляются. Поэтому эффективное лечение заключается в коррекции взаимоотношений между всеми членами семьи, в первую очередь в супружеской паре и между родителями и детьми.

Семья — это устойчивая замкнутая система, в которой каждый из членов выполняет определенную роль. В связи с этим для изменения состояния здоровья ребенка требуются перемены в семье. Взрослым необходимо осознать и понять сложившуюся ситуацию в целом, изменить межличностные отношения родителей и детей, чтобы найти выход и что-то изменить.

Психологические проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми

Для выздоровления детей с психосоматическими реакциями и болезнями необходимо выяснить, в чем причина проблем во взаимоотношениях родителей и детей, в чем причина их внутреннего конфликта. Многие родители поначалу не желают признавать, что у ребенка имеются серьезные психологические трудности. Они считают его маленьким, не понимающим взрослой жизни, а значит, и не имеющим собственных желаний и переживаний. Они ищут причину болезни во внешних обстоятельствах (например, плохая экология), порой обвиняют врачей в неграмотном лечении и не понимают, что на здоровье самое большое влияние оказывают семейные отношения и домашняя атмосфера. Свое же повышение артериального давления и сердечный приступ связывают с сильными эмоциями и стрессами.

Такое расхождение во взглядах на причины взрослых и детских болезней связано опять же с недооценкой личности ребенка и недостаточным вниманием к нему.

Если у взрослых болит голова, то они требуют сочувствия и тишины. Но не обращают внимания на подобные жалобы ребенка и продолжают конфликтовать друг с другом, не беспокоясь о том, что ребенок слышит крик и все те нелицеприятные слова, которые они произносят. При этом родители могут любить ребенка и в определенной мере заботиться о нем. В таких ситуациях проблема заключается не в отсутствии родительской любви, а в неумении строить отношения с дочерью или сыном так, чтобы не травмировать их психику, а способствовать развитию личности, сохранению здоровья. Психосоматические болезни возникают чаще в результате многократно повторяющихся ситуаций, которые остаются родителями незамеченными и воспринимаются как нечто обыденное, т.е. нормальное. Важно понять, что если ребенок все время болеет, значит, в семье что-то не так и надо начать исправлять ошибки.

Читайте так же:
Дети, которые ничего не делают. Духовная жизнь — это борьба. Отношения между ребенком и другим ребенком

Наиболее частыми причинами психосоматики у детей являются неправильно выстроенные семейные отношения родителей и детей: воспитание по принципу Золушки, кумира семьи или с гиперопека. Родители не используют при этом разнообразные методы воздействия на ребенка, а сосредоточены на небольшом числе однотипных. Например, при типе воспитания «Золушка» ребенок лишен любви и тепла. Особенности отношений ребенка и родителей в этом случае заключаются в том, что малышу уделяют внимание только в случаях контроля, критики, сравнения с другими детьми, обвинений. В таких семьях детей часто подвергают наказаниям, в том числе физическим. Они растут подавленными, с комплексом неполноценности. Такие дети наиболее подвержены психосоматическим болезням.

Если отношения в семье между детьми и родителями выстроены таким образом, что взрослые воспитывают в семье кумира, то многое ему позволяют, во всем видят проявления его гениальности. Ребенок растет избалованным, стремится всегда и везде быть лидером, но не способен дружить со сверстниками, нести ответственность за свои действия. Везде ему хочется выделиться и быть самым лучшим, как в семье, однако все оказывается иначе, и ребенок уязвлен, страдает от несоответствия желаемого и действительного.

Если семейные отношения между родителями детьми предполагают гиперопеку, то взрослые лишают ребенка самостоятельности и постоянно держат под своим контролем. Ребенок живет в подавленном эмоциональном состоянии и страдает от многих болезней.

Если психологическая проблема отношений родителей и детей лежит в гипоопеке, то ребенок не получает родительской заботы и предоставлен сам себе. Недостаток положительных эмоций, ласки и общения трансформируются в болезнь как средство привлечения внимания.

В психологии отношений родителей и детей выявление ошибок в выборе методов воспитания и использование разных психолого-педагогических приемов помогают исправить ситуацию. Для гармоничного развития ребенку необходимы поощрения, похвала и приемлемые виды критики, наказания, разумные запреты и ограничения, возможность проявить самостоятельность и выразить свое мнение, поддержка родителей. Чем больше приемов используют родители в воспитании своих детей в разных ситуациях, тем более адаптивному поведению они могут их научить.

Как наладить и улучшить доверительные отношения с ребенком

Изменение психологии отношений между родителями и детьми необходимо начинать с себя. После признания своих ошибок важно сделать первые шаги по преодолению негативных эмоций и провоцирующих болезни ситуаций. Для коррекции отношений между родителями и детьми нужно предпринять следующие шаги.

1. Не выплескивайте злобу и агрессию на окружающих , а постарайтесь сдержаться и осознать свое состояние. Проговорите про себя, что вы злитесь на то, что… Можете произнести это и вслух, но только спокойным тоном, чтобы другие поняли вас и не заразились агрессией и недовольством.

2. Если вы не знаете, как наладить отношения с ребенком , научитесь спокойно с ним разговаривать и интересуйтесь его мнением, предоставляйте ему выбор и учитывайте его желания. Не вынуждайте ребенка заниматься тем, чем он не хочет.

3. В глубине души вы наверняка любите своего ребенка , поэтому не стесняйтесь показывать свои чувства, демонстрируйте свои лучшие качества и проявляйте по отношению к нему ласку (почаще обнимайте, гладьте по голове, целуйте). Так вы покажете ребенку, что любите его, а ваши отношения станут более доверительными и близкими.

4. Не показывайте в семье свое плохое настроение и не рассказывайте ребенку о своих многочисленных проблемах. Дети очень быстро перенимают тревожное состояние взрослых и будут переживать за вас, испытывать вину за то, что не могут вам помочь. Чтобы наладить доверительные отношения с ребенком, как вам того бы хотелось, старайтесь справляться с личными проблемами сами, а при необходимости лучше обратитесь к психологу.

5. Наблюдайте за своим состоянием и мыслями. Если вы часто замечаете, что раздражаетесь на ребенка, у вас возникает желание поругать и обвинить его, то тогда проблема не связана с ним, а только лично с вами. Попытайтесь ее разрешить, это поможет не срываться на ребенке.

6. Понятно объясняйте ребенку о существующих правилах, предъявляемых требованиях. Он должен четко понимать, что можно, а что нельзя и почему. Разрешайте ребенку больше, чем запрещаете. Чтобы устранить проблемы в отношениях между родителями и детьми, будьте последовательны в воспитании и придерживайтесь установленных правил.

7. Предоставляйте ребенку достаточно самостоятельности и свободы. Если он уже подрос, то не нужно опекать его, как в раннем детстве, не надо следить за каждым его шагом, желая уберечь от всего. Полезнее для него будет постепенное расширение границ и приобщение к самостоятельной жизни. Решить некоторые вопросы с другими детьми, выбрать спортивную секцию и многое другое он может сам, без вмешательства родителей.

8. Не сосредотачивайте все свои силы и внимание на ребенке. Находите время для себя и своих увлечений. Это придаст вам уверенности, независимости, повысит самооценку и авторитет в глазах ребенка. Вы перестанете думать только о нем, а ваши спокойствие и возросшая доля собственной свободы пойдут ему на пользу. Только не слишком отдаляйтесь от ребенка и проявляйте к нему внимание, дарите ласку, общайтесь с ним.

9. Никогда не обижайте других в присутствии ребенка, а также не позволяйте этого делать ему. Если он замахнулся на кого-то палкой и выкрикнул обидные слова, то не оправдывайте его тем, что он еще маленький. Будьте с другими взрослыми в семье в этом едины.

10. Ещё одна эффективная рекомендация, как улучшить отношения с ребенком , – почаще вспоминайте о том времени, когда вы сами были маленьким. Позвольте себе расслабиться и поиграть вместе со своим ребенком, повеселиться и побегать. Это способствует взаимопониманию, помогает сблизиться, делает отношения более доверительными.

11. Пробуйте меняться с ребенком ролями. Это можно сделать во время игры в дочки-матери, при выполнении домашних дел. Вы многое узнаете о себе и научитесь лучше понимать друг друга. Если ребенок проявляет желание ухаживать за домашними животными, помогать близким, то поощряйте его.

12. Не скрывайте от ребенка своих чувств и не подменяйте их другими. Просто проявляйте их умеренно. Так вы будете естественны в своих проявлениях и научите ребенка радоваться, любить, справляться с горем, растерянностью и пр. Подмена эмоций приводит к несоответствию внутреннего состояния поведению и вызывает в итоге раздражительность, отстраненность. Часто родители пытаются скрыть свои тревогу, беспомощность, страх и становятся строгими, требовательными, отдаляются от ребенка, вместо того чтобы учиться жизни и расти вместе с ним.

Читайте так же:
Могут ли мужчины и женщины услышать друг друга. Мужчина и женщина ищут в отношениях внимания к себе. Любое неудовлетворение в отношениях возникает из-за того, что одна из сторон недополучает внимание от партнера

13. Не переносите негативные эмоции с какого-либо человека на напоминающего его ребенка. Тем более не приписывайте ему чужих недостатков. Ваш ребенок индивидуален, у него наверняка немало хороших качеств и есть за что его хвалить.

14. И ещё один важный совет, как наладить отношения с ребенком. По возможности занимайтесь сами воспитанием детей и не отдавайте их бабушкам, которые склонны постоянно тревожиться, переживать, всего опасаться и не приветствуют общения с ровесниками. Такое воспитание может оказать большое влияние на личность ребенка вопреки вашим педагогическим методам. Обычно дети, выросшие на попечении бабушки, отличаются неуверенностью, повышенной тревожностью, имеют множество страхов. У них возникает немало трудностей в общении с ровесниками.

Отношения с родителями влияют на развитие детей

Отношения с родителями влияют на развитие детей

Воспитание детей наполняет жизнь родителей смыслом, но в тоже время часто их расстраивает. Во взаимоотношениях родителей и детей раскрываются их лучшие и худшие качества. Родители делают все возможное, чтобы правильно воспитывать своих детей: используют разные педагогические методы, читают книги, посвященные воспитанию детей, общаются друг с другом и т.д. Но в конце концов приходят к выводу, что весь секрет во взаимоотношениях с ребенком таков: чем крепче отношения, тем легче проходит воспитательный процесс.

Итак, как же укрепить взаимоотношения между родителями и детьми? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Понимание взаимоотношений между детьми и родителями

Крепкие взаимоотношения между детьми и родителями способствуют физическому, эмоциональному и социальному развитию ребенка. Это уникальная связь, которую испытывают все родители и дети и которая приносит им не сравнимое ни с чем удовольствие. Поэтому они стараются развивать эту связь на протяжении всей жизни.

Такие взаимоотношения формируют личность ребенка, закладывают основы его выбора и поведения в разных ситуациях. Исследования показывают, что здоровые взаимоотношения между родителями и детьми положительно сказываются как на детях, так и на общей атмосфере в семье.

Почему важны позитивные взаимоотношения между родителями и детьми?

У любящих родителей вырастают любящие дети. Ваши взаимоотношения с детьми и степень вашей привязанности к ним влияют на будущее ребенка, на его социальное, физическое и психическое здоровье.

Рассмотрим несколько преимуществ здоровых взаимоотношений детей и родителей:

  • маленькие дети, имеющие здоровую и крепкую привязанность к своим родителям, располагают большими шансами на счастливые и глубокие отношения во взрослой жизни;
  • ребенок, который имеет здоровые взаимоотношения со своими родителями, учится регулировать свои эмоции в сложных ситуациях;
  • связь с родителями способствует умственному, языковому и эмоциональному развитию ребенка;
  • взаимоотношения с родителями формируют у ребенка оптимистичное и уверенное социальное поведение;
  • участие родителей в повседневной жизни ребенка способствует улучшению успеваемости в школе и развитию навыков обучения;
  • безопасная привязанность ребенка к родителям приводит к развитию его социальной, эмоциональной и познавательной сфер. Дети также развивают навыки решения задач.

Связь между родителями и детьми должна быть не только сильной, но и гибкой, потому что нельзя вести себя с десятилетним ребенком так же, как и с трехлетним.

Взаимоотношения между родителями и детьми в разном возрасте

Воспитание детей – это непрерывный процесс, приносящий родителям много радостей и трудностей. В каждом возрасте взаимоотношения родителей и детей имеют свои особенности.

Младенчество – отношения, основанные на теплоте и безопасности

Первые полгода жизни младенцы в основном едят, спят и плачут, а родители кормят, берут их на руки и меняют им подгузники. Такое взаимодействие формирует ожидания родителей и детей друг от друга.

Когда ребенок голоден, он начинает капризничать. Во время кормления его потребность удовлетворяется и он счастлив. Родители также становятся счастливы, поскольку смогли удовлетворить потребности ребенка.

Когда родители любят ребенка и ухаживают за ним, т. е. выполняют свою основную функцию в его воспитании, они создают с ним четкие и уникальные отношения. В таком случае к годовалому возрасту ребенок обычно формирует крепкую привязанность к родителям.

1–3 года: первый социальный опыт

Когда ребенок начинает ходить, родители учат его правильному поведению, объясняют ему, что хорошо, а что плохо, и поощряют его хорошее поведение. Родители помогают ребенку социализироваться и готовят к детскому саду и жизни в обществе.

Дошкольный возраст: определение стиля воспитания

Когда ребенок достигает дошкольного возраста, родители применяют различные стили воспитания, при этом один из стилей становится основным. Однако в реальной жизни родители не могут использовать постоянно один и тот же стиль, необходимо задействовать разные стратегии и комбинировать их. Взаимоотношения родителей и детей в этом возрасте определяются выбранным стилем воспитания.

Исследования показывают, как чувствуют себя дети, которых воспитывают родители, придерживающиеся разных стилей:

  • дети демократичных родителей уверены в себе, счастливы и целеустремлены;
  • дети авторитарных родителей несчастны, неуверены в себе и подвержены страхам;
  • дети либеральных родителей не имеют достаточно развитых социальных навыков, безответственны и плохо справляются с собственными эмоциями;
  • дети индифферентных родителей имеют больше проблем с поведением и эмоциями, чем остальные.

Школьный возраст: познание окружающего мира

Когда ребенок идет в школу, его внимание переключается с семьи на сверстников, но это не влияет на динамику взаимоотношений между родителями и детьми. Навыки ребенка в социальной и познавательной сферах развиваются, он получает новый социальный опыт за пределами семьи.

В этот период коммуникация между родителями и детьми обычно носит двусторонний характер. Ребенок сообщает родителям о своих потребностях и показывает, что ему нравится или не нравится. Односторонний или двусторонний характер взаимодействия определяется стилем воспитания, который используют родители.

Родители обычно придерживаются того же стиля воспитания, что и в дошкольном возрасте. Это влияет на ребенка и в школьном возрасте:

  • демократичный стиль воспитания способствует развитию у детей социальных навыков и высокой самоценки;
  • авторитарный стиль приводит к низкой самооценке, слабо развитым социальным навыкам и агрессивности;
  • либеральный стиль приводит к тому, что дети становятся импульсивными, агрессивными и безответственными.

Подростковый период: уважение личного пространства ребенка

Подростковый возраст – бурный период, в течение которого у ребенка происходят значительные физические и психические изменения. Родители должны понимать потребности своего ребенка, поддерживать его и давать ему свободу действий, не прибегая к чрезмерному контролю.

Любовь и принятие родителями, позитивный подход в воспитании – это наиболее эффективный способ воспитания подростков.

Взрослый возраст: общение на равных

Взрослый период жизни – это время, когда родители и дети начинают общаться на равных и могут полагаться друг на друга. Иногда взрослым детям трудно найти баланс между отношениями со своей семьей и родителями. Это может вызывать у них сильный стресс. Однако большинство взрослых детей поддерживают здоровые отношения со своими родителями.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию